Студопедия — Cодержательный модуль П. Психология познавательных процессов, деятельности, общения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Cодержательный модуль П. Психология познавательных процессов, деятельности, общения






Тема 12. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫе ПРОЦЕССы. Ощущения и восприятие

 

Общая характеристика познавательных процессов.

Познавательные процессы (внимание, ощущение и восприятие, память, мышление, воображение, речь) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку предварительно определять цели, планы, содержание и результаты деятельности, которую он должен выполнить, предусматривать ее ход и последствия, руководить ею. Познавательная (когнитивная сфера) помогает человеку в построении модели мира. В реальном познании все когнитивные процессы объединены, взаимообусловлены, действуют как части механизма, который обеспечивает адаптацию человека к изменениям в окружающей среде.

Степени познания

Выделяют две основных степени познания:

1. Чувственное отражение (ощущения, восприятие, представления), присуще как человеку, так и животным. Но если у человека это начальная форма ориентирования, то у животных – высшая форма.

2. Абстрактно-теоретическое отражение (абстрактное мышление и воображение), присуще только человеку.

Познавательная деятельность начинается с чувственного отражения мира в ощущениях и восприятиях.

Понятие об ощущении

Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

В ощущениях человеку открываются цвета и звуки, ароматы и вкус, вес, тепло или холод предметов, которые их окружают. Кроме того ощущения информируют об изменениях в собственном теле (его положении, движении всего тела и отдельных его частей), сигнализируют о нарушениях в деятельности внутренних органов и т.п.

Классификация ощущений

Основания классификации Виды ощущений  
По месту расположения раздражителей 1. Экстероцептивные (раздражитель находится вовне) - отображают свойства предметов и явлений окружающей среды. Разделяются на контактные (передают ощущения при непосредственном контакте с раздражителем - тактильные, температурные, вкусовые) и дистантные (передают раздражения от отдаленного объекта - зрительные, слуховые, обонятельные). 2. Интероцептивные (раздражитель находится внутри тела) – отражают состояние внутренних органов и тканей. 3. Проприоцептивные ( раздражитель - в мышцах и/или суставах) - передают информацию о движении и положении тела.
По органам чувств 1. Зрительные. 2. Слуховые. 3. Тактильные (ощущения от прикосновений). 4. Болевые. 5. Кинестетические (информация о положении тела в пространстве). 6. Обонятельные. 7. Вкусовые. 8. Вибрационные. 9. Статические (информация о позах). 10. Органические (информация о самочувствии).

Общие свойства ощущений

Свойство Содержание
Качество Особенность определенного вида ощущений, которая отличает их от других видов (зрительные, слуховые, тактильные и другие). Зависит не только от природы раздражителя, но и от нервно-психического состояния, имеющейся установки, склонности к внушению и тому подобное
Длительность Временная характеристика ощущений. Они возникают через определенное время после начала действия раздражителя, а исчезают через определенное время после его окончания. Пример. Болевые ощущения возникают через 370 миллисекунд после раздражения
Инерция «Последействие» ощущений. Пример. В зрительном анализаторе отдельные кинокадры с определенной скоростью проекции воспринимаются как непрерывное изображение
Пространственная локализация Информирование о местоположении раздражителя во внешней среде (тактильные ощущения) или в организме человека (болевые ощущения). Пример: локализация тактильных ощущений точнее, чем локализация болевых
Интенсивность Характеристика силы (энергии) раздражителя, а также функционального состояния соответствующего органа чувств

Совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, которые принимают участие в восприятии, переработке и реагировании на раздражители называется анализатором. Афферентные структурыпередают возбуждение от рецепторов (органических «датчиков», которые находятся на поверхности тела или внутри, воспринимают физические, химические, механические и другие раздражения и превращают их в нервные электрические импульсы) к ЦНС (мозгу). Эфферентные - передают сигналы от ЦНС к периферии тела.

Для возникновения ощущения необходима определенная энергия раздражителя (стимула). Значение стимула, воздействующего на органы чувств, которое вызывает ощущение определенного качества (зрительное, слуховое, тактильное и т.п.), называется порогом ощущения.

Минимальная сила раздражителя, вызывающая ощущение - это нижний абсолютный порог чувствительности соответствующего анализатора; максимальная сила раздражителя, при которой данное ощущение еще сохраняется – это верхний абсолютный порог. Примеры.

Средние значения абсолютных порогов:

Ощущение Средние значения
Зрение Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от окна
Слух Способность воспринимать тиканье наручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м
Вкус Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в растворе, который содержит 8 л воды
Запах Ощущение наличия одной капли духов в помещении из шести комнат
Прикосновение Ощущение поверхностью кожи движения воздуха от падения крыла мухи на расстоянии 1 см

Изменение параметров уже имеющегося ощущения (относительный порог ощущения) - это величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на органы чувств, чтобы одновременно изменилось и вызываемое им ощущение.

По закону Вебера-Фехнера (основной психофизический закон), если сила раздражителя растет в геометрической прогрессии, то сила ощущения увеличивается в арифметической. Однако, по закону С.Стивенса, который уточнилданные своих предшественников, между раздражителем и ощущением чаще существует степенная связь. Для ощущений разного качества показатель степени изменяется. Пример. Для ощущения света он равняется 0, 33; для электрического тока - 3, 5. Удвоение яркости света изменяет его видимую яркость всего на 25%, а удвоение силы тока – усиливает ощущение от его удара в 10 раз.

Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения, называется разностным (дифференциальным) порогом. Значения всех выделенных порогов меняются в процессе адаптации. Они подвержены влиянию множества факторов, включая индивидуальные особенности функционального состояния человека.

Сенсорная адаптация - приспособление уровня чувствительности к интенсивности раздражителя. Она может быть:

а) негативной - полное или частичное исчезновение ощущений при длительном действии раздражителя. Пример: приспособление к прохладной морской воде;

б) позитивной - возникновение ощущений при длительном действии раздражителя. Пример: человек видит предметы в темной комнате, приспособившись к темноте.

С адаптацией связаны такие явления как синестезия и сенсибилизация.

Синестезия - возникновение ощущений одного качества (модальности) под воздействием раздражителя специфического для другого. Примеры: звук наряду со слуховыми ощущениями вызывает и зрительные («цветовой слух»).

Пример. У А.Скрябина звук вызывал переживание цвета, света, вкуса и даже прикосновения. Он отмечал цвета отдельных нот в партитурах. Н.Римский-Корсаков считал, что «ми-мажор» - синий, «ми-минор» - сиреневый, «фа-минор» - серовато-зеленый, «ля-мажор» - розовый и т.п.

Цвет стен в комнате вызывает тактильные ощущения (тепла – желто-оранжевый или холода – голубой).

Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в результате их взаимодействия (повышение остроты зрения под воздействием музыки) или их тренировки. Пример. Игра на скрипке нуждается в исключительно высоком развитии музыкального слуха исполнителя, потому в среднем у скрипачей он развит несколько лучше, чем у пианистов.

К сенсибилизации также может приводить необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота). Пример. Повышенное развитие слуха у слабо видящих людей.

Понятие о восприятии.

Восприятие - это психический процесс целостного отражения человеком предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, с учетом предыдущего опыта. Восприятие, основываясь на ощущениях, которые информируют только об отдельных характеристиках объектов (цвет, звучание, запах), не исчерпывается ими, а отражает предмет в целом. Но целое, при этом, не равняется сумме составляющих, а представляет собой качественно новое образование. Пример. Музыка не является простой суммой разных звуков и не присутствует в каждом из них.

Благодаря своим свойствам, восприятие идентифицирует те или иные предметы, отделяет их от среды, раскрывает их значения и функции.

Свойствавосприятия Содержание
Предметность Разные по качеству ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и т.п.), получаемые от определенного предмета, совмещаются, и полученный результат соотносится с образом предмета, который хранится в памяти (предметный образ). Так человек определяет, с каким именно предметом он имеет дело. Пример. Выделение фигуры на определенном фоне, где фигура - образ предмета, а фон - образ окружающего пространства.
Целостность и структурность Внутренняя взаимосвязь разных частей, а также частей и целого в образе предмета. Даже если изменяются отдельные ощущения от предмета, но сохраняются отношения между ними, общая структура образа остается неизменной. Пример. Та же мелодия на разных музыкальных инструментах или в разных регистрах воспринимается одинаково. Целостность позволяет «достраивать» в уме и адекватно воспринимать определенные предметы даже при отсутствии некоторых элементов. Пример. Круг и две соответствующим образом расположенных точки внутри него могут восприниматься как лицо.
Константность Несмотря на изменение условий наблюдения, образы воспринимаемых предметов остаются неизменными. Пример. Правая ладонь находится на расстоянии вытянутой руки от глаз воспринимающего субъекта, левая - вдвое ближе. Ладони кажутся одного размера, хотя изображение на сетчатке правой ладони, составляет лишь половину изображения левой.
Осознанность (категориальность) Восприятие предметов и явлений имеет обобщенный характер и тесно связано с имеющимися у воспринимающего субъекта знаниями о них, с тем, как он понимает их сущность, с его мышлением. Каждый предмет отражается в слове-понятии и относится к определенному классу. На этом основании в предмете отыскиваются признаки, свойственные всем предметам этого класса. Пример. Предмет определенного размера и цвета, который имеет клюв, крылья, помахивает ими и таким образом перемещается в пространстве, будет восприниматься как птица. С увеличением объема знаний, с развитием мышления изменяется и степень осознанности восприятия, расширяются его возможности. Пример: человек, который не знаком с «серьезной» музыкой, может воспринимать произведения современного композитора как набор звуков, а специалист - как мелодию.

Закономерности восприятия

Зависимость восприятия человека от жизненного опыта, особенностей личности, поставленной цели и установки называется апперцепцией. Это проявление субъективности образа. Пример. Профессиональное восприятие: тренер по боксу, может замечать у других людей, прежде всего присутствие либо отсутствие боксерских навыков.

Большую роль в восприятии играют установки (готовность определенным образом воспринимать предмет или действовать по отношению к нему). Они складываются в процессе жизни человека и подсознательно влияют на восприятие и другие познавательные процессы. Пример. Человек, воспитанный на расистской пропаганде, может воспринимать представителей определенных рас как «недочеловеков».

Зрительные иллюзии (искажение восприятия действительности):

- иллюзия цвета - человек выглядит стройнее в одежде черного цвета и более полным - в светлой одежде;

- иллюзия движения - во время поездки в автобусе, кажется, что все предметы движутся нам навстречу;

- иллюзия кино - отдельные картинки (кадры) воспринимаются как единое целое благодаря явлению последействия в анализаторах (предыдущая информация оставляет след).

Механизмы восприятия пространства, размера, направления, времени, движения

1. Восприятие пространства обеспечивается:

а) наличием в мозге специальных клеток-детекторов, которые выделяют в поле зрения необходимые элементы (линии, углы, контрасты и тому подобное);

б) законами (принципами) восприятия:

- близость друг к другу элементов поля зрения: чем ближе эти элементы друг к другу, тем более вероятно, что при восприятии они составят единый образ (пример);

- подобие элементов друг другу: подобные элементы имеют тенденцию к объединению (пример);

- фактор «естественного продолжения»: элементы, которые являются частями знакомых нам фигур, при восприятии объединяются именно в эти фигуры, а не в другие (пример);

- замкнутость: элементы поля зрения стремятся создать целостное, замкнутое изображение (пример);

в) жизненный опыт от перемещения тела человека и отдельных его частей в пространстве.

2. Восприятие времени связано с:

а) «биологическими часами»: ритмом работы сердца и особенностями обмена веществ в организме. Пример. Алкоголь тормозит, а кофеин ускоряет восприятие времени.

б) темпераментом человека. Пример. Меланхолик субъективно воспринимает минуту как минуту, холерик как 0, 7, сангвиник - 0, 8, флегматик - 1, 1 минуты.

в) наполненностью времени определенной деятельностью. Пример. Когда человеку интересна определенная работа, время проходит быстрее и наоборот.

г) настроением человека. Пример. Когда у человека хорошее настроение, время для него проходит быстрее.

3. Восприятие движения зависит от ряда факторов:

а) с помощью специальных нейронов-детекторов устанавливается факт движения;

б) его направление определяется в зависимости от того, как «двигается» изображение на сетчатке глаза;

в) его скорость – в зависимости от скорости этого «движения».

4. Восприятие размера связано с законом константы. При небольших изменениях расстояния до предмета, его размеры изменяется мало, или не изменяется вообще.

 

Тема 13. Внимание

Понятие о внимании

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах. Внимание имеет селективный характер. На органы чувств человека постоянно влияет множество раздражителей. Внимание позволяет провести отбор наиболее важной информации, которая отвечает его потребностям и интересам; обеспечить осуществление необходимых программ жизнедеятельности, постоянный контроль над их протеканием.

В отличие от других познавательных процессов внимание не имеет собственного предмета познания, но является необходимым условием успешности познавательной и любой другой деятельности.

Виды внимания

Вид Содержание
Непроизвольное внимание Направленность и сосредоточение сознания человека на объекте в результате спонтанного проявления его особенностей как раздражителя. Наше внимание могут привлекать предметы и явления, которые характеризуются яркостью, интенсивностью проявления, неожиданностью, динамизмом. Однако, этот вид внимания не отличается стойкостью: непроизвольно возникнув, оно так же непроизвольно переключается на другие предметы. Пример: рекламные щиты на обочине дороги.
Произвольное внимание Направленность и сосредоточение сознания, которые обеспечиваются волей человека в соответствии с поставленной им целью. Пример: конспектирование студентами текста лекции. Этот вид внимания может быть весьма эффективным при решении различных познавательных задач. Однако постоянное напряжение, связанное с необходимостью применение волевых усилий, может снижать эффективность деятельности, вызывать усталость. Пример: подготовка студента к практическим занятиям или экзамену по учебной дисциплине, которая его не привлекает.
Послепроизвольное (вторичное непроизвольное) внимание В процессе деятельности человек может настолько увлечься ею, что необходимость в волевой регуляции внимания исчезает. Обеспечивая достижение цели, внимание поддерживается непроизвольно. Таким образом, сохраняется целенаправленность действий, но снимается напряженность. Пример: занятие любимым делом.

Все виды внимания тесно связаны и взаимодействуют между собой. Примеры.

Свойства внимания.

Свойство Содержание
Объем Количество объектов, которые можно охватить вниманием и четко воспринять за ограниченный промежуток времени (0, 1 сек.). Средний объем внимания взрослого человека составляет 7 (± 2) объектов (число Миллера), ребенка – 5 (± 2). Пример.
Распределение Человек может одновременно удерживать в зоне внимания несколько объектов, выполнять несколько действий или видов деятельности. Пример: учитель во время объяснения нового материала одновременно разговаривает с учениками, пишет на доске и следит за дисциплиной в классе.
Переключение Произвольное перенесение направленности внимания с одного объекта на другой. Пример: за секунду учитель может 3 – 4 раза переключать внимание на разных учеников.
Концентрация (направленность) Степень и интенсивность сосредоточения на конкретном объекте. Пример: человек увлечен интересным фильмом.
Устойчивость   Длительность концентрации внимания на определенном объекте. На фоне устойчивости внимания наблюдаются: а) отвлечение внимания на объекты, которые непосредственно не связаны с выполняемой деятельностью; б) колебание внимания: устойчивость внимания в ходе выполнения деятельности может усиливаться либо ослабевать. Пример: внимательно читая книгу, человек, тем не менее, может пропускать отдельные фрагменты текста.

 

Внимание можно развивать. Пример. Развитие произвольного внимания дошкольника включает формирование трех основных умений: 1. Принятие постепенно усложняющихся инструкций (перевод приказа взрослого в самоприказ). 2. Удержание инструкций на протяжении игры или занятия (многократное проговаривание того, что нужно сделать). 3. Навыки самоконтроля (самостоятельное нахождение и исправление ошибок).

Результатом развития внимания является внимательность, т.е. способность сохранять высокую сосредоточенность продолжительное время, умение работать не отвлекаясь, без ошибок выполнять сложные задания и т.п.

 

Тема 14. Память

 

Понятие о памяти

Память - это процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком информации, составляющей его опыт. Данные процессы называются мнемическими (от греч. Мнемозина - муза памяти).

Мозг человека может образовывать временные нервные связи, закреплять и возобновлять следы прошлых впечатлений. Память является отражением тех или иных предметов и явлений, когда они уже не оказывают непосредственного воздействия на органы чувств. От уровня развития памяти зависит успешность поведения и различных видов деятельности человека.

Регулярное использование памяти способствует сохранению накопленного опыта, а неиспользование – его забыванию. Пример: если профессионал длительное время не активизирует профессиональную память, он теряет приобретенные умения и навыки. Причем, чем более высоким было профессиональное мастерство, тем более ощутимым будет его снижение.

Виды памяти.

Виды памяти, выделенные по разным основаниям:

Принцип классификации Виды памяти
Характер информации, которая запоминается и воспроизводится   1. Двигательная (запоминание и воссоздание собственных движений). 2. Эмоциональная (запоминания и воссоздания собственных эмоций и чувств). 3. Образная (запоминание и воссоздание образов, представлений о предметах и явлениях). 4. Словесно-логическая (запоминание и воссоздание мыслей, понятий, суждений).
Длительность закрепления и сохранения материала   1. Мгновенная (иконическая) (до 1 сек.) позволяет воспринимать и удерживать перед глазами картину мира. Пример. 2. Кратковременная (от 1 сек. до 1 мин.) позволяет запоминать и немедленно воссоздавать полученную информацию. Пример. 3. Долговременная (от 1 мин. и дольше) позволяет длительно сохранять и многократно использовать информацию. Пример. 4. Оперативная – «рабочая смесь» кратковременной и долговременной памяти, которая обслуживает умственные действия (операции). Пример: решение математической задачи. Кратковременная память сохраняет условия задачи, результаты предыдущих действий, а из долговременной «заимствуются» формулы и алгоритм решения.
Связь процессов памяти с целями деятельности   1. Непроизвольная (запоминание и воссоздание информации без специально поставленной цели запомнить ее сейчас или вспомнить в будущем). Пример. 2. Произвольная (запоминание и воссоздание информации, когда указанная цель поставлена). Пример.
Осознание (понимание) содержания информации   1. Смысловая (логическая) – запоминание информации, связанное с четким пониманием ее содержания. С новой информацией нужно работать, обобщая, анализируя, связывая логически обработанный материал с имеющимся опытом. Пример. Для того, чтобы запомнить определенный текст нужно понять его содержание, разбить на смысловые куски, соединить их в параграфы, выделить в каждом ключевые слова, установить связи между ними, осознанно воспроизвести и повторить материал. 2. Механическая – не предполагает понимания информации. Информация запоминаюотся благодаря многократному механическому повторению. Примечание. Психологи доказали, что механическое запоминание в 22 раза менее эффективно чем логическое. Но иногда и оно может быть полезным. Пример: изучение иностранного языка маленькими детьми.

Процессы памяти

Процес Содержание
Запоминание Закрепление образов восприятия, представлений, мыслей, действий, переживаний и связей между ними через взаимодействие новых данных с имеющимся опытом. Различают три формы запоминания: - запечатление – запоминание при однократном предъявлении объекта в течение нескольких секунд. Эффект запечатления усиливается эмоциональным фоном, на котором оно происходит. Пример: жертва видит лицо преступника лишь мгновение, но может запомнить на всю жизнь. - непроизвольное запоминание – не требует специальных усилий, осуществляется автоматически при многократном повторении информации в процессе осуществления определенной деятельности. Пример: во время «разбора» партитуры музыкант может непроизвольный запомнить соответствующее произведение. - произвольное запоминание – дает возможность запомнить именно то, что нужно в данный момент и настолько, чтобы обеспечить выполнение определенного задания. Пример: запоминание содержания конспекта по психологии перед практическим занятием.
Сохранение Процесс сохранения в памяти информации, полученной в процессе приобретения опыта. Пример: сохранение в памяти профессиональных знаний и навыков.
Забывание Процесс противоположный сохранению. Забывание обусловлено торможением условных рефлексов и угасанием следов памяти, которые образовались ранее. Однако, ряд исследований показывают, что информация, вероятно, полностью не стирается из памяти. Трудности могут возникнуть при ее воспроизведении. Наиболее интенсивно забывание происходит в течение 2 суток после запоминания (через 48 часов остается лишь около 20% информации). Поэтому, если информацию требуется сохранить надолго, то после усвоения ее следует несколько раз повторить с определенными промежутками. Первый составляет 15 - 20 минут; второй – 8 - 9 часов; третий - 24 часа.
Воспроизведение Процесс воссоздание в памяти определенной информации. Различают две формы воспроизведения: - узнавание (отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных объектов при непосредственном его восприятии). Пример: человек видит на улице знакомого и легко узнает его. - припоминание (воспоминание) - воссоздание по памяти какой-либо ранее воспринятой информации. Пример: ученик во время опроса вспоминает содержание предыдущего урока.

Эффекты памяти

Эффект края -начало и конец информации при ее последовательном восприятии запоминается лучше, чем середина. Пример: запоминание ряда цифр.

Эффект направленности на себя - лучше запоминается информация, имеющая прямое отношение к тому, кто запоминает. Пример: знания по наиболее интересным для студента предметам легче запоминаются и лучше сохраняются в памяти.

Типы памяти

Тип памяти обеспечивает более успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации определенного содержания и зависит от особенностей соотношения 1-й и 2-й сигнальных систем, а также условий развития памяти в онтогенезе.

Выделяют следующие типы памяти:

Тип Содержание
Наглядно-образный Доминирует 1-я сигнальная система. Обеспечивает преимущества в запоминании и сохранении образной информации (картины природы, звуки, запахи, вкусы).
Словесно-абстрактный Доминирует 2-я сигнальная система. Обеспечивает преимущества в запоминании и сохранении словесной информации (слова, мысли, высказывания).
Промежуточный Человек приблизительно одинаково запоминает и хранит как образную, так и словесную информацию.

Мнемические свойства личности

Данные свойства характеризуют индивидуальные особенности памяти. К ним, в первую очередь, относятся: уровень развития и продуктивность памяти (объем, скорость, точность и прочность запоминания, продолжительность сохранения, готовность к воспроизведению и т.п.). Примеры.

Факторы, влияющие на продуктивность памяти:

- субъективные: тип запоминания, предыдущий опыт, установка, интерес, состояние организма. Примеры.

- объективные: обстановка, количество и характер материала (осознанность, связность, понятность, наглядность, ритмичность поступления). Примеры.

 

Тема 15. Воображение и творчество

 

Понятие о воображении

Воображение - психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем установления новых связей между известными образами и знаниями. Оно создает образы будущего результата деятельности, обеспечивает разработку ее стратегии в неопределенных и вероятностных ситуациях. Вместе с тем, воображение может создавать образы, которые заменяют деятельность, компенсируют ее. Воображение является основой творчества.

Виды воображения

Виды воображения, выделенные по разным основаниям:

Принцип классификации Виды воображения
По степени активности   1. Активное - создания образов, которые воплощаются в жизнь. Пример. 2. Пассивное - создания образов, которые не реализуются в практической деятельности или заменяют деятельность. Пример.
По степени осознанности 1. Непроизвольное - создание неосознанных образов (во сне, в состоянии аффекта, галлюцинаций и т.п.). Пример: сновидения, бред. 2. Произвольное - осознанное создание образов. Пример: художественные образы в литературе, музыке, живописи.
По уровню обобщенности образов 1. Абстрактное - создание образов высокого уровня обобщенности, схем, символов. Пример. 2. Конкретное - создание простых образов. Пример.
По соотношению образов с реальной действительностью   1. Реалистичное - создание образов, которые отражают реальную действительность. Могут приобретать форму мечты, т.е. образа желаемого будущего. Пример: мечты о будущей профессии. 2. Фантастическое - создание образов оторванных от реальности. Пример: сказочные образы.
По содержанию деятельности   1. Научное - создание образов научных объектов. Пример. 2. Художественное - создание художественных образов. Пример. 3. Техническое - создание образов в техническом творчестве. Пример.
По характеру деятельности 1. Репродуктивное (воспроизводящее) - создание образов на основе описания (словесного, числового, формульного, графического, нотного и т.п.). Пример. 2. Творческое - создание новых, оригинальных образов и идей. Пример.

 

Продуктом творческого воображения является принципиально новый образ. Он создается с помощью разных форм синтеза образов, которые называются приемами воображения. Это:

Прием Содержание
Гиперболизация Использование гиперболы (преувеличение определенного признака или качества предмета, увеличение размеров предмета, количества отдельных его частей) с целью усиления художественного впечатления. Пример: великан, Змей - Горыныч с тремя головами. Противоположностью гиперболы является литота – (приуменьшение определенных признаков или качеств). Пример: Мальчик - с - пальчик, Дюймовочка.
Схематизация Представления об отдельных объектах сливаются, отличия между ними стираются, зато четко проступают черты сходства. Пример: цветочный орнамент.
Типизация Выделения существенного, общего в ряде объектов с его последующим воплощением в конкретном образе. Пример: образ Джеймса Бонда - воплощение типичных черт успешных разведчиков и «суперменов».
Заострение (акцентирование) Подчеркивание в объектах отдельных признаков. Пример: создание дружеских шаржей и карикатур, юмористических и сатирических произведений.
Агглютинация Сочетание разных, обычно не объединяемых качеств, деталей, частей. Пример: мифологические и сказочные образы - Пегас, кентавр, русалка. Используется в техническом творчестве: ручка-часы, сумка-коляска и т.п.
Аналогия Построение образа, похожего на реальный объект, организм, действие. Пример: локатор - аналог органов пространственной ориентации летучих мышей.

 

понятие о творчестве

Творчество в самом общем виде представляет собой психический процесс создания новых материальных и духовных продуктов. Во время этого процесса могут возникать психологические новообразования, которые касаются когнитивной, мотивационной и ценностно - ориентационной сферы личности, возникает потребность выйти за пределы существующих знаний, представлений, образов действия.

Психология творчества – это область психологических исследований, которая изучает процесс научных открытий, изобретений, создания предметов искусства, творческую деятельности людей в науке (психология науки), литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве (психология искусства), в изобретательстве и рационализаторстве (эвриология) и т.п.

Отличие творчества от предметной деятельности

Предметная деятельность предусматривает потенциальное соответствие цели и результата. Ее успешность оценивается с учетом того, насколько та или иная цель была воплощена в жизнь. Пример. студент, который готовится к экзамену, хочет получить отличную оценку. Если это произошло, можно сказать, что он добился успеха. В творческой деятельности, цель (замысел, программа и т.п.) и полученный результат часто не соответствуют друг другу. Пример. в законченном виде поставленный балет или написанная музыка могут не отвечать первичному замыслу их создателей.

Этапы творческого процесса

1. Подготовка. Формулирование задачи и начальные попытки ее решения, которые не приносят желаемого результата. Он включает не только время, израсходованное на подготовку к решению конкретной задачи. Вся предыдущая жизнь ученого или художника может рассматриваться как часть подготовительного процесса. Например, студенты института искусств получили от преподавателя задание написать детскую песню, которую они могут разучить с учащимися в период педагогической практики. На подготовительном этапе нужно определить тему песни, ее настроение, возраст детей, на которых она рассчитана и т.п.

2. Инкубация.

Отвлечение от задачи и переключения на другой предмет. Это этап релаксации, покоя, сна, когда подсознательное «вынашивает» будущее решение. Для объяснения процессов, которые имеют место во время инкубации Познер (1973) предлагает ряд гипотез: а) период инкубации позволяет отдохнуть от напряжения, которое вызвано напрасными попытками решить задачу, а также забыть ошибочные подходы к решению, которые тормозят творческую мысль; б) человек продолжает бессознательно работать над задачей; в) во время перерыва может иметь место продуктивная реорганизация материала задачи.

Пример. для того чтобы песня, или ее фрагменты «сложились» в подсознании, надо отвлечься от процесса творчества, переключить сознание на другую деятельность. Независимо от ее характера, подсознание будет активно и работать над решением как бы «забытой» задачи.

3. Озарение (инсайт).

Интуитивное проникновение в сущность задачи, когда все нужные для решения задачи элементы как будто встают на свои места, а лишние – игнорируются. Инкубация не всегда приводит к инсайту. Но если это происходит, человек может внезапное ощутить нервное возбуждение, у него начинает учащенно биться сердце, повышается кровяное давление и т.п. Если инсайт случается во сне, человек резко просыпается. Например, композитор, работающий над мелодией новой песней, внезапно слышит отдельные звуки, которые соединяются в музыкальные фразы, а возможно и мелодию целиком.

4. Проверка.

Проверка и/или реализация результата. На этом этапе осуществляется определения ценности полученного результата, его соответствие условиям поставленной ранее творческой задачи. Для него может хватить нескольких минут, но иногда он длиться годами. Например, оценить написанную песню можно будет лишь во время педагогической практики, когда студент споет ее детям. Если песня им понравится, они захотят разучить и спеть ее, значит, автор успешно решил творческую задачу. Но может случиться, что песня получилась, но дети, у которых не воспитан музыкальный вкус, просто не могут оценить ее по достоинству.

Виды и уровни творчества

1. Научное. Связано с деятельностью человека в области математики, физики, химии.

2. Техническое. Направлено на создание новых машин, приборов, деталей, изменения их функций. К нему принадлежа







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 704. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.034 сек.) русская версия | украинская версия