Студопедия — Нужно ли знать прошлое?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Нужно ли знать прошлое?






Глава 4. Античное общество...............................................................58

Глава 5. Древний и «средневековый» Китай.....................................95

Глава 6. Исламизация Востока..........................................................119

Глава 7. Европейское средневековье................................................131

Глава 8. Эпоха «первоначального накопления»..............................167

Глава 9. Аграрные общества: «пределы роста».............................. 200

ЧАСТЬ III. ЭПОХА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ.....................................210

Глава 10. Начало промышленного переворота................................210

Глава 11. Утверждение буржуазного общества...............................220

Глава 12. Эпоха колониальной экспансии.......................................241

Глава 13. Первая мировая война (1914-1918).................................267

Глава 14. Между двумя войнами (1919-1939).................................285

Глава 15. Вторая мировая война (1939-1945).................................304

Глава 16. Мир после войны (1945-2000).........................................318

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................346

БИБЛИОГРАФИЯ....................................................................................355

Моему учителю,

бывшему преподавателю

Псковского педагогического института

Борису Петровичу Селецкому (1922-1991),

посвящаю.

Нужно ли знать прошлое?

В фильме Сергея Юткевича «Ленин в Польше» есть эпизод.

Лето 1914г. Уже убит наследник австро-венгерского престола эрц­герцог Франц Фердинанд. Уже идет обмен ультиматумами между глава­ми ведущих европейских государств. Уже приводятся в состояние бое­вой готовности войска. А в небольшом польском городке, где в это время находится главный герой фильма, жизнь идет своим обычным порядком и ничто не предвещает надвигающейся катастрофы.

Желая отвлечься от занимающих его мыслей (а он уже видит разго­рающийся впереди пожар мировой войны), Ленин заходит в кинематог­раф и становится зрителем довольно примитивного фильма из числа тех, которыми до сих пор забиты наши теле- и киноэкраны. Фильм до неве­роятности глуп. Но людям, сидящим в зале, он нравится. Он кажется им смешным. И они смеются.

Они (и миллионы подобных им) еще могут выйти на улицу и ска­зать своим правительствам «нет». Они еще могут вмешаться в ход собы­тий и остановить приближающуюся трагедию. Но они живут сегодняш­ним днем. А сейчас им смешно. И они смеются.

Завтра их оденут в солдатские шинели и погонят убивать таких же, как они сами. Завтра многие из них не вернутся с полей сражений, мно­гие придут инвалидами, у многих будут разбиты семьи и изуродованы судьбы. Но все это будет завтра. А сегодня им смешно. И они смеются...

Почему же мы так похожи на героев этого фильма? Почему мы так безучастно взираем на то, что происходит вокруг нас, и так беззаботно относимся к своему будущему?

Причин здесь много.

Одна из них заключается в том, что, глядя на окружающий нас мир, мы далеко не всегда понимаем, что происходит вокруг нас, и невольно оказываемся в положении тех петроградских обывателей, которым днем 25 октября 1917г. посчастливилось быть возле Зимнего дворца. Торо­пясь по своим делам, погруженные в свои повседневные заботы, не все из них обращали внимание на то, что в это время происходило на Двор­цовой площади.

А те, кто имел время и отличался любопытством, мог наблюдать не совсем обычную картину. На площади, как муравьи, сновали юнкера. Они таскали поленья и возводили сооружение, в котором нетрудно было уга­дать поленницу. Было понятно, что приближается зима и дворец нужда­ется в отоплении. Но кому и зачем понадобилось складывать дрова пря­мо на площади под окнами правительственной резиденции?

Лишь немногие, только те, кто уже знал, что в ночь с 24 на 25 октяб­ря в городе без единого выстрела началось восстание, понимали: перед ними не поленница, а баррикада и Зимний дворец готовят не к отопитель­ному сезону, а к возможной его обороне.

Этот факт со всей наглядностью показывает, что понимание проис­ходящих событий зависит от степени информированности, от умения уловить связь между отдельными явлениями, между днем сегодняшним и днем вчерашним. Иначе говоря, понимание происходящего зависит от исторического образования.

Характеризуя значение истории, известный русский ученый Васи­лий Осипович Ключевский (1841-1911)* писал: «Изучая дедов, узнаем внуков, т. е., изучая предков, узнаем самих себя. Без знания исто­рии мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стре­миться, [признать себя] механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу».

Не случайно во все времена власть имущие стремились использо­вать историю как служанку политики. Не случайно она до сих пор во многом остается королевством кривых зеркал, в котором учитель Враль­ман дает уроки правды, а скотница Хавронья являет собою образец учено­сти (см. комедию Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»). Не случай­но распространяется представление, будто бы история — это вид развлекательной литературы. Слава скотницы Хавроньи, забавлявшей не­былицами Митрофанушку, до сих пор не дает покоя многим историкам, которые на этом поприще стараются перещеголять свою знаменитую пред­шественницу. С их помощью под видом образования поддерживалось и поддерживается в обществе политическое невежество, историческая не­грамотность людей.

Обобщенный образ нужного власть имущим человека создал в ро­мане «Буранный полустанок» Чингиз Айтматов. Это образ манкурта. Манкуртами в Средней Азии называли рабов, у которых с помощью спе­циальной операции осуществлялось поражение центров памяти. В ре­зультате «манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал сво­его имени, не помнил детства, отца, матери, одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный собственного «Я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преиму­ществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб — по­тенциальный мятежник. Манкурт был единственным в своем роде ис­ключением, ему в корне было чуждо побуждение к бунту, к неповинове­нию. Он не ведал своих страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своего хозяина».

Если мы не хотим быть манкуртами, если мы не хотим оставаться в положении Петроградских обывателей 1917 г., если мы не хотим повто­рять судьбу героев фильма С. Юткевича, мы должны знать свое прошлое.

Ему посвящена огромная литература, в том числе и учебная. Одна­ко чаще всего она содержит лишь набор более или менее упорядоченных фактов. Между тем цель обучения не только в том, чтобы дать обучаемо­му определенный объем информации, но и в том, чтобы пробудить у него желание думать, сформировать умение понимать изучаемые явления.

Предлагаемый учебник ставит перед собою задачу устранить отме­ченную односторонность и показать смысл, логику и взаимосвязь исто­рических событий.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 882. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия