ВВЕДЕНИЕ. Было время, когда в классификациях человеческих знаний историю помещали между поэзией и философией
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ИСТОРИЯ НАУКОЙ? Первый вопрос, который возникает при обращении к нашему прошлому, это вопрос о том, познаваемо ли оно и, следовательно, является ли история наукой? Было время, когда в классификациях человеческих знаний историю помещали между поэзией и философией. Позднее за нею было признано право называться наукой. Однако после того, как немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) провел грань между естественными и общественными науками, сложилось целое направление, представители которого считают, что историк способен лишь описывать отдельные факты и наши знания о прошлом в научном отношении не могут быть полноценными. Чем же отличаются научные знания от знаний обыденных? Во-первых, они являются проверенными, точными, или истинными, во-вторых, выражаются не только на языке представлений (образов), но и на языке понятий (абстракций), а в-третьих, имеют систематизированный характер и, отражая связи, которые существуют между отдельными явлениями и объектами, позволяют понять действующие в окружающем нас мире закономерности. Подчеркивая ограниченность исторических знаний, представители названного выше направления особое внимание обращали и обращают на два факта. Во-первых, на то, что в отличие от естествоиспытателя историк лишен возможности наблюдать изучаемые явления и тем более ставить эксперименты для проверки своих наблюдений. Из этого делается вывод, что наши знания о прошлом имеют лишь гипотетический характер. Во-вторых, подчеркивается: если в природе взаимодействуют неодушевленные объекты, то в обществе — наделенные сознанием люди. Поэтому, например, сколько бы раз мы ни сближали катод и анод, на определенном расстоянии и при определенных условиях мы будем наблюдать одну и ту же закономерность — возникновение электрического разряда. Между тем в одних и тех же условиях люди ведут себя по-разному. В учебниках психологии можно встретить следующий пример. Четыре человека приходят в театр и опаздывают к началу спектакля. Один из них покорно возвращается домой, другой пытается доказать, что спектакль начали раньше времени, третий устремляется на балкон, зная, что туда можно войти в любое время, четвертый в ожидании перерыва отправляется в буфет. На первый взгляд приведенные выше аргументы кажутся бесспорными. Но не будем торопиться с выводами. Рассмотрим каждый из них в отдельности. Могут ли наши знания о прошлом быть точными? И откуда вообще историк, лишенный возможности наблюдать изучаемые явления, черпает сведения о них? Эти сведения дают нам исторические источники, в качестве которых выступает всё, что прошлое оставило после себя и что несет информацию о нем. Следовательно, историк может оперировать точными знаниями о прошлом, но их характер зависит, по меньшей мере, от трех факторов: количества сохранившихся источников, их качества и методики их использования. По мере удаления в прошлое количество источников сокращается и ограничивается их информативный потенциал. Поэтому чем дальше в глубь веков, тем наши знания о прошлом ограниченнее. И, наоборот, они расширяются по мере приближения к современности, становясь более полными и точными. Следует также отметить, что исторические источники лучше фиксируют внешнюю сторону явлений и хуже — их суть, а также причинно-следственные связи. Поэтому возможности историка шире на уровне описания событий и уже на уровне их объяснения. Не выдерживает критики и второй аргумент. Что такое закономерность? Это устойчивая повторяющаяся связь между отдельными явлениями и объектами. Означает ли то, что в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному, отсутствие закономерностей в их поведении? Нет. Как бы по-разному люди ни действовали в одной и той же ситуации, сам набор вариантов поведения ограничен. В приведенном выше случае описаны четыре психологических типа: меланхолик, холерик, сангвиник и флегматик. Следует также учитывать, что любая индивидуальность проявляется прежде всего в том случае, если личность действует свободно, т.е. самостоятельно. Представим, что те же четыре человека были призваны в армию и тоже опоздали на спектакль, но не одни, а с целой ротой. Будет ли теперь различаться их поведение? Нет. Потому что они будут вести себя не индивидуально, а как члены одного общего коллектива, подчиняясь его законам. И чем более замкнут коллектив, к которому принадлежит человек, чем больше человек от него зависит, тем менее индивидуализированы его поступки. Нельзя найти двух совершенно одинаковых людей. Но если мы оглянемся в прошлое, то у разных народов найдем одинаковые формы хозяйства и политической организации, близкие по своему характеру законы и обычаи, увидим, что разные народы переживали очень похожие события и проходили в своем развитии одни и те же этапы. Это свидетельствует, что в обществе тоже действуют закономерности. И если историк желает быть ученым, он не должен ограничиваться описанием отдельных, пусть даже выдающихся, личностей и событий. Он обязательно должен подниматься на уровень обобщений, так как только в таком случае возможно постижение закономерностей, действующих в обществе. КАК РАЗВИВАЕТСЯ ОБЩЕСТВО? То, что общество находится в состоянии постоянных изменений, т. е. в состоянии движения, можно считать аксиомой. Проблема заключается в другом: является ли это движение беспорядочным, наподобие броуновского, или же направленным? В решении данного вопроса сложились два крайних подхода. В основе одного из них лежит идея исторических циклов, в основе другого — идея исторического прогресса. Сторонники первого подхода считают, что каждый народ проходит в своем развитии три стадии: зарождение, расцвет и гибель. Поэтому трудно судить о направленности развития общества в целом. Признавая сам факт цикличности в развитии многих стран и народов, приходится констатировать, что сторонники названной концепции до сих не смогли дать убедительного объяснения причин и механизма подобного развития и почти ничего не сделали, чтобы установить, можно ли говорить о полной повторяемости указанных выше циклов или же она имела лишь внешний, формальный характер. Сторонники второго подхода концентрируют свое внимание на многочисленных фактах, свидетельствующих о поступательном развитии общества. Одним из вариантов подобного понимания исторического процесса является концепция общественно-экономических формаций. В соответствии с нею, в своем развитии общество прошло четыре этапа: первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и в 1917г. начало переход к социализму.
Сейчас нет необходимости доказывать, что попытка устранения буржуазного общества не увенчалась успехом. Но дело не только в этом. В развитии многих народов между первобытнообщинным строем и классовым обществом находилась целая эпоха, когда уже существовали государство и эксплуатация, но еще не было ни сложившейся индивидуальной частной собственности, ни оформившихся классов. Известно также, что некоторые народы от первобытнообщинного строя переходили к той стадии развития, которую принято называть феодализмом, минуя рабовладение. Это значит, что существующая формационная концепция не соответствует тому фактическому материалу, который накоплен исторической наукой. Нежелание ее сторонников считаться с фактами проявляется и в трактовке гибели Римской империи. С их точки зрения, это событие представляло собою шаг вперед от рабовладельческого строя к феодальному. Однако в период раннего средневековья Западная Европа уступала Римской империи периода ее расцвета по всем основным показателям. Поэтому падение Древнего Рима представляло собою не шаг вперед, а исторический откат. Следовательно, концепция общественно-экономических формаций не только находится в противоречии с историческими фактами, но и игнорирует обратимость исторического процесса. Вместе с тем, рисуя развитие общества как его восхождение по ступеням прогресса, эта концепция не дает ответа на вопрос, что же лежит в основе поступательности развития общества и что определяет скорость развития отдельных народов. Почему одни из них вступили в XX в., находясь на стадии индустриального развития, другие, еще сохраняя аграрную экономику, а третьи, оставаясь в каменном веке? Другой важный недостаток существующих концепций исторического прогресса — это так называемый европоцентризм, заключающийся в том, что история человеческого общества в значительной степени сводится к истории европейских народов. Критикуя такой подход, немецкий философ Освальд Шпенглер (1880-1936) писал: «Древний мир — Средние века — Новое время: вот невероятно скудная и бессмысленная схема, безоговорочное господство которой над нашим историческим мышлением без конца мешало (и мешает — А.О.) нам правильно воспринимать действительное место [...] маленькой части мира, проявляющегося на почве Западной Европы со времени немецких императоров, в его отношении ко всеобщей истории высшего человечества [...].Ландшафт Западной Европы образует здесь покоящийся полюс [...] — непонятно, в силу какого еще основания, кроме разве того, что мы, творцы этой исторической картины, именно здесь и чувствуем себя как дома, — полюс, вокруг которого скромнейшим образом вращаются. тысячелетия мощнейших историй и далеко отстоящие огромные культуры [...]. Отсюда (т. е. из Европы — А. О.) получают все события истории свое настоящее освещение. Отсюда перспективно определяется их значение. Но в действительности здесь говорит не обузданное никаким скепсисом тщеславие западноевропейского человека, в уме которого развертывается фантом «всемирная история». Этому тщеславию и обязаны мы с давних пор вошедшим в привычку чудовищным оптическим обманом, силою которого история тысячелетий, скажем китайская или египетская, сморщивается на расстоянии до эпизодических случаев, тогда как приближенные к нам десятилетия, начиная с Лютера и особенно с Наполеона, принимают призрачно-раздутый вид».
ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА? Решение вопроса о том, как развивается общество, во многом зависит от решения другого вопроса: что определяет его развитие? По мнению одних историков, поскольку в разных ситуациях исход событий зависит от разных факторов, сказать, какой из них в целом является решающим, не представляется возможным. Другие авторы полагают, что хотя разные явления могут быть порождены разными факторами, но эти факторы имеют неодинаковые продолжительность, повторяемость, силу воздействия и находятся в разной иерархии по отношению друг к другу. Поэтому в масштабах всего общества возможно выделение одного, главного, определяющего или решающего фактора. Представим шар, лежащий на поверхности стола и приходящий в движение от удара. От чего оно будет зависеть? От силы и направления удара, массы шара, поверхности стола и т. д. Можно ли сказать, какой из этих факторов является главньм? Да. Это удар, который вывел шар из состояния покоя и тем самым привел в действие все остальные факторы. Подобную роль в развитии общества одни исследователи отводят человеческому сознанию, другие — размножению людей, третьи — экономике. Было бы неверно отрицать влияние каждого из названных факторов. Однако в первую, очередь необходимо учитывать, что человек — это биологический организм. Поэтому чтобы функционировать, размножаться и мыслить, он прежде всего должен потреблять определенные питательные вещества. А поскольку почти все необходимое ему для потребления он создает сам, в основе развития общества лежат производство и распределение средств существования. В этом отношении, по всей видимости, не будет ошибки, если провести аналогию между потребляемыми нами средствами существования и электрическим током, который приводит в действие электрическую машину. Человек как биологический организм не может функционировать без питания, электрическая машина — без тока. Если бы физик попытался описать эту машину и объяснить ее работу, отвлекаясь от блока электропитания, он был бы воспринят в своей среде как невежда или сумасшедший. Между тем многие историки с самым серьезным видом объясняют функционирование общества, отвлекаясь от экономики. Это тем более странно, что даже сейчас, при современном, сравнительно высоком уровне производительности труда, более половины взрослого населения занято в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, в других отраслях производства и распределения. Поэтому если рассматривать историю общества как историю жизни и деятельности всех людей, проживавших на планете, а не только выдающихся личностей, то до сих пор она прежде всего была историей производства и распределения, т. е. историей экономики. Игнорировать данное обстоятельство, как это часто делается, — значит сознательно или бессознательно искажать наше прошлое. Осознание значимости экономического фактора зародилось еще в античности, но получило распространение лишь в XVIII в. Достаточно вспомнить известного французского философа-энциклопедиста Шарля Луи Монтескье (1689-1755), который специально отмечал, что правительственная политика и издаваемые законы «очень тесно связаны с теми способами, которыми люди добывают себе средства к существованию». Обращая внимание на экономический фактор, философы-энциклопедисты не считали его главным и определяющим. Иначе его стали рассматривать их современники, экономисты-физиократы. Один из основателей этой научной школы Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781) поставил под сомнение существовавшие периодизации развития общества и предложил положить в ее основу смену систем хозяйства: II собирательство, охоту и рыболовство, б) скотоводство, в) земледелие и г) коммерцию. Так в середине XVIII в. зародился новый подход к пониманию и объяснению нашего прошлого. Правда, и сам А. Тюрго, и его последователи не ставили перед собою задачу переосмыслить с новых позиций историю общества. Первый шаг на этом пути был сделан в середине XIX в. немецким экономистом и революционером Карлом Марксом (1818-1883). Исходя из перемен в экономике, он попытался объяснить изменения в социальной структуре, эволюцию политического строя, смысл происходивших политических событий и т.д. Оценивая его роль, другой немецкий революционер Фридрих Энгельс (1820-1895) писал: «Подобно тому, как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образует основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены, — а не наоборот, как это делалось до сих пор». Положив начало новому направлению в развитии исторической науки, получившему название материалистического понимания истории или экономического материализма, К. Маркс посвятил себя, однако, не столько науке, сколько политической деятельности. В результате вольно или невольно намеченный им подход оказался подчинен злобе политической борьбы, в которой он участвовал, и принесен ей в жертву. Подобная метаморфоза произошла и с советской исторической наукой. Заимствовав у К. Маркса его терминологию, она по своей сути оказалась очень далека от провозглашавшихся ею научных принципов. Поскольку история человеческого общества — это прежде всего история экономики, в его развитии можно выделить две крупные эпохи: эпоху присваивающего хозяйства, когда человек жил за счет даров природы (охота, рыболовство, собирательство), и эпоху хозяйства производящего, когда он начал сам создавать средства существования. На протяжении долгого времени главной отраслью производящего хозяйства являлось сельскохозяйственное производство. Лишь затем на первое место вышла промышленность.
|