Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Исламизация Востока





РОЖДЕНИЕ ИСЛАМА. Другим важным центром цивилизации был арабский Восток. Арабы принадлежат к семитической группе народов. Наиболее ранние упоминания арабов в ассирийских и нововавилонских источниках относятся к УШ-У1 вв. до н. э. Слово «араб», по всей види­мости, когда-то являлось самоназванием одного из семитских племен. Его этимология связана с обозначением засушливых, невозделываемых земель и их обитателей. От этого слова происходит и название Аравия. Долгое время арабы занимались скотоводством и кочевали на просторах Аравийского полуострова.

Распространено мнение, что они продолжали вести кочевой образ жизни и оставались на стадии родоплеменного строя вплоть до VII в. н. э. Однако подобные представления находятся в противоречии с целым ря­дом фактов. «Кочевники», оказывается, имели не только города, но и пись­менность (старейшая арабская надпись датируется 328 г.). Уже одно это дает основание утверждать, что в 1-м тысячелетии н. э. арабы, по крайней мере, переживали процесс перехода к оседлому образу жизни.

Обычно такой переход сопровождался превращением кочевников в земледельцев. Между тем природно-климатические условия Аравийс­кого полуострова (засушливый климат, горно-пустынно-степной ланд­шафт) не благоприятствуют земледелию. С чем же в таком случае могло быть связано оседание арабов на земле? Ответ на данный вопрос дает месторасположение одного из самых знаменитых арабских городов Мек­ки. Он возник на небольшом удалении (около 75 км) от побережья Крас­ного моря, на равном удалении от Средиземного моря и Аденского зали­ва. Это был один из важнейших центров транзитной торговли того времени. Через Мекку проходили два важных караванных пути. Один из них пересекал Аравийский полуостров с запада на восток, от побережья Красного моря до побережья Персидского залива, другой — с севера на юг, вдоль побережья Красного моря от Средиземного моря до Аденского залива. От последнего пути севернее Мекки отходил другой караванный путь, который через город Ятриб вел в Междуречье.

С тех пор, как через Аравийский полуостров и вокруг него протя­нулись транзитные торговые пути, соединявшие страны средиземномор­ского побережья с Индией и Китаем, арабы тоже стали приобщаться к международной торговле. По всей видимости, первоначально их дружи­ны использовались для охраны караванных путей. Затем вожди племен (шейхи), их родственники и приближенные стали вкладывать накоплен­ные ими богатства в торговлю. В результате возникла редкая ситуация. Распадение родоплеменного общества на классы привело к тому, что родоплеменная знать стала превращаться не в землевладельцев, а в тор­говую буржуазию. Уже в 1-й половине 1-го тысячелетия н. э. арабы были хорошо знакомы с судоходством, а арабские купцы известны далеко за пределами Аравийского полуострова: в Северной Африке, Индии и даже Китае.

Но в IV-V вв. н. э. транзитная международная торговля в этом ре­гионе мира оказалась в тяжелом положении. Это было связано с распа­дом ханьского Китая, гибелью Римской империи и падением династии Гуптов в Индии. Одновременно усилилась нестабильность на Ближнем Востоке. В III в. на территории Ирана возникло государство Сасанидов (224-651), которое вступило в борьбу с Византией. Борьба между ними с переменным успехом продолжалась на протяжении всего VI и первых десятилетий VII в. Ареной этой борьбы стал весь Ближний Восток. Е 570 г. Сасанидам удалось распространить свое влияние на Аравийский полуостров и нарушить функционирование южноаравийских торговых путей.

Сокращение транзитной торговли ударило не только по арабским, купцам, но и по тем арабским дружинам, которые или сопровождали тор­говые караваны, или жили за счет нападения на них. В сложившейся си­туации, которая угрожала дальнейшему существованию арабов, среди них усилилось стремление к консолидации и военной экспансии. Одним из препятствий на этом пути являлось существовавшее у арабов и разъеди­нявшее их многобожие.

В этих условиях появился проповедник по имени Мухаммед (570-1 632) из племени курейшитов. Согласно преданиям, он был сыном небогатого купца, рано остался сиротой, некоторое время пас стада своего дали, а затем находился в услужении одной богатой вдовы, которая стала его женой. Уже в зрелом возрасте он объявил себя посланником бога Аллаха, которому поклонялись курейшиты, и стал призывать арабов не только к объединению, но и признанию Аллаха единым богом. Эти про­поведи положили начало арабскому варианту монотеизма — мусульман­ству, или исламу.

Призывая соплеменников к объединению, Мухаммед не только про­возглашал равенство всех перед богом, но и осуждал такие явления, как ложь, алчность, разврат и т.д. Подобные проповеди были враждебно встречены в Мекке. Это заставило Мухаммеда покинуть город. Вместе сосвоими сторонниками он перебрался в Ятриб, жители которого оказа­ли поддержку не только ему, но и его призыву к объединению под знаме­нем новой религии. В результате началось противостояние Ятриба и Мекки. Стремясь сделать свой город центром объединения арабов, жи­тели Ятриба переименовали его в Медину, что означает «Гор_од11р_оро-ка». Позднее 622-й год (год переселения Мухаммеда из Мекки в Ятриб) " был использован как точка отсчета в новом арабском летоисчислении.

Покинув Мекку, Мухаммед и его последователи не сложили ору­жия. Первоначально они нападали на торговые караваны, затем стали нападать на оседлое население, принуждая его принять ислам. Объявив войну «неверным», Мухаммед ввел принцип, согласно которому 4/5 во­енной добычи распределялись среди воинов, 1/5 предназначалась наи­менее обеспеченным соплеменникам. Успех сопутствовал Мухаммеду и его сторонникам. Очень скоро им удалось подчинить население в окрес­тностях Мекки и в 630 г. войти в сам город. Так начинается исламизация Востока. Так зарождается первое исламское государство.

Первоначально Мухаммед проповедовал свое учение устно. Из уст в уста передавались и его проповеди. По этой причине само учение по­лучило название Коран, или правильнее ал-Кур'ан, что означает «произ­несение вслух», «декламация». Еще при жизни Мухаммеда делались от­дельные записи его проповедей. Но только после его смерти возникла потребность записать и собрать их вместе. В результате около 632-634 гг. появился первый вариант Корана, который был признан в качестве офи­циального. Но он не получил признания всех мусульман. В частности, его отказался признать ближайший друг Мухаммеда, его кузен и зять Али, который первоначально считался преемником Мухаммеда.

Возникшие споры привели к тому, что в 651 г. возникла специаль­ная коллегия, которая выработала окончательный вариант Корана. Этот текст был разослан по мусульманским общинам, после чего дано распо­ряжение собрать и уничтожить все другие записи проповедей Мухамме­да. Позднее в качестве дополнения к Корану было составлено повество­вание о жизни Мухаммеда, содержащее не только описание его деятельности, но и изложение отдельных его суждений. Оно получило название Сунна. Составленная в IX в. Сунна является комментарием к Корану, вносящим в него определенные изменения. Представители по­бедившего направления получили название суннитов, а их противники — шиитов или алидов (последовали Али). Символом суннитов стало черное знамя, шиитов — зеленое.

АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ. После смерти Мухаммеда его последова­тели развернули активную внешнюю политику. Им удалось не только объединить все арабские племена, но и начать завоевание соседних с Аравийским полуостровом территорий, прежде всего Ирака и Сирии.

Эти завоевания были начаты при первом преемнике (по арабски— халифе) Мухамеда как главы исламской общины Абу Бекре /632-634/. При следующем халифе Омаре /634-644/ арабы распространили свою власть на территорию всего Ближнего Востока. Дальнейшая их экспан­сия привела к тому, что они покорили Северную Африку и вышли на Пиренейский полуостров, а на востоке разгромили Сасанидов, покорили Иран, дошли до Памира и подчинили себе северную часть Индостанского полуострова. Арабские завоевания продолжались немногим более века (632-750). К середине VIII в. Арабский халифат по территории уступал только Римской империи.

Первые халифы были выборными. Позднее их власть стала наслед­ственной. Причем, поскольку во главе племени курейшитов стоял род Омейя, именно этот род в 661 г. утвердился у власти. В этом же году столица Арабского халифата была перенесена из Мекки в Дамаск. В 750 г. династию Омейядов сменила династия Аббасидов. А столицей государ­ства стал город Багдад.

Завоевательная политика Арабского халифата сопровождалась исламизацией (обращением в ислам покоренного населения) и арабизацией захваченных территорий (переселением арабов на новые земли). Исламизации способствовала система налогообложения. Мусульмане платили только десятину (ушр), а немусульмане — харадж (от 1/3 до 2/3 урожая) и подушную подать (джизию). В период правления первых халифов управление находилось в руках местных властей и велось, в основном, на греческом и персидском языках. Омейяды стали переходить в делопроизводстве на арабский язык. Страна была разделена на наместничества во главе с эмирами. Государ­ство являлось верховным собственником земель. Точнее, считалось, что вся земля принадлежит Аллаху, а от его имени ею распоряжается халиф. Большая часть земель принадлежала общинам, которые уплачивали в казну налог в виде ушра, хараджа и джизии. Ушр уплачивали и владель­цы частных земель (мульков). Мульки были невелики. Савафи (земли членов правящего дома), вакфы (церковные земли) и катиа (наделы вои­нов) налогами не облагались. Часть общинных земель (икты) находи­лась в условном владении чиновников и офицеров.

Аббасиды многое заимствовали из административной системы пер­сов, в частности, должность визиря. Воинов-арабов они заменили наем­никами из числа берберов, тюрок и других покоренных народов. Арабс­кое ополчение отошло на второй план. Главную роль стала играть гвардия халифа из рабов (мамлюков). Оторванные от родной земли и бывшие чужими в стране арабов, мамлюки отличались особой жестокостью. Су­ществовавшая система налогообложения в связи с исламизацией поко­ренных народов вела к сокращению налогов с крестьян-немусульман. В то же время росли доходы от торговли и ремесла.

Хотя Арабский халифат представлял собою аграрное общество, это была одна из наиболее развитых в то время частей планеты. По некото­рым данным, в период расцвета халифата насчитывалось от 400 до 500 арабских городов. В Египте и на юге Междуречья в них проживало око­ло 20 % населения. Как считают некоторые арабисты, «по такому важно­му демографическому показателю, как процент жителей городов с насе­лением свыше 100 тыс., Месопотамия и Египет УП1-Х вв. превосходили Западную Европу XIX в.»

Одним из крупнейших арабских городов являлся Багдад. Некото­рые авторы утверждают, что в нем проживало до 2-х миллионов человек. Эта цифра представляется преувеличенной. Но даже самые скромные расчеты определяют численность населения Багдада в 400 тыс. чел. Го­род занимал не менее 40 км2. В нем имелись многоэтажные дома, обще­ственные бани, водопровод, десятки базаров.

Складывание Арабского халифата привело к расцвету арабской куль­туры. Распространив своей влияние от Атлантики до Памира, арабы не только заставили покоренные ими народы платить налоги, но и заимство­вали их культурный опыт. Они использовали также культурный опыт по­гибших цивилизаций. Ими были собраны греческие, персидские и римс­кие рукописи. Многие из них переведены на арабский язык. Арабы не только сохранили достижения античной цивилизации, но и попытались, опираясь на них, пойти дальше. Если в этом отношении сравнивать Ви­зантию как наследницу греческой и римской культуры и Арабский хали­фат, сравнение будет не в пользу первой. После падения Римской империи на некоторое время именно арабский Восток стал одним из культурных центров планеты, соперничать с которым в это время мог только Китай.

Из культурных достижений современных им народов, которые ак­кумулировали арабы, прежде всего следует назвать научные и техничес­кие достижения. В частности, это касается технологии получения стали, которая была разработана дамасскими мастерами. Она заключалась в использовании графита, который добавлялся в плавильный горн и при­давал железу те самые качества, которые до этого удавалось получать только путем многократной закалки кричного железа. Ранее происходи­ло осталивание только поверхности закаливаемого металлического из­делия, новая технология позволила получать изделия, целиком состоя­щие из стали. Изготовленные из дамасской стали (булата) мечи и другие виды оружия не имели себе равных и получили самую широкую извест­ность за пределами Ближнего Востока.

По мере своего становления Арабский халифат превратился в одну из крупнейших морских держав. Арабы контролировали побережье Сре­диземного моря от Малой Азии до Пиренейского полуострова, они име­ли выход к Красному морю и в Персидский залив. Они не только заим­ствовали опыт покоренных народов в судостроении, но и значительно обогатили его. В VII в. арабы имели в Средиземном море огромный флот. Так, в 717 г. в штурме Константинополя участвовало не менее 1800 араб­ских судов. Имея корабли в Красном море и Персидском заливе, арабы попытались с востока обогнуть Африку и, по некоторым данным, смогли достигнуть южной ее оконечности. Особого внимания заслуживает араб­ское судоходство в Индийском океане. Уже в IV в. н. э. арабы имели фак­торию в Гуанчжоу (Кантон). Регулярные контакты с Поднебесной импе­рией позволили арабам воспользоваться многими достижениями китайцев. В частности, именно у них они заимствовали компас, рулевое управление на корме и косой парус, позволявший ходить не только при попутном, но и при боковом ветре. Огромная территория, на которую распространялась власть халифа, и связанная с этим сложность управления ею заставили арабов вос­становить и усовершенствовать разрушенную к концу 1 -го тысячелетия н.э.. персидскую почтовую службу.. На запад и на восток сначала от Да­маска, а затем от Багдада были открыты более 900 почтовых станций, которые располагались на расстоянии 10-25 км одна от другой. С распадом Арабского халифата эта система пришла в упадок, но окончательно прекратила свое существование только к началу XV в.

 

Кроме почты на рубеже 1 и 2-го тысячелетий н. э. арабы создали самую протяженную в мире систему светового телеграфа. Начало ей было доложено в IX в. Цепь сооруженных ими маяков протянулась вдоль все­го побережья Северной Африки от г. Сеута (Марокко) до Каира (Египет). Маяки не только служили ориентирами для арабских мореходов, но и использовались для передачи световых сигналов. В XIII в. эта телеграф­ная линия была продолжена от Каира до Багдада. В результате существо-зала возможность передавать экстренные сообщения от западных гра­ниц Арабского халифата до столицы буквально за несколько ночей.

Еще в VIII в. арабы познакомились с китайской калийной селит­рой, но первоначально использовали ее только в медицине. Когда имен­но они заимствовали у китайцев порох, остается неизвестным. Во всяком случае, в 1225 г. он уже упоминался как зажигательное средство в одном из руководств по военному делу. В 1260 г. арабы столкнулись с татаро-монголами и увидели в бою пушки. Захватив несколько орудий, они приступили к их изготовлению. Теми, против кого было направлено новое оружие, оказались крестоносцы. В 1291 г. арабы участвовали в осаде последнего оплота крестоносцев — г. Акры, забросав его зажигательны­ми «снарядами».

Из Китая арабы заимствовали бумагу. По некоторым данным, это произошло в начале VIII в., когда ими был захвачен Самарканд. Здесь среди пленников оказались китайские мастера, знавшие технологию из­готовления бумаги. Около 900 г. с ней познакомился Египет, затем Ма­рокко и Кордовский халифат на Пиренейском полуострове. Вслед за бу­магой на арабский Восток из Китая пришло книгопечатание.

Арабы обратили внимание на достижения индийских математиков и заимствовали у них созданную в 1-й половине 1-го тысячелетия н. э. цифровую систему обозначения количественных показателей. Благода­ря им индийские цифры, получившие название арабских, распространи­лись по всему миру.

 

Арабский Восток был не только аккумулятором достижений куль­туры своего времени. Некоторые науки, например, астрономия, матема­тика, медицина, физика, химия получили здесь дальнейшее развитие Сохранив многие достижения античной культуры и открыв доступ к до­стижениям индийской и китайской культуры для других народов, Араб­ский халифат оказал большое влияние на развитие всей цивилизованно! части человечества, в том числе и на развитие Западной Европы.

Своего расцвета арабская культура достигла при халифе Харун-ар-Рашиде (можно встретить написание: Гарун аль-Рашид) (763-809) и его сыне аль-Ма" муне /813-833/, который привлек на свою сторону шиитов и, для того чтобы скрепить этот союз, поменял черное знамя Аббасидо» на зеленое знамя Алидов. Так зеленое знамя шиитов стало знаменем всех мусульман. ч

СIX в. начинает развиваться сепаратизм эмиров и вождей покорен­ных племен. В 945 г. халиф был лишен законодательной и исполнитель­ной власти, сохранив в своих руках духовную власть и власть судебную-шариат. Постепенно Арабский халифат распался на ряд самостоятель­ных государств, в результате чего арабы потерпели ряд поражений: в XI-XIII вв. от крестоносцев, в XIII в. — от татаро-монголов, а затем оказа­лись под властью турок-османов.

В 1258 г. династия Абассидов прекратила свое существование.

 

 

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ. Турки-османы являлись носителям! одного из тюркских языков, который вместе с монгольской и тунгусо-маньчжурской языковыми группами составляет семью алтайских язы­ков. К тюркским языкам относятся азербайджанский, башкирский, ка­захский, киргизский, ногайский, татарский, туркменский, узбекский, якутский и некоторые другие.

Когда-то предки турок-османов обитали на просторах юга Сибири. В эпоху великого переселения народов (IV—VII вв.) первые тюркоязычные племена появились в Малой Азии. Они были немногочисленны в очень скоро ассимилировались с местным населением. Тогда же, при­мерно в VI в., на территории Северо-Восточной и Средней Азии сложи­лось государство тюркских кочевников, известное в литературе как Тюр­кский каганат. В VIII в. он распался. Часть его населения переселилась | на Ближний Восток и приняла ислам.

В конце X в. в Средней Азии возникло тюркское государство Караханидов, а в середине XI в. тюрки-огузы создали на Ближнем и Средне Востоке государство, во главе которого встала династия Сельджуков. В /55 г. они захватили Багдад. Халиф даровал их правителю Тогрул-беку титул «султана Востока и Запада». В конце XI в. под натиском крестонос­цев тюрки-огузы вынуждены были отойти к границам Византии и здесь создали новое государство —Румский султанат. В результате ассимиляции ими местного населения (греков, армян, персов) сформировался но­жи этнос, получивший название турки.

Уже в XII. в. сепаратизм беев стал раздирать Румский султанат. Затем поднялось восстание шиитов. После чего нагрянули монголы. В конце XIII ъ. султанат распался на несколько самостоятельных государственных об­разований. Одно из них, ставшее эмиратом, возглавил бей Осман I (ок. 1258 - ок. 1324). Откупившись от татаро-монголов данью, Османский эмират сам встал на путь завоеваний. В 1326 г. турки захватили г. Бруссы и сделали его своей столицей. В 1352 г. они переправились через Дарданеллы и приступили к покорению Балкан.

Столкнувшись с возрастающим сопротивлением, правители Османской державы сочли необходимым пойти на реформу армии. В XIV в. по образцу арабского корпуса мамлюков они создали корпус янычар, кото­рый стал гвардией султана. Этот корпус формировался за счет покорен­ных народов. С этой целью турки отбирали у родителей наиболее рос­лых и физически сильных мальчиков, на протяжении многих лет их обучали военному делу, а когда им исполнялось 20 лет (к этому времени они забывали свою родину), их зачисляли на военную службу. Янычары не имели семей и жили в казармах, изолированные от всего мира. Война была единственной формой их существования.

Кроме военной, была проведена судебная реформа. В 1368 г. султан Мурад-1 /1359-1389/ утвердил первые светские законы.

Укрепив военную и судебную системы, турки возобновили экспан­сию на Балканах. В 1389-1396 гг. они захватили территорию Македо­нии, Сербии и Болгарии. С конца XIV в. Османская империя стала од­ним из факторов европейской внешней политики. Контроль над захваченными европейскими землями во многом зависел от отношений между Османской державой и Византией. Вполне возможно, что судьба Византии была бы решена уже в начале XV в., если бы на рубеже XIV-XV вв. турки не столкнулись с державой Тамерлана, или Тимура (1336-1405). Являясь, одним из среднеазиатских эмиров, он сумел в конце XIV в. создать сильное государство, в состав которого входили не только зем­ли Средней Азии, но и Афганистан, Иран, Ирак, часть Закавказья. В1402 г. армия Тамерлана нанесла серьезное поражение туркам. Через 3 года Та­мерлан умер, а его наследники не сумели сохранить созданное им госу­дарство. И оно распалось.

Восстановив армию, разгромленную в битве с войсками Тамерла­на, и стабилизировав положение на Востоке, турки перешли в наступле­ние на Византию. В 1453 г. они взяли Константинополь, падение которо­го означало конец Византийской империи. С этого момента столица Византии была переименована в Стамбул и стала столицей Османской державы.

В 1475 г. туркам удалось склонить к признанию вассальной зави­симости от Стамбула Крымское ханство. В 1514-1517 гг. они завоевали Курдистан, Армению, Ливан, Сирию, Северную Месопотамию, Палес­тину, Египет. Наибольшего могущества Османская держава достигла при султане Сулеймане I Кануни (Законодателе), которого современники на­зывали Сулейманом Великолепным /1520-1566/. В период его правле­ния были завоеваны западная часть Закавказья и все Междуречье, терри­тории Алжира и Ливии (позднее турецкое влияние было распространено на Тунис). В 1526 г. турки разбили венгерскую армию и заставили Венг­рию признать зависимость от Стамбула. В 1529 г. они штурмовали Вену. После смерти Сулеймана I его преемники в 1578-1590 гг. нанесли пора­жение Ирану и отобрали у него восточное Закавказье.

В результате Османская держава почти восстановила границы Араб­ского халифата. Ей, правда, не удалось утвердиться на Пиренейском по­луострове (Испания) и дойти до Памира. Зато она распространила свое влияние на Крымский полуостров и Балканы. В конце XVI в. Османская «империя» превратилась в крупнейшую мировую державу.

Когда-то турки были кочевниками. По мере оседания на земле боль­шая часть их взрослого мужского населения стала воинами — кавалери­стами (сипахами). Сипахи за службу получали тимар — земельное вла­дение с правом взимания с его населения строго определенного денежного налога. Тимар обычно определялся не размером владения и не числен­ностью населения, а взимаемой суммой, за счет которой сипах должен был содержать себя и свою семью. Сипах не имел права распоряжаться тимаром, но мог передать его по наследству, если наследник продолжал служить. Имелись также более крупные тимары, владельцы которых дол­жны были не только служить сами, но и выставлять определенное коли­чество воинов, которых они возглавляли. Более крупные пожалования — зеаметы — давали право их владельцам командовать сипахами. По мере госта численности чиновников они тоже стали получать тимары. Лица, близкие к султану, наделялись хассами и арпалыками, обладавшими податным иммунитетом. Эти владения тоже не являлись наследственны­ми. Почти все земли считались государственными. Незначительное исключение из этого правила составляли только церковные (вакуфные) земли и такая разновидность частных земель, как мульк, владельцы ко­торых платили государственные налоги. Основной производительной силой турецкого общества являлись крестьяне (райя) из числа покорен­ных турками народов.

Вся полнота власти концентрировалась в руках султана. Его права законодательно не регламентировались. Все лица в стране считались его поданными или рабами. Это касалось и чиновников, и военной аристок­ратии. Султан осуществлял власть вместе с Высочайшим советом (ди-ван-и-хумайюн), члены которого назначались им лично и были перед ним ответственны. Члены совета являлись визирями — министрами. Один из них был первым или великим визирем. При Мехмеде II (1451-1481) был принят свод законов «Канун-наме», который стал регламентировать деятельность правительства.

Административная система управления включала в себя три эле­мента— военно-административный, финансовый и судебно-религиозный. К XVI в. страна была разделена на 16 областей, во главе которых стояли бейлербеи (губернаторы), им подчинялись санджакбеи, т. е. на­чальники более мелких административных единиц — санджаков (уез­дов), которых в стране насчитывалось около 250. Для каждого санджака был создан свой «Канун-наме». На уровне центральной власти во главе судебного аппарата стоял шейх-уль-ислам, на уровне бейлера — кади-аскер, на уровне санджака — кади. Суд был шариатским. В отношении иноверцев подобные же функции были возложены на соответствующие религиозные общины.

Своего расцвета эта система достигла при Сулеймане I. Затем она оказалась перед лицом кризиса. Одна из его причин заключалась в не­хватке земель. «В XVI в. площадь обрабатываемых земель практически перестала расти, — пишет Л.С. Васильев, — тогда как рост населения, напротив, продолжался, к тому же весьма быстрыми темпами. С одной стороны, это вело к дроблению тимаров и, следовательно, к уменьше­нию их доходности. С другой — к ухудшению качества жизни райя, к появлению в их среде все большего количества безземельных. По стра­не прокатилась волна восстаний, в которых участвовали и тимариоты.

Ставший в 1656 г. великим визирем Мехмед Кёпрюлю начал рефор­мы. До этого особое значение придавалось увеличению численности яны­чар. Теперь были предприняты усилия по восстановлению боеспособнос­ти тимариотов за счет ограничения прав владельцев хассов и вакуфов.

Оказавшись перед лицом кризиса, Турция открывает свои двери для европейского торгового капитала и становится на путь европеиза­ции. Эта политика была связана с именами султанов Селима III /1789-1807/ и Махмуда II /1808-1839/, которые при этом руководствовались рекомендациями приглашенных ими иностранных советников. В 1826 г. был ликвидирован янычарский корпус, в 30-е гг. XIX в. упразднена тимарная система и введена своеобразная рекрутская повинность. Прове­денные реформы повысили боеспособность турецкой армии, но не смогли вернуть Турции былого величия. Ее отставание от европейских держав продолжало сохраняться.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 935. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия