Древняя Греция
КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА. Как мы уже знаем, важным транзитным пунктом для доставки олова с территории современной Испании в Египет был остров Крит. Согласно легендам, когда-то им правил могущественный царь Минос («властитель моря»). В истории древнего Крита выделяют три названных его именем периода. Период с XXX по XXIII в. до н. э. получил называние раннеминойского. В это время население острова еще находилось на стадии неолита. А поскольку здесь уже был известен гончарный круг, есть основания думать, что жители Крита переживали переход от присваивающего хозяйства к производящему. В результате контактов с Древним Египтом и Передней Азией население Крита имело возможность познакомиться с их культурой и заимствовать некоторые из их достижений, в частности, технологию производства бронзы. Переход к использованию металлов (сначала меди, а затем бронзы), произошедший к XXII в. до н. э. обычно рассматривается как начало среднеминойского периода. В этот период на Крите получают развитие города. Особую известность среди них приобрел город Кносс с его монументальными дворцами. Его влияние распространялось не только на Крит и некоторые другие острова Эгейского моря, но и на часть Балканского полуострова. На Крите получила развитие металлообработка, прежде всего производство оружия: секир, кинжалов, мечей. Развивались и другие ремесла: ювелирное, ткацкое, гончарное, судостроительное и т. д. В XVII в. до н. э. здесь появились первые глиняные таблички с «линейным письмом А», которое до сих пор остается нерасшифрованным.
Около XVI в. до н. э. (разные историки по-разному датируют произошедшие события и их последовательность) на Крит вторглись ахейские племена и названные выше дворцы были разрушены. Ахейцы принадлежали к предкам древних греков. Они появились на Балканском полуострове на рубеже 3-2-го тысячелетий до н. э. Продвигаясь на юг, 1_\ейцы постепенно вышли к побережью Эгейского моря, где их экспансия столкнулась с экспансией Крита. Обосновавшаяся на Крите часть ахейцев вскоре ассимилировалась с местным населением, после чего произошло восстановление прежних культурных центров и начался последний, позднеминойский период (ХУ1-ХП вв. до н. э.). На смену «линейному письму А» пришло «линейное письмо Б», в основе которого лежал один из диалектов греческого языка. В это время ахейцы, оставшиеся на Балканском полуострове, создали там несколько-крупных центров, из числа которых особую известность получили Микены, не уступавшие по культурному уровню Криту ж имевшие с ним много общего. «ТЁМНЫЕ ВЕКА». В конце XIII в. до н. э. на Балканский полуостров с севера вторглись новые племена — дорийцы, которые разрушили крито-микенскую культуру. Часть ахейцев отошла в труднопроходимые горные районы, другая смешалась с завоевателями. В результате этого сформировалась греческая народность, которая заселила не только южную часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря, но и средиземноморское побережье Малой Азии. Несмотря на то, что крито-микенская культура была разрушена, она оказала влияние на завоевателей и легла в основу греческой цивилизации. Дорийцы заимствовали гончарный круг, сельскохозяйственный мыт, колесную повозку, парусный корабль, изготовление оружия и т. д. 3 отличие от ахейцев они уже знали железо, но находились на более низкой стадии общественного развития. Поэтому их нашествие привело к откату назад. Период, наступивший вслед за этим (XII - первая половина 1П11 в. до н. э.), получил название «темных веков». Некоторые историки рассматривают его как своеобразное греческое «средневековье». Быт, нравы и культурный уровень этого периода нашли свое отражение в произведениях Гомера «Илиада» и «Одиссея». Из них явствует, что на протяжении «темных веков» древние греки снимались земледелием и животноводством. Земледелие, которое играло •едущую роль, лишь частично было связано с орошением. Основными земледельческими культурами являлись пшеница и ячмень. Причем ячмень преобладал. Наряду с зерновыми культурами высевались бобовые. Выращивались оливки и виноград. По всей видимости, первоначально древние греки использовали так называемую переложно-залежную систему, при которой земля обрабатывалась лишь до тех пор, пока давала удовлетворительный урожай. Затем она забрасывалась, и распахивался новый участок. При такой системе пашня могла восстановить плодородие естественным путем через 10-20 и более лет. Поэтому под посевом находилась лишь незначительная часть обрабатываемых земель. По мере исчерпания резерва свободных и удобных для земледелия земель срок отдыха сокращался. И, наконец, сложилась двупольная система, для которой было характерно, что одна половина пашни засевалась, другая находилась под паром, «отдыхала». Через 2-3 года паровое поле засевалось, а посев оставлялся под паром. При такой системе плодородие почвы не могло восстанавливаться естественным путем. Поэтому землю начали удобрять и тщательно обрабатывать. Есть основания думать, что к концу «темных веков» сельскохозяйственное освоение занимаемых древними греками земель в основном уже было завершено и греки широко использовали двуполье. Распространены представления, в соответствии с которыми «темные века» были временем разложения родового строя. Однако, если учесть, что ко времени нашествия дорийцев на захваченной ими территории уже существовало производящее хозяйство, что оно было унаследовано завоевателями, а сами они были знакомы с железом, разложение родового строя можно отнести лишь к началу «темных веков». На протяжении всего этого периода население жило отдельными семьями. И хотя еще сравнительно долго сохранялись элементы родовой организаци (фратрии как объединения родов, филы как объединения племен), однако по существу они уже представляли собою разнообразные формы соседской или территориальной общины, в центре которой обычно находилась крепость (полис). Первоначально на большей территории Древней Греции этого времени земля принадлежала общинам и распределялась между семьями по жребию. В связи с этим отдельные земельные участки назывались клерами (от слова клер — жребий). Наряду с клером, который принадлежал всей общине и только временно находился во владении семьи, складывается семейная собственность на землю, получившая название «темен». Владельцами теменов становились представители родовой знати — басилеи, которые выступали в качестве военачальников, жрецов и судей. Со временем клеры тоже стали приобретать характер семейной собственности. Появились многоземельные и безземельные общинники. Последние вынуждены были работать по найму и назывались фетами. Население греческих государств стало распадаться на два класса: землевладельческую знать (аристократия) и утрачивавший свои прежние права народ (демос), основу которого составляли крестьяне. В одних государствах крестьяне сохраняли самостоятельность, в других — находились в зависимости от земельной аристократии. Долгое время в греческих общинах преобладало натуральное хозяйство и обмен тоже был натуральным. В качестве денег использовался скот. По мере расширения обмена скот как деньги стали вытеснять металлические слитки. К концу «темных веков» в употребление постепенно входит железо. Одновременно с этим в полисах, которые превращались в города, складывался торгово-ремесленный слой, состоявший из купцов, ростовщиков, владельцев ремесленных мастерских, а также из ушедших в города фетов. И в городах, и в сельской местности использовался труд рабов, состоящих как из пауперизировавшихся и оказавшихся в долговой зависимости общинников, так и из пленников. Можно встретить мнение, что в результате этого в греческих государствах утвердился рабовладельческий способ производства. Но убедительные данные о преобладании рабского труда в производстве к VIII в. до н. э. до сих пор отсутствуют. Исчерпание резерва свободных земель привело к тому, что в VIII в. до н. э. земледелие перестало обеспечивать продовольственные потребности греческих городов, а в деревне появилось аграрное перенаселение. Это явилось одной из причин колонизационного движения. Греки, обосновавшиеся на средиземноморском побережье Малой Азии, продвигаясь далее на северо-восток, вышли к Черному морю и начали освоение Причерноморья. Тогда же греки достигли Апеннинского полуострова и около 750 г. до н. э. основали здесь город Кумы, а в Сицилии — город Сиракузы. Продвигаясь далее на северо-запад, они создали на берегу Лионского залива в устье реки Роны колонию Массилия (современный Марсель). Отсюда колонизация достигла берегов Пиренейского полуострова. Не позднее VII в. до н. э. были установлены контакты с Египтом. Одна из важнейших целей создания этих колоний заключалась в снабжении греческих полисов хлебом. Одновременно происходит обострение отношений между отдельными греческими государствами, которые стали называться «полисами». Особое значение среди них приобрели Афины. ДРЕВНЯЯ АТТИКА. Город Афины возник в восточной части Балканского полуострова, получившей название Аттика. Аттика — это небольшой каменистый полуостров площадью 2, 7 тыс. км2. Почти 3/4 его территории покрыто горами и неудобно для земледелия. Освоение этой территории привело к тому, что на рубеже 2-1 тысячелетий до н. э. отдельные филы и фратрии объединились под властью Афин. Афинское общество делилось на аристократию (эвпатридов), мелких земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Геоморы и демиурги составляли демос, т. е. народ, а эвпатриды (благородные) представляли собою господствующий класс. Кроме того, существовали рабы, арендаторы (пелаты) и иноплеменники (метеки). Первоначально во главе возникшего государства стояли бывшие племенные вожди — басилеи. Около VIII в. до н. э. власть перешла к избираемым из числа эвпадритов правителям — архонтам. Со временем вместо одного архонта стали избирать коллегию из 9 человек. По окончании срока архонты становились членами Ареопага, который заменил совет старейшин гомеровской эпохи и представлял собою высший судебный и контролирующий орган. В VIII—VII вв. до н. э. продолжало су-щестовать народное собрание (эклексия). Большое развитие в Афинах получили ремесло и торговля. Этому способствовала начавшаяся чеканка серебряной монеты, появление которой было связано с разработкой серебряных рудников в Лаврионе. Считается, что первой в VII в. до н. э. монету стала чеканить Лидия — небольшое государство в Малой Азии. Оттуда это новшество было заимствовано другими народами, в том числе и афинянами. Главное отличие новых денежных знаков от слитков, которые находились в обращении до этого, заключалось не только в том, что они имели стандартную форму и определенный вес, но и в том, что для их изготовления использовались металлы соотвествующей пробы. В качестве символа, удостоверяющего происхождение монет, стали использовать изображения бога — покровителя города или правителя государства, позднее связанную с ними символику. Колонизация имела своим следствием приток пленных и развитие основанного на рабском труде хозяйства, которое было ориентировано на рынок и связано с формированием элементов торгово-ростовщической буржуазии. В кабальную, а затем и рабскую зависимость от нее попадали разорившиеся общинники. Обострение классовой борьбы породило необходимость перехода от обычного права к писаным законам. Первым составителем греческих законов считается спартанец Ликург. Однако, по мнению некоторых историков, он был легендарной фигурой. Более определенные данные на этот счет касаются первых законов в Афинах. Они были составлены около 621 г. до н. э. архонтом по имени Драконт. Его законы отличались особой суровостью (самой распространенной мерой наказания, которую они предусматривали, являлась смертная казнь). С тех дор любые жестокие меры стали называть драконовскими. Террор не мог устранить причины, которые порождали преступления. Поэтому правящие верхи вынуждены были встать на путь преобразований. Их осуществление связано с именем афинского архонта и поэта Солона (ок. 640 - ок. 559). В 594 г. до н. э. он предоставил право свободного отчуждения земли, которая до этого могли переходить из рук в руки только в рамках рода. В условиях роста продовольственного дефицита был запрещен экспорт хлеба. Солон приказал убрать с полей долговые камни и тем самым аннулировал прежние долги. Он отменил личную жабалу и ввел правило, по которому человек за свои долги должен был отвечать не личностью, а имуществом. Долговое рабство исчезло, и рабовладельческое хозяйство стало развиваться за счет пленников. «Видя, что почва Аттики не в состоянии прокормить все возрастающее население и что земля не может доставить средств к жизни праздой, ничем не занятой массе людей, — читаем мы в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха (ок. 46 - ок. 126), — Солон обратил особое шимание на ремесла. Одновременно с этим он поручил Ареопагу наблюдать за средствами жизни каждого и строго наказывать праздных». О том, какое значение Солон придавал развитию ремесленного производства, свидетельствует его закон, по которому сын, не обученный никакому ремеслу, имел право отказать престарелому отцу в поддержке. Завершил реформы Солон введением тимократии (тимэ — имущество, ценз). Политические права граждан стало определять не происхождение, а обладание имуществом. Все граждане были разделены на четыре класса: в первый вошли те, чей доход составлял не менее 500 «едимнов, т. е. 225, 8 ц зерна*, во второй— 300 медимнов (135, 5 ц), в третий — 200 медимнов (90, 3 ц), в четвертый — менее 200 медимнов и безземельные (феты). Для того, чтобы оценить значение этих цифр, необходимо учитывать, что продовольственная норма взрослого человека в Древней Греции определялась в 1 хойник (0, 86 кг)* муки в день, что составляло 3, 1ц муки или же 4, 2 ц. зерна в год. Все граждане обязаны были нести военную службу или же участвовать в снаряжении на собственные средства: первые два класса — всадников, третий—тяжеловооруженных воинов — пехотинцев, четвертый — легковооруженых. При Солоне произошло усиление роли народного собрания, к участию в котором были допущены все взрослые афинские граждане. Солон создал суд присяженых (гелиею), который стал высшим судебным учреждением Афин. Для предварительного расмотрения дел, поступавших в народное собрание, в противовес Ареопагу был учрежден Совет четырехсот (по 100 человек от каждой из 4-х фил). Если в гелиею мог быть избран любой гражданин, то на остальные высшие должности — только граждане первых трех классов. Борьба, развернувшаяся вокруг реформ Солона, привела к возникновению партий. Педиэя представляла интересы равнинной части полиса, главным образом эвпатридов, паралия — интересы жителей приморской полосы, связанных с торгово-ремесленной деятельностью, диакрия — интересы горной области, где в основном жили крестьяне, испытывавшие нехватку земли и стремившиеся к ее переделу. В 560 г. до н. э. лидер диакриев Писистрат (ок. 600-527 до н. э.) пришел к власти и установил диктатуру, или же тиранию. В разное время тирания установилась и в других греческих полисах. Писистрат конфисковал у земельной аристократии часть земель и передал их крестьянам, ввел общегосударственный подоходный налог — десятину, создал постоянное войско, взял под контроль Афин черноморские проливы, через которые шел хлеб. Политика Писистрата способствовала превращению Афин в самое сильное греческое государство. После его смерти тирания была ликвидирована и возродились прежние демократические учреждения. Возглавивший борьбу за это и избранный в 508 г. до н. э. архонтом Клисфен продолжил реформы. Он разделил страну на три округа (Педиэя, Паралия и Диакрия), а каждый округ — на 10 административных единиц — триттий, которые в свою очередь рас-дадались на более мелкие административные единицы — демы. Затем по жребию было образовано 10 новых фил, в состав которых вошли по одной триттий из каждого округа. Этим самым Клисфен не только лик-зидировал возникшие партии, но и сделал невозможным в дальнейшем их возрождение. Одновременно с этим был создан избираемый Совет пятисот, который заменил Совет четырехсот и в котором каждая из 10 новых фил получила по 50 мест. Совет пятисот стал высшим постоянно действующим распорядительным органом. При Клисфене народные собрания получали право лишать гражданства и выселять за пределы Аттики лиц, которые признавались опасными для общества. Эта процедура получила название остракизма. Реформы Клисфена представляли собою компромисс между крестьянством, крупными земельными собственниками и рождающимися элементами торгово-промышленной буржуазии. Вместе с тем они способствовали развитию в деревне роли производства, ориентированного на рынок и основанного на труде рабов, а в городе — торговли и ремесленного производства. Среди историков до сих пор идут споры о характере древнегреческой экономики. Одни авторы вслед за Карлом Бюхером считают, что для греческого полиса было характерно преобладание натурального хозяйства, другие вслед за Эдуардом Мейером не видят принципиальной разницы между тем, что происходило в греческих полисах V—IV вв. др н. э., и тем, что происходило в Западной Европе в период капитализма. О том, кто прав в этом споре, по всей видимости, можно судить на основании следующего свидетельства историка Ксенофонта (ок.430-ок.355 до н. э.): «[...] В небольших городах, —писал он, — один и тот же мастер делает ложе, дверь, плуг, стол, а нередко тот же человек сооружает и дом, причем он рад, если хоть так найдет достаточно заказчиков, чтобы прокормиться[...]. Напротив, в крупных городах, мастеру довольно для своего пропитания и одного ремесла. А нередко довольно даже части ремесла: так, один мастер шьет мужскую обувь, а другой — женскую. А иногда человек зарабатывает себе на жизнь единственно тем, что шьет заготовки для башмаков, другой тем, что вырезает подошвы, третий тем, что выкраивает передки, а четвертый не делая ничего этого, а только сшивая все вместе[...]. То же самое происходит и с приготовлением пищи». Перед нами описание того, что принято называть рассеянной мануфактурой. Следовательно, в У-1У вв. до н. э. афинское общество переживало «первоначальное капиталистическое накопление». В странах Западной Европы на исходе «средневековья» этот процесс характеризовался, с одной стороны, разрушением натурального хозяйства и связанных с ним классов (крестьянства и крупных земельных собственников), а с другой стороны, формированием товарного хозяйства и складыванием новых классов (пролетариата и буржуазии). Своеобразие античного варианта «первоначального накопления» заключалось в том, что основу его товарного хозяйства составлял не свободный, а рабский труд. Однако и здесь развитие этого процесса вело к возрастанию роли промышленного производства и перемещению населения из деревни в город. По некоторым данным, в IV в. до н. э. в г. Афины проживало около 100 тыс. чел. Чтобы оценить значение этой цифры, необходимо учесть, что в 1400 г. н. э. в Западной Европе имелось только пять городов, которые в этом отношении превосходили Афины. Поэтому утвердившаяся в Афинах демократия была в первую очередь демократией рабовладельцев и формирующейся торгово-промышленной буржуазии. Своего расцвета она достигла в период правления внучатого племянника Клисфена— Перикла (ок.490-429 до н. э.), связанного с торгово-промышленным классом афинского общества. Особое значение в политической жизни полиса приобрело народное собрание. Почти все основные должности стали выборными и оплачиваемыми. Занятие государственных должностей было открыто для всех свободных лиц, даже для фетов. Несмотря на то, что формально все афинские граждане были равноправны, особое место в системе управления государством заняли торгово-промышленные верхи. Развитие экономики и культуры способствовало превращению греческих полисов в крупную политическую силу., Особенно ярко это проявилось в Греко-Персидских войнах, начавшихся в 500 и продолжавшихся до 449 г. до н. э. Эти войны способствовали консолидации греческих городов-государств и образованию в 478 г. до н. э. Афинского морского союза. Под руководством Афин в нем объединились греческие полисы, расположенные на побережье Эгейского моря и Малой Азии. Держава Ахеменидов, представлявшая самую крупную державу мира того времени, потерпела поражение в борьбе с этим Союзом и должна были отказаться от продолжения своей военной экспании на Западе. Перед нами описание того, что принято называть рассеянной мануфактурой. Следовательно, в У-1У вв. до н. э. афинское общество переживало «первоначальное капиталистическое накопление». В странах Западной Европы на исходе «средневековья» этот процесс характеризовался, с одной стороны, разрушением натурального хозяйства и связанных с ним классов (крестьянства и крупных земельных собственников), а с другой стороны, формированием товарного хозяйства и складыванием новых классов (пролетариата и буржуазии). Своеобразие античного варианта «первоначального накопления» заключалось в том, что основу его товарного хозяйства составлял не свободный, а рабский труд. Однако и здесь развитие этого процесса вело к возрастанию роли промышленного производства и перемещению населения из деревни в город. По некоторым данным, в IV в. до н. э. в г. Афины проживало около 100 тыс. чел. Чтобы оценить значение этой цифры, необходимо учесть, что в 1400 г. н. э. в Западной Европе имелось только пять городов, которые в этом отношении превосходили Афины. Поэтому утвердившаяся в Афинах демократия была в первую очередь демократией рабовладельцев и формирующейся торгово-промышленной буржуазии. Своего расцвета она достигла в период правления внучатого племянника Клисфена— Перикла (ок.490-429 до н. э.), связанного с торгово-промышленным классом афинского общества. Особое значение в политической жизни полиса приобрело народное собрание. Почти все основные должности стали выборными и оплачиваемыми. Занятие государственных должностей было открыто для всех свободных лиц, даже для фетов. Несмотря на то, что формально все афинские граждане были равноправны, особое место в системе управления государством заняли торгово-промышленные верхи. Развитие экономики и культуры способствовало превращению греческих полисов в крупную политическую силу., Особенно ярко это проявилось в Греко-Персидских войнах, начавшихся в 500 и продолжавшихся до 449 г. до н. э. Эти войны способствовали консолидации греческих городов-государств и образованию в 478 г. до н. э. Афинского морского союза. Под руководством Афин в нем объединились греческие полисы, расположенные на побережье Эгейского моря и Малой Азии. Держава Ахеменидов, представлявшая самую крупную державу мира того времени, потерпела поражение в борьбе с этим Союзом и должна были отказаться от продолжения своей военной экспании на Западе.
КРИЗИС ГРЕЧЕСКОЙ «ДЕМОКРАТИИ». Отразив натиск персов, Афинский морской союз вступил в борьбу за гегемонию на Балканах. Здесь он столкнулся с другим объединением греческих полисов, во главе которого стояла Спарта. Спарта возникла в результате завоевания дорийцами юго-западной части Балканского полуостррва, получившей название Пелопоннес. Осевшие здесь дорийцы составляли около 10 тыс. семей. ВIX в до н. э. в долине Лаконика они создали военный центр Спарту, из которого начали завоевание соседних земель. В ходе этих войн к VII в. до н. э. сложилось государство и завоеватели превратились в господствующий класс. Все общество было разделено на три социальные группы: спартанцев (или спартиатов), периэков и илотов. Спартанцами были потомки дорийцев-завоевателей. Илотами называли порабощенное население, превращенное, по мнению одних историков, в рабов, по мнению других — в крепостных крестьян, что, по всей видимости, ближе к истине. Периэки в основном были переселенцами из других местностей и занимались разными видами деятельности, главным образом, ремеслом и торговлей. В отличие от илотов они являлись свободными, но в отличие от спартанцев должны были платить налоги. Взрослые спартанцы представляли собою военное сословие. Они не имели индивидуальной частной собственности на землю. Вся земля принадлежала государству. Во главе государства стояли два царя, или архагета, которые правили совместно с Советом старейшин (герусией) и народным собранием (апеллой). Если в герусии возникали разногласия или же решался принципиально важный вопрос, она выносила его на рассмотрение народного собрания, апеллы. Около 505 г. до н. э. Спарта создала объединение полисов — Пелопоннесский союз. Столкновение интересов Спарты и Афин привело к Пелопонесской войне, начавшейся в 431 и закончившейся в 404 г. до н. э. В этой войне Афины потерпели сокрушительное поражение. Они должны были распустить морской союз, выдать противнику свой флот, срыть все укрепления, ликвидировать демократическую систему управления. Господство олигархии в Афинах продолжалось недолго. В 403 г. до н. э. прежняя, демократическая система управления была восстановлена. В 378 гг. до н. э. возник второй Афинский союз. Но в 355 г. до н. э. он распался. Одна из причин, которая привела к ослаблению Афин, была связана с исчерпанием возможности сельского хозяйства обеспечивать продовольственные потребности населения. По самым скромным расчетам, в годы Пелопоннеской войны на территории Аттики проживало 250-300 тыс. чел. По сведениям греческого историка Фукидида (ок 460 - ок. 395 до н. э.), в 431 г. до н. э. в Аттике насчитывалось 30 тыс. граждан (около 100 тыс. с членами семей), 30 тыс. метеков и 100 тыс. рабов. Если исходить из приведенной выше продовольственной нормы и, принимая в расчет женщин, детей и стариков, сократить ее на треть, то для обеспечения населения Аттики в конце V в. до н. э. необходимо было, как минимум, 50-70 тыс. т зерна. Согласно податным отчетам, в IV в. производство самой Аттики составляло всего лишь 400 тыс. медимнов (18 тыс. т), т.е. 25-35 % необходимого количества. По свидетельству Демосфена (384-322 до н. э.), ровно столько хлеба ежегодно ввозилось из одного только Боспорского царства в Северном Причерноморье. А всего афинский порт Пирей в IV в. до н. э. принимал в год около 800 тыс. медимнов, или же 36 тыс. т хлеба. Это значит, что в IV в. до н. э. Аттика обеспечивала свои продовольственные потребности за счет собственного производства, в лучшем случае, на одну треть. «В IV столетии, — писал Карл Бюхер, — ввоз был необходим каждый год и потому регулировался законодательством, как все, что серьезно затрагивает интересы государства-города. Ни один живущий в Аттике судовладелец не смел везти хлеб куда-либо, кроме аттических гаваней. Нельзя было давать ссуды под залог отправлявшихся судов, если они не возвращались в Афины с грузом, в числе которого определенно поименован хлеб». А вот, что писал итальянский историк Г. Ферреро: «Все суда, принадлежащие афинянам или субсидируемые афинскими гражданами и метеками, были принуждены под страхом строгих наказаний возвращаться нагруженными отчасти хлебом [...]. Судохозяин, ведший торговлю между Афинами и греческими колониями в Крыму и выгрузивший зерно в другой гавани, а не в Афинах, мог быть казнен[...]. Ввозная торговля хлебом даже в расположенных у моря Афинах была родом тягостной повинности, налагавшейся государством на купцов в обмен на покровительство и другие предоставленные им выгоды. Кроме того, если ввоз хлеба был полупринудительным, сама торговля привезенным в Аттику хлебом вовсе не была свободной. Две трети хлеба, выгруженного в Пирее [...] должны были отвозиться в Афины [...]. Спекуляции хлебом наказывались смертью [...]. За хлебным рынком следили особые магистраты [...], которые [...] должны были вести подсчет ввезенному из разных стран хлебу. Однако продовольствия было недостаточно, и голод был не редок, так что время от времени необходимо было производить в Афинах за счет государства или частных благотворителей раздачу хлеба по пониженной цене». О том, насколько к этому времени было велико количество нуждающихся в подобной раздаче граждан, могут свидетельствовать слова афинского оратораИсократа (436-338 до н. э.). «В старину, —утверждал он, — не было нищих, и никто не позорил государство, выпрашивая подаяние. А теперь число нуждающихся превосходит число лиц, имеющих какой-нибудь достаток. Они только и думают, как бы раздобыть себе дневное пропитание». Это свидетельствовало не только о кризисе сельского хозяйства, но и кризисе прежней системы распределения. Результатом этого было зарождение в обществе стремлений к перераспределению собственности. В их основе лежал социально-психологический эффект очереди. Любая очередь — дитя дефицита. Чем острее дефицит, тем длиннее очередь. Чем длиннее очередь, тем меньше шансов у тех, кто стоит в ее «хвосте» получить хоть что-нибудь. И тогда, прежде всего, здесь зарождается требование распределять по справедливости, т.е. поровну. Подобные настроения получили распространение не только в низах, но и в верхах греческого общества IV в. до н. э. Считая, что главная причина переживаемых социальных бедствий связана с существованием частной собственности, известный греческий философ Платон (427-347 до н. э.) писал: «Частная собственность, противоречие между богатством и бедностью, ведет к гибели государств. Разве богатство и добродетель не стоят между собою в таком отношении, как будто они лежат на чашках весов так, что когда одна из них поднимается, другая должна опускаться? [...]. Но в таком случае государство не одно, а их по необходимости два: одно образуют бедные, другое — богатые, и оба они ведут совместное существование, злоумышляя друг против друга». Поэтому «если уничтожить частную собственность в среде господствующего класса, тогда у него исчезнет всякое основание угнетать трудящийся народ, тогда господствующие будут уже не волками, а верными сторожевыми псами, живущими только для того, чтобы защищать народ от врагов и вести его к благу». Исходя из этого, Платон предлагал ликвидировать крупную земельную собственность и оставить землю только тем, кто ее обрабатывает сам. Считая необходимым сосредоточить все богатства в руках государства, а власть в государстве передать ученым, он пытался сконструировать модель идеального общества, в котором хотя и не предусматривалось социальное равенство, не было места частной собственности. В таком обществе все должно было быть подчинено государственному интересу. «Никто не должен иметь личной собственности, — утверждал Платон, — если только этого возможно как-либо избежать; не должно быть ни частных домов, ни отдельных кладовых, в которые не мог бы идти каждый желающий». Подобные же настроения нашли отражение в одной из комедий Аристофана (446-385 до н. э.). «Я полагаю, — заявляла ее героиня, — отныне все должно стать общим. Прочь порядок, при котором один владеет обширными поместьями и деньгами, а у другого нет даже места для могилы». К У-1У вв. до н. э. на севере Балканского полуострова возникло новое государство — Македония. Воспользовавшись ослаблением греческих полисов, македонская армия, возглавляемая царем Филиппом II /359-336 до н. э./, в 338 г. до н. э. разбила греков и добилась признания ими зависимости от Македонии, Завоевательную политику Филиппа II продолжил его сын, вошедший в историю под именем Александра Македонского /336-323 до н. э./. При нем границы Македонской державы раздвинулись на востоке до Средней Азиии и Индии, а на юге до Египта. По своим размерам держава Александра Македонского превзошла державу Ахеменидов. После его смерти она распалась на отдельные государства, в большинстве которых установился монархический строй. В 215 г. до н. э. на Балканы вступили римские легионеры. Борьба с ними продолжалась несколько десятилетий и завершилась в 146 г. Греки вынуждены были признать власть Рима. ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. УЧУ вв. до н. э. были временем расцвета не только греческой демократии, но и греческой культуры. Истоки этого явления относятся еще к рубежу УП-У1 вв. до н. э., когда в греческом обществе после нескольких столетий «темных веков» проснулся интерес к прошлому, к достижениям культуры Ближнего Востока. Начавшийся культурный подъем некоторые авторы сравнивают с Ренесансом. Одним из его результатов было рождение греческой науки. Ее основателем считают сына купца Фалеса (ок. 624-547 до н. э.), который, познакомившись с культурными достижениями Востока, заложил в Милете (город в Малой Азии) основы первой в Греции научной школы. Фалес занимался астрономией, математикой, философией и физикой. Особую известность получил его современник Анаксимандр (ок. 610—546 до н. э.), который сделал попытку объяснить происхождение и развитие органического мира. С именем Анаксимандра связаны развитие геометрии, составление географических карт. Он первым высказал догадку об эволюции животного мира и бесконечности Вселенной. Свою научную школу создал знаменитый математик Пифагор (ок. 570- ок. 500 до н. э.). Представители этой школы были не только математиками. Занимаясь астрономией, они впервые высказали идею о шарообразности Земли. Уже в этот период в греческой науке зарождаются материалистическое и идеалистическое направления, метафизический и диалектический подходы к познанию окружающего мира. Отцом диалектического метода познания был Гераклит из Эфеса (ок.530-470 гг. до н. э.), считавший, что все находится в движении, а главный его двигатель — борьба противоположно стей. Заметный след в развитии древнегреческой науки оставили Анаксагор (ок. 500-428 гг до н. э.) и Демокрит (ок. 460-ок. 370 гг. до н. э.). Анаксагор не только придерживался идеи о бесконечности Вселенной, но и высказал мысль о бесконечности деления вещества. С именем Демокрита связана первая теория атомистического строения вещества. Современником Демокрита был выдающийся греческий философ Платон (427-347 до н. э.). В 387 г. до н. э. им была создана Академия, из которой вышел один из крупнейших греческих мыслителей-энциклопедистов Аристотель (384-322 до н. э.), оставивший заметный след во многих отраслях знаний: в философии, политологии, биологии, физике, агрономии. Важную роль в развитии античной науки сыграла александрийская школа, из представителей которой прежде всего следует назвать Эвкли-да (III в. до н. э.) и Эратосфена (около 276-194 до н. э.). Эвклиду принадлежала одна из попыток систематизировать накопленные к этому времени математические, главным образом, геометрические знания. А Эратосфен получил известность как астроном. Исходя из идеи о шарообразности Земли, он определил радиус Земли и длину экватора, получив при этом данные, которые почти совпадают с современными. Большое значение для развития астрономии имели труды Аристарха Самосского (1У-Ш вв. до н. э.) и Гиппарха (160-125 гг. до н. э.).
Аристарх Самосский выдвинул гипотезу о вращении шарообразной Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а Гиппарх не только с большой точностью определил расстояние от Земли до Луны и Солнца и продолжительность обращения Земли вокруг Солнца, но и составил каталог, в который было включено более 1000 звезд. Он же разработал методику определения положения точки на земной поверхности с помощью широты и долготы. В Древней Греции были заложены основы физики. Здесь, прежде всего, следует назвать Аристотеля, Архимеда, Герона Александрийского и Ктесибия. Архимед (около 287-212 до н. э.) изобрел водоподъемный механизм («архимедов винт») и зубчатый редуктор, сформулировал основные законы гидростатики, занимался разработкой теории рычага. Обобщив работы своих предшественников, Герои Александрийский (около I в. до н. э.) разделил механику на теоретическую и прикладную и оставил после себя несколько трактатов с описанием изобретенных им метательных орудий и самодвижущихся механизмов. В частности, им была создана первая известная нам паровая машина. Среди изобретений Ктесибия (жил во П-1 вв. до н. э.) особую изве
|