Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия в арабских странах





В начале VII в. в Аравии в связи с глубоким пере­воротом в общественной жизни, связанным с разложе­нием первобытнообщинного строя и развитием фео­дальных отношений, возникает новая религия — ислам. Под знаменем ислама были объединены разрозненные арабские племена в единое государство феодального типа. В результате арабских завоеваний образовалось огромное многонациональное теократическое государст­во (халифат), в котором арабы занимали привилегиро­ванное положение и ислам был господствующей госу­дарственной религией.

В этот период на основе усвоения древнегреческой философии и философской мысли на Востоке возникает и достигает высокого уровня развития арабоязычная философия (Арабская, или мусульманская, философия — понятие условное. Создателями средневековой арабской культуры, образовавшейся после арабских завоеваний, наряду с арабами были персы, копты, евреи, турки, таджики, узбеки, азербайджанцы — все народы, входившие в состав арабского халифата. Поэтому средневековую философию восточных народов принято называть арабоязычной). В X—XIII вв. она была представлена сле­дующими течениями: 1) восточным перипатетизмом (аристотелизмом); 2) учением «Братьев чистоты»; 3) су­физмом; 4) философией мусульманской ортодоксии.

Во второй половине X в. в Басре возникло тайное религиозно-философское общество «Братьев чистоты». Членами общества был написан 51 трактат — своеобраз­ная энциклопедия современных им научных и философ­ских знаний. Учение «Братьев чистоты» носило синкре­тический характер. В логике и физике они опирались на Аристотеля, в медицине и психологии — на Галена, в общих философских вопросах они придерживались неоплатонизма и неопифагореизма. Человеческое позна­ние, по учению «Братьев чистоты», осуществляется тре­мя способами: при помощи органов чувств, разума и интуиции. «Братья чистоты» были сторонниками объ­единения всех религий и философских учений. Основой для такого объединения они считали научные и фило­софские знания, которые избавят религию от заблуж­дений. Для достижения совершенства, утверждали они, необходимо соединить греческую философию и мусуль­манский шариат (свод религиозных, бытовых и граж­данских законов, основанных на Коране).

Значительным явлением по своему философскому содержанию был восточный перипатетизм (IX—XI вв.). Первым арабским философом, проложившим путь к аристотелизму, был Аль-Кинди (800—879). В своих философских произведениях Аль-Кинди касался логи­ческих и гносеологических проблем, которые он разра­батывал, комментируя произведения Аристотеля. Аль-Кинди говорит о причинной обусловленности явлений природы и общества, об их закономерном характере. Бога он признает лишь «отдаленной причиной» всех яв­лений. Считая, что «тело мира» конечно и сотворено богом, Аль-Кинди пытается доказать это логическими рассуждениями. Большое значение имела предложенная Аль-Кинди схема трех ступеней познания. Первая сту­пень познания — логика и математика — ведет через вторую ступень — естественные науки к третьей ступе­ни— метафизическим проблемам. Аль-Кинди скептиче­ски относился к Корану и некоторым религиозным дог­мам. В глазах мусульманских ортодоксов он был ере­тиком, книги которого подлежали уничтожению.

Выдающимися представителями восточного аристотелизма были Аль-Фараби, Аль-Бируни и Ибн-Сина (Об их философских взглядах см. в § 7.)

Реакцией против материализма и рационализма бы­ли суфизм и ортодоксальная религиозно-мистическая философия. Суфизм — учение, родственное неоплатониз­му. Он отрицал истинность и чувственного, и рацио­нального познания и проповедовал аскетизм, отречение от всего земного. Истинное знание, по учению суфиев, достигается лишь путем божественного озарения, кото­рое происходит при слиянии души человека с богом. Существовал суфизм ортодоксальный и еретический. Нередко под внешней религиозно-мистической оболочкой суфизма восточные мыслители выражали гумани­стические, а иногда даже антирелигиозные идеи.

Своеобразной попыткой подкрепить догматы религии рационалистическими доводами была система Аль-Ашари, которая постепенно завоевала признание мусуль­манских теологов и с XIII в. стала общепризнанной философией исламской ортодоксии. Согласно учению Ашари, материальный мир состоит из непротяженных ато­мов, отделенных друг от друга пустотой. Пространство, время и движение тоже имеют атомистическую струк­туру. Время состоит из отдельных моментов (атомов времени), между которыми нет никакой связи: после­дующий момент не обусловливается предыдущим. По учению Ашари, бог — единственная причина всего су­ществующего и всего происходящего в мире. Ашари и его последователи отрицали вечность мира и его закономерностей, утверждая, что божья воля не только соз­дала мир, но и непрерывно воздействует на все явле­ния. Нет постоянных свойств вещей, они все вновь соз­даются богом; бог дает субстанции положительные и отрицательные акциденции (жизнь и смерть, движение и покой).

Против перипатетизма во второй половине XI в. вы­ступил Аль-Газали (1059—1111) с сочинением «Опро­вержение философов». В основном его критика направ­лена против Аль-Фараби и Ибн-Сины. Он ополчается против учения о вечности мира и его закономерности, против отрицания индивидуального бессмертия. Соглас­но Газали, мир сотворен богом из ничего, божественное провидение постоянно вмешивается в ход вещей. По­добно Ашари Газали отрицает причинность в природе, заявляя, что то, что мы называем причинной связью, есть привычная последовательность событий во времени. С середины XII в., когда религиозная реакция на­чала особенно свирепствовать, научно-философская жизнь затухает на востоке арабского мира.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 526. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия