Студопедия — ВВЕДЕНИЕ. Средневековый мыслитель Фома Аквинский утверждал: «В каждой душе живет тяготение к счастию и смыслу»
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВВЕДЕНИЕ. Средневековый мыслитель Фома Аквинский утверждал: «В каждой душе живет тяготение к счастию и смыслу»






Средневековый мыслитель Фома Аквинский утверждал: «В каждой душе живет тяготение к счастию и смыслу». С древ­нейших времен философы пытались найти истинный смысл жизни и понять природу человеческого счастья. Центром и объектом внимания был человек в его взаимоотношениях с окружающим миром. В своем страстном желании найти исти­ну о мире и человеке они обращались к самому надежному сред­ству и орудию познания — к ресурсам интеллекта. Человече­ский разум рассматривался в качестве важнейшего имеющего­ся в нашем распоряжении инструмента, гарантирующего воз­можность избегать ошибок и ложных путей.

Великий урок, который преподнесла история философ­ских исканий, заключается, однако, в том, что никакой человек не может претендовать на высшую мудрость, на обладание аб­солютной истиной. Сам философ всегда был и остается поны­не лишь любителем мудрости, лишь ищущим истину. Наиболь­шее, на что он может претендовать, — это иметь свою рацио­нально обоснованную точку зрения. Кого это не устраивает — должен попытаться избрать принципиально другой путь при­общения к тайнам бытия. Такой путь предлагает человеку, на­пример, религия. Принимая тезис о принципиальной пробле­матичности любого рационального поиска истинного смысла жизни, религия переносит весь вопрос в новое бытийное из­мерение. Она меняет как средства приобщения к истине, так и сам объект размышления.

Для религиозного сознания высшая и абсолютная истина может быть нам дана не через исторически ограниченный ра­зум, а как откровение свыше, постигаемое благодаря священ {4} ным текстам и интуиции сердца. При этом важно, что подлин­ный смысл жизни надо искать не в человеческом бытии как таковом, а в принципиально ином онтологическом измере­нии — в высшем существе, замыслившем и создавшем нас. С этой точки зрения земное существование человека — как оно есть — лишено внутренней ценности и самодостаточности. Но если на его жизнь посмотреть не «изнутри» человеческого «Я», а «извне», как бы со стороны, то она приобретает вселенскую значимость.

Преимущество такого подхода по сравнению с философ­ским — в том, что он не ввергает нас в пучину бесконечных споров и сомнений, не ставит в неизбежную ситуацию выбора из имеющихся точек зрения и не отодвигает окончательное решение вопроса в отдаленное будущее, а предлагает однознач­ный и понятный каждому ответ «здесь» и «теперь». Причем ответ этот, как правило, носит позитивный и жизнеутвержда­ющий характер.

Человек, который до приобщения к религиозной истине чувствовал себя одиноким, неукорененным в потоке истории, бессмысленно заброшенным в этот мир, в результате духовно­го озарения вдруг приобретает ощущение полной уверенности в себе, в своем человеческом достоинстве, в абсолютной цен­ности своей жизни. С открывшейся таким образом духовной высоты все житейские и материальные проблемы кажутся ме­лочной суетой, недостойной внимания.

Но главный закон жизни состоит в том, что в ней ничто не дается даром. Видимая легкость, с которой верующий обрета­ет религиозную истину, имеет и свою оборотную сторону. Ведь однажды он должен был принять на веру гипотезу о чуде и ежедневно, порой подавляя сомнения, укреплять в себе дух веры. Кроме того, он должен пережить второе рождение: нуж­но преобразиться и радикально поменять весь свой образ жиз­ни. В многокрасочном потоке жизни он должен принять серд­цем Послушание и реализовать в себе Великий Отказ. {5}

В отличие от религии, философия оставляет человека один на один с Бытием, с великой Загадкой мироздания. Философия ничего не навязывает, не предлагает рецептов спасения, она призывает к мужественному и стоическому восприятию ми­ра — каков он есть. Ее истины доступны критике, но они могут и очаровать своей серьезностью и красотой. Философская картина мира не исключает глубоких прозрений, когда мысль выходит далеко за рамки обычного реализма и повседневных представлений, но при этом философия всегда остается от­крытой для рационального диалога с любым, кто искренне стре­мится к истине.

Бог открывает человеку истину из любви к нему, философ делится своими мыслями с другими людьми, выказывая уваже­ние к человеческому разуму. Бог сулит людям Надежду и ра­дость сопричастности, философ хочет быть лишь интеллекту­ально честным с ними. Но философ не может находиться «по ту сторону добра и зла». Поэтому философия и религия едины в одном: они яростные противники зла на Земле, они непри­миримые враги бездуховности и сатанинского, деструктивно­го начала в человеке.

При всей важности для любого человека проблемы под­линности своего индивидуального бытия в мире мы не можем не быть вовлеченными в жизнь социума в самом широком пла­не, со всеми его тревогами, конфликтами, глобальными про­блемами. И если с этой точки зрения оглянуться на уходящий век, то можно сказать, что человечество переживает сегодня особый, может быть, уникальный момент в своем развитии. Прежде всего, земная цивилизация шаг за шагом втягивается в процесс, на наших глазах приобретающий всепланетарный, гло­бальный характер. В нем сложнейшим образом переплелись кризис экологический, демографический, социальный и куль­турно-экзистенциальный. Последний означает, что современ­ное общество столкнулось с возможностью нового отношения {6} к сущности человека и его историческому бытию, ибо под воп­рос ставится само существование человечества на Земле. В этой ситуации «лицом к смерти» люди вынуждены по-новому по­пять конечный смысл истории и свои общечеловеческие цели. Можно сказать, что мы живем в условиях «кризисного созна­ния», радикальной переоценки всех ценностей, поиска новой модели социального универсума и жизненного мироустройства.

В такие смутные, кризисные времена естественно обра­щение к философии, к многовековому духовному опыту с це­лью получить ответы на волнующие проблемы. И тут мы впра­ве спросить: способна ли современная философская мысль, вобравшая в себя опыт интеллектуальных исканий прошлых столетий, ответить на вызов истории, найти в себе дополни­тельные мыслительные возможности и средства, новые фор­мы разумения и прояснения? Ответ здесь должен быть поло­жительным, ибо к концу второго тысячелетия, несмотря на всю болезненность переживаемых сегодня исторических потрясе­ний, мы — люди планеты — еще не утратили Надежды, не по­теряли Веру, мы знаем еще, что такое Любовь.

* * *

Философский учебник весьма существенно отличается по своему характеру от любых учебников по тем или иным есте­ственно-научным или математическим дисциплинам, целиком обращенным к возможностям нашего интеллекта. Философия предполагает, что при ее изучении деятельность ума сопряга­ется с работой вашего сердца. Изучающему философию необ­ходимо научиться переживать истину и одновременно быть предельно критичным. Заостряя эту мысль, известный совре­менный философ М. Мамардашвили подчеркивал, что люди, желающие приобщиться к философской культуре, должны идти к этому через свой собственный духовный опыт. Только вопро­сы, вырастающие из этого опыта, и являются проблемами, на которые можно искать ответ, обращаясь к философским понятиям. Философствование есть такое размышление о {7} предметах и явлениях жизни, для которого характерен контекст волнующих индивида фундаментальных измерений человечес­кого бытия, в том числе, конечного смысла истории и мироздания. Но указанный смысл является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение, говорит Мамардашвили, есть следующее: исполниться в качестве Человека. Иными словами, философские проблемы становятся таковы­ми, когда они ставятся под луч одной идеи — конечного смысла. Для чего вообще все это? Для чего мироздание? Для чего «я» и мои переживания? А эти вопросы задаются именно потому, что в этом мироздании живет существо, которое не создано, а со­здается, реализуется в качестве человека.

Но философский учебник и не художественный роман. Его нельзя читать «запоем». Он требует размышления, рефлексии, анализа. Великий испанский философ нашего века Ортега-и-Гассет в своей книге «Что такое философия?» утверждает:

«Философию нельзя читать — нужно проделать нечто противоположное чте­нию, т. е. продумывать каждую фразу, а это значит дробить ее на отдельные сло­ва, брать каждое из них и, не доволь­ствуясь созерцанием его привлекатель­ной наружности, проникать в него умом, погружаться в него, спускаться в глуби­ны его значения, исследовать его анато­мию и его границы, чтобы затем вновь выйти на поверхность, владея его сокро­венной тайной. Если проделать это со всеми словами сразу, то они уже не бу­дут просто стоять друг за другом, а спле­тутся в глубине самыми корнями идей, и только тогда действительно составят философскую фразу».

Продолжая разговор о том, как изу­чать философию, стоит обратить внима­ние еще на одно обстоятельство. Вопреки распространенному мнению, будто философия — это занятие для людей, умудренных {8} большим жизненным опытом, следует сказать, что на самом деле лучшая пора для приобщения к ней — юность. Вот что отметил по этому поводу Гегель 22-го октября 1818 года, открывая курс лекций в Берлинском университете: «...Юность есть та счаст­ливая пора жизни, когда человек еще не находится в плену у системы ограниченных целей, ставимых перед ним внешними нуждами, когда он способен свободно отдаваться бескорыст­ным научным занятиям и когда, наконец, он еще не подпал под влияние отрицательного духа суетности... Здоровое еще серд­це дерзает желать истины, а философия живет в царстве исти­ны, строит его, и, занимаясь ее изучением, мы становимся причастны этому царству... Пока я могу требовать от вас только того, чтобы вы принесли с собой доверие к науке, веру в разум, доверие к самим себе и веру в самих себя. Дерзновение иска­ния истины, вера в могущество разума есть первое условие философских занятий. Человек должен уважать самого себя и признать себя достойным наивысочайшего».

* * *

Для освоения философских идей и понятий небесполезно помнить, что всякое философское познание предполагает оп­ределенный способ движения к истине, или, как говорят, ту или иную познавательную стратегию. Последняя включает в себя определение цели, норм и идеалов познания, нахождение средств и методов познавательной деятельности, выделение основных этапов исследования и т. п. Если с этой точки зрения присмотреться к развитию философской мысли с древних вре­мен и до наших дней, то можно определенно сказать, что боль­шинство философских учений начинались как бунт против мира повседневности, как восстание против обыденных пред­ставлений и примелькавшихся истин так называемого «здра­вого смысла».

Выбрав однажды и навсегда стратегию бескомпромиссного поиска истины, философы неизбежно должны были оказаться в оппозиции к обыденному мнению простолюдина. Обывательское мировосприятие есть, с точки зрения нарождавшейся философии, {9} не более как мнение /doxa/, в то время как любая рациональная позиция, будучи направленной против doxa, является парадок­сальной / paradoxa / по форме и истинной по содержанию. В этом смысле характерно высказывание Демокрита: «/Лишь/ в общем мнении существует сладкое, в мнении — горькое, в мнении — теплое, в мнении — холодное, в мнении — цвет, в действитель­ности же /существуют только/ атомы и пустота».

Философский подход, таким образам, будучи нацеленным на объективную истину, ведет к парадоксальности. Это озна­чает, что философская истина лежит не на поверхности явле­ний, а как бы скрыта в глубине, в исходной противоречивости бытия. Поэтому путь к ней возможен лишь через определен­ный метод мышления. В отличие от мнимой истины, подлин­ная картина есть результат интеллектуальных усилий, взятый вместе с самим процессом получения этого результата. Смысл этого процесса состоит в том, чтобы обнажить, раскрыть, раз­гадать загадку, сущность того или иного явления и тем самым снять покров с реальности и увидеть ее в первозданном виде. Само слово «истина» /alé hteia/ в разговорном языке древних греков как раз и означало раскрытие, откровение. Философ­ское видение мира не только вступает в конфликт с обыденным восприятием вещей, но и означает переход к новому смысло­вому горизонту, т. е. к неизвестным ранее понятиям и спосо­бам объяснения окружающего мира.

Философский мятеж против повседневности означает и демонстрацию нового образа жизни и стиля поведения. Не слу­чайно поэтому такие философы, как Сократ, Диоген из Синопы, Эпикур, отличались поразительной самобытностью, един­ством слова и дела, правдоискательством, несгибаемой волей, едким остроумием, всем своим образом жизни эпатировавши­ми человека «из толпы». К своим слушателям древнегреческие мыслители часто обращались со словами: «безумные», «глуп­цы», «неразумные» и т. п. Эпитеты такого рода должны были {10} как бы внушить общественному мнению мысль о неразумнос­ти большинства, алогизме обыденного сознания, пустоте и об­ветшалости многих традиций и социальных установлений. Дион Хрисостом из Прусы по этому поводу замечал: «Долг муд­реца подобен миссии врача — он должен идти туда, где страда­ют, где большинство неразумно; идти, чтобы разоблачать это неразумие».

Парадоксальность как важнейшая особенность философ­ского стиля мышления связана с тремя аспектами:

бытийным /онтологическим/ — переход от одного слоя бытия /явления/ к другому /сущности/;

познавательным /гносеологическим/ — переход от одно­го смыслового горизонта (представлений «здравого смысла») к другому (языку категорий);

жизненным /социокультурным/ — переход от мира повсед­невности к иным уровням культуры.

Здесь стоило бы вспомнить известную легенду о Диогене Синопском, который вышел днем на городскую площадь с за­жженным фонарем. На недоуменнные вопросы прохожих он отвечал: «Ищу человека!» В этом парадоксальном поступке можно увидеть все грани философского стиля: единство мыс­ли и поступка, вызов мнениям толпы, попытка перевернуть привычные смыслы в свете философского разума.

С парадоксальностью связано и еще одно свойство фило­софского познания — диологичность. Философская мысль — явно или неявно — движется через диалог, полемику, спор, через столкновение точек зрения. Уже в древности искусство вести интеллектуальный спор было названо диалектикой. Этим сло­вом философы с давних пор обозначают довольно сложную идею, о которой следует поговорить подробнее с самого нача­ла, ибо речь идет об одном из самых известных философских методов. {11}

Философский спор — не просто «речь против речи», это поиск противоречия в самой сути рассматриваемого объекта, это попытка увидеть за столкновением речей противостояние вещей, вслушаться в их вещание. Это попытка также за разно­голосицей внешних явлений найти скрытую за ними гармонию, глубинный лад, «музыку сфер». Другими словами, философ­ский диалог, имея бытийную подоплеку, отражает структуру мироздания. Именно так понятый философский спор и есть диалектика.

* * *

До сих пор мы говорили о философии таким образом, что читатель мог подумать, будто последняя есть нечто единое и целостное, каковыми являются, например, физика или биоло­гия. На самом деле, в отличие от всех других изучаемых дис­циплин, философия всегда выступает как множество систем, течений, школ, направлений и т. п. При этом одни философ­ские течения могут быть близки между собой по своему содер­жанию и по своим исходными принципам, другие — находить­ся в непримиримой конфронтации. И такая картина наблюда­ется на протяжении всей истории философии, включая и современную эпоху.

Но в таком случае возникает один весьма важный вопрос: какую же философскую систему мы должны изучать в качестве дисциплины? И что положено в основу данного учебного по­собия? Читатель, возможно, будет удивлен, если мы скажем, что удовлетворительного ответа на этот вопрос нет. Поэтому во многих учебниках по философии этот вопрос просто обхо­дится. Но если важнейшей чертой философии является интел­лектуальная честность до конца, то авторы считают не в пра­ве водить читателя за нос, делая вид, что все в порядке. Давай­те порассуждаем вместе. Какие варианты изложения философии как дисциплины логически возможны? {12}

кратко изложить все важнейшие философские течения;

• взять за основу какую-нибудь одну (по возможности, со­временную) систему;

• изложить в виде систематизированного материала автор­ский взгляд на рассматриваемые философские проблемы и ка­тегории.

Рассмотрим варианты.

Если пойти по первому пути, то, в сущности, мы будем иметь дело с историей философии. При всей привлекательно­сти этого варианта он заключает в себе принципиальный по­рок, ибо тем самым мы подменяем курс философии другим кур­сом, другой дисциплиной — историей философии. Недостаток второго пути заключается в том, что в этом случае мы вынуж­дены произвольно, по своему субъективному предпочтению навязать изучающему какую-то одну философскую школу, одно учение и лишить его знакомства с другими, не менее известны­ми течениями. Кстати сказать, такой исторический опыт уже был, когда в условиях социалистической системы в обязатель­ном порядке изучалась марксистско-ленинская философия. Обоснованием выбора служил тезис, что эта последняя явля­ется «единственно научной», а потому единственно верной.

Наконец, третий путь — изложение курса в «авторском варианте». Если автор сам является «классиком философии» и тем самым имеет моральное право на собственную систему, то в этом случае мы просто возвращаемся ко второму варианту. Если же автор дает некое усредненное изложение материала с уче­том разных философских позиций, то он неизбежно впадает к эклектический стиль.

И все же проблема не так безнадежна, как кажется. Дело в том, что большинство философов — от античности до наших дней — в своих системах размышляли в основном над одними {13} и теми же базовыми философскими проблемами, которые в своей совокупности образуют внутренний стержень, инвари­антную основу для любых форм философствования. Вот эту-то цепочку проблем, вопросов, категорий мы и должны взять в качестве отправного пункта в нашем путешествии в «Страну философию». Такой базовый подход к изложению философ­ского курса не исключает, что при этом автор может предла­гать свое видение и толкование тех или иных проблем. Автор не только может, но и должен — в конечном счете — не про­сто беспристрастно излагать различные «точки зрения», но и со всей страстью и убедительностью защищать и обосновы­вать ту истину, которую он выносил в себе и за которую он го­тов постоять.

Еще одно практическое замечание. Поясняя многие спе­циальные понятия и термины (а без подобных терминов фи­лософия, как и любая другая дисциплина, просто немыслима) мы не давали в большинстве случаев законченных определе­ний (их можно найти в соответствующих словарях и энцикло­педиях), ограничиваясь иной раз этимологией, связанной с рас­крытием первоначального смысла слова.

Дело в том, что это еще одна особенность философии — за той или иной дефиницией фундаментальных категорий и понятий стоит, как правило, определенная концепция, тот или иной способ видения. Поэтому пробуйте, исходя из общего понимания слова, его более точное определение найти сами, сравнивая толкования понятия в различных словарях и учебниках. {14}







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1229. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия