Студопедия — Бытие как тема философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Бытие как тема философии






Вы спросите: в чем смысл философии?

— В том, чтобы учиться внимать бытию — с бесконечным восторгом, удивлением и благодарностью. И ни в чем другом? Решительно ни в чем.

Исторически философское размышление начиналось с проблемы бытия. Но и в последующем развитии теорети­ческой мысли каждая новая эпоха не оставляла в стороне эту проблему, а находила все новые и новые ее грани и аспекты. Больше того, философию в ее эволюции вообще можно пред­ставить как серию попыток открытия неизвестных ранее уров­ней бытия и типов реальности.

У истоков античного философствования мы встречаем проблему «первоначала» всего сущего, затем мысль обращает­ся к диалектике изменчивости и устойчивости бытия, к про­блеме бытия и небытия. Парменид открывает наряду с чувствен­ным миром сверхчувственный, умопостигаемый мир. Продол­жая эту линию, Платон вводит в философский оборот мир «иде­альных сущностей». В средневековой философии детально обсуждается вопрос о сверхъестественной реальности, о соот­ношении «тварного» и «нетварного» мира. Новое время откры­вает субъективную реальность, а также обращает особое вни {135} мание на проблему субстанции. Гегель обсуждает вопрос о ре­альностях сферы объективного духа, Маркс вводит понятие общественного бытия. В XX веке одной из центральных тем философствования становится проблема бытия как «жизни», проблема «экзистенции», существования человека, с одной сто­роны, и проблема материи, с другой. Важным моментом в развитии современных взглядов на бытии стала философия космизма.

Космизм: мир как дом человека

Онтология включает в себя не только гипотезы и теории об общих структурах и порядках бытия, но и представления о месте человека в мире, во Вселенной, о взаимосвязи человека и космоса. Одно из интереснейших направлений, возникшее в России в конце прошлого века и получившее широкое разви­тие в XX столетии, — русский космизм. В его ряду — такие философы и ученые, как Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский и др. В философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения — В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова и др., тоже выделяется близ­кое к этому течение, которое Н. А. Бердяев назвал «узревающим божественные энергии в тварном мире».

Согласно Вернадскому появление живого на Земле, раз­витие головного мозга, возникновение человека, расширение сферы целесообразного воздействия людей на среду обита­ния — единый эволюционный процесс. Вслед за биосферой на определенном этапе неизбежно возникает ноосфера (сфера ра­зума), которая оказывает все усиливающееся воздействие на нашу планету.

Циолковский считал, что Земля — лишь колыбель челове­ческого рода, истинный же наш дом — ближний и дальний космос. Федоров был убежден, что с помощью всеобщего по­знания и труда человечество призвано овладеть стихийными силами вне и внутри себя и обрести новый, бессмертный, кос {136} мический статус бытия, вернув при этом к жизни всех ранее живших. То, что кажется еще нереальным и чудесным, — впол­не в возможности людей, если они сплотятся для «общего дела»: преодоления стихийных, разрушительных сил природы, в том числе и смерти. Ученый полагал, что в современную эпоху че­ловечество находится еще в земной (теллургической) стадии развития; предстоит пройти, завоевать собственными усилия­ми еще две стихии — солярную (солнечную) и сидеральную (звездную). Это будет подлинная сфера обитания людей — Всемир, «вся тотальность миров, человечеством обитаемых во всей бесконечности Вселенной» (Напомним, что это написано бо­лее чем за полвека до первых полетов человека в космос).

В философии космизма мы встречаем мысль о том, что Человек никогда не сможет обрести высшей свободы, никогда не уяснит своего подлинного места в космосе и своего настоя­щего предназначения, если будет и дальше идти путем преиму­щественного покорения и изменения окружающей среды (раз­витие техники, технологий и пр.), а не путем преобразования своей теперешней физической и психической природы. Разрыв между мощью техники и слабостью самого человека как зем­ного существа сегодня стремительно растет и начинает поис­тине ужасать. Речь не идет о том, чтобы отрицать или недооце­нивать роль технического прогресса в жизни общества, но нуж­но точно определить место техники в бытии человека. И глав­ное внимание человек должен обратить не на предметные ору­дия своей деятельности, не на искусственные посредники и приставки к своему телу, а на саму физическую телесность и духовную сущность, на радикальное преображение человека.

В. И. Вернадский в докладе «Изучение жизни и новая фи­зика» обращает внимание на то, что господствующая в течение столетий «научная картина мира» основана на физико-химичес­ких явлениях. Попытка свести к этим явлениям жизнь и созна­ние находится в остром противоречии с глубинным, интуитив {137} ным убеждением человека в особом значении жизни и уникаль­ности нашего «Я». Религия и некоторые направления филосо­фии поддерживали это убеждение, отвечая стремлениям чело­веческого сердца, однако и по сей день в научной картине кос­моса «нет места жизни». Действительно, так было до после­днего времени. «Антропный принцип» Хокинга в космологии, наконец, снимает это противоречие, рассматривая нашу Все­ленную и Человека в ней как разные, но в то же время взаимо­обусловленные полюса бытия.

Человек приходит в мир, как в свой собственный дом, но не как хозяин, а как желанное дитя. И потому он рождается счастливым. Счастье как универсальная и закодированная в человеческом естестве гармония с космической реальностью имеет, похоже, метафизическую подоплеку. Природа-мать по­заботилась о том, чтобы «певец и первенец» разумной стихии чувствовал себя уютно и безмятежно в космическом Доме бы­тия. Это наводит на мысль, что по своей природной сути чело­век укоренен в мире неким изначальным образом, его появле­ние как бы предзадано космической эволюцией, начиная с «Большого взрыва», положившего начало нашей Вселенной. Чем больше современная космология убеждается в справедли­вости антропного принципа, тем явственнее эта мысль из фи­лософского допущения перерастает в аксиому.

«Существование» и «присутствие»

В своих бытийных формах существования индивид ничем не отличается от бытия вещей, фе­номен же присутствия характерен только для су­щества, наделенного экзистенцией, личностным бытием. Присутствие поэтому предполагает полноту целого, заполняющую собой весь духов­ный небосвод, все пространство жизненного мира, так что каж­дый, кто соприсутствует, необходимо подпадает под закон со­причастности. В этом-то и раскрывается смысл присутствия, его незаменимость в горизонте «бытия-в-мире», того самого присутствия, в свете которого озарены и оживлены все чувствен­ные и трансцендентные измерения человеческого существа. {138}

Тем самым становится возможной чувственная откры­тость индивида ко всем формам и краскам мира, окружающей природе, другому существу. Глубинный смысл жизни, говорит Г. Буркхард, нельзя постигнуть, его можно лишь чувствовать. Но смысл жизни, которому присуща нерефлектируемая есте­ственность, предполагает нашу вовлеченность в такой круг длящегося мгновения, в котором непосредственная действитель­ность могла бы сообщаться с нами на понятном нам языке зву­ков, красок, прикосновений. В этой непосредственности чув­ственного самораскрытия мгновение жизненного потока ме­няет свое качество: оно становится подлинным и зрелым. Ему принадлежит полное присутствие человека, переживающего жизнь как актуальную стихию, как нечто самоценное «здесь» и «теперь» и вместе с тем как трансцендентное, направленное на высшие ценности Истины, Добра и Красоты. В этом случае по­стигающее мир мышление уже нельзя рассматривать как про­стое созерцание надличностных, «вечных», объективированных идей платоновского типа. Как замечает М. Хайдеггер, истин­ное мышление должно быть истолковано как «вслушивание»: бытие нельзя созерцать, ему можно только внимать.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 647. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия