На границе между философией и психологией: психоаналитические концепции сознания
В конце XIX века начала формироваться психология как эмпирическая наука о сознании. Одним источником возникновения психологических теорий были философские концепции сознания (см. выше). Другим – психиатрия, занимавшаяся исследованием больного сознания. Промежуточным звеном между изучением больного и обычного сознания стали психоаналитические концепции, занимающиеся невротическим сознанием. Многих представителей психоанализа (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Фромм, Ж. Лакан) называют философами – из-за широты их взглядов и глобальности поднимаемых проблем. Важнейшим достижением психоанализа является открытие феномена бессознательного. На научном уровне стало доказано, что сознание составляет лишь незначительную часть психики, большинство психических содержаний являются бессознательными.
Текст 10. Под сознанием я разумею отнесенность психических содержаний к нашему эго, поскольку эго ощущает эту отнесенность как таковую. Отношения к эго, поскольку они, как таковые, им не ощущаются, остаются бессознательными. Сознание есть функция или деятельность, поддерживающая связь между психическими содержаниями и эго. Сознание для меня не тождественно с психикой, ибо психика представляется мне совокупностью всех психических содержаний, из которых не все непременно связаны прямо с эго, то есть настолько отнесены к эго, что им присуще качество сознательности. Есть множество психических комплексов, из которых не все по необходимости связаны с эго. Это открытие означает дальнейший шаг вперёд в развитии нашей концепции, а именно признания наличия двух слоёв в бессознательном. Дело в том, что мы должны различать личное бессознательное и не- или сверхличное бессознательное. Последнее мы обозначаем также как коллективное бессознательное - именно потому, что оно отделено от личного и является абсолютно всеобщим, и потому, что его содержания могут быть найдены повсюду, чего как раз нельзя сказать о личностных содержаниях. Личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные (намеренно забытые) тягостные представления… Изначальные образы [архетипы, составляющие содержание коллективного бессознательного – В.Ф.] - наиболее древние и наиболее всеобщие формы представления человечества. [Это] сокрытый клад, из которого всегда черпало человечество, из которого оно извлекло своих богов и демонов и все те сильнейшие и могущественнейшие идеи, без которых человек перестаёт быть человеком. (Юнг, К.Г. Психологические типы; О психологии бессознательного).
Задание к Тексту 10. Как Юнг определяет сознание? В чем отличие юнговского понимания сознания от субстанциалистских трактовок данного феномена? Чем отличаются друг от друга сознание и бессознательное? Что является содержание личного бессознательного, а что - содержанием коллективного?
|