Познание как философская проблема. Философскими проблемами познания занимается гносеология
Философскими проблемами познания занимается гносеология. Специфической чертой философских теорий познания является их неразрывная связь с онтологией, с тем или иным способом понимания бытия. Определение сущности познания напрямую зависит от того, как мыслится сущность бытия. Так, если Парменид полагает, что бытие есть вечное, неизменное и неделимое, то истинным познанием он будет считать только чистое мышление, которое способно постичь это вечное, неизменное и неделимое. Чувственное познание Парменид относит к области мнения, поскольку нашим чувствам доступно только преходящее, изменяющееся и делимое.
Основные проблемы гносеологии:
1) Проблема познаваемости мира Философия преимущественно спрашивает не о возможности познания отдельных предметов, но о возможности познания мира и бытия. Познаваем ли мир в целом, познаваем ли мир в его сущности и истине? Существующие варианты ответов на эти вопросы можно объединить в следующие подходы: гносеологический пессимизм (агностицизм, скептицизм) и гносеологический оптимизм.
Таблица 1.
2) Проблема источника познания В качестве основного источника познания полагают либо чувственное восприятие (чувственный опыт), либо разум. Соответственно, выделяют сенсуализм (эмпиризм) и рационализм.
Таблица 2.
3) Проблема истины
Таблица 3.
|