Философия Платона
Платон (430 или 427 гг. до н.э. - 347 г. до н.э.) – один из величайших философов в истории философии, был учеником Сократа, после смерти которого, продолжил его дело по теоретическому опровержению релятивизма софистов, который рассматривался им как одно из проявлений общественного упадка. Серьезное влияние оказала на Платона пифагорейская философия, с которой его объединяли следующие общие воззрения: · внутренняя сущность всех вещей может быть описана математически; · мир дуалистичен, что выражается в разделении истинного бытия (идеи) и чувственного бытия (вещи); · душа бессмертна и переселяется из одного тела в другое. Платон писал в диалоги, которые сохранились в достаточном количестве, однако, тот стиль, в котором они написаны, создает определенные сложности в деле реконструкции его философии в систематическом виде. Нельзя однозначно утверждать относительно того, какие из диалогов Платона необходимо считать «основными», однако среди них можно особенным образом выделить «Государство», «Федон», «Софист», «Парменид», «Менон» и «Тимей». Согласно Платону, мир рождается из сочетания двух противоположных причин: ума (Демиурга) и необходимости. В отличие от необходимости, которая сама по себе материальна, и создает «материал», на который направляется творческая энергия Демиурга, он – творческий дух, поэтому, прежде чем он создать что-либо, он должен сформировать намерение: Демиург намеревается создать прекрасный космос и работает, имея перед собой некий образец. При этом он не создает модели, они для него уже существуют. Эти образцы, в соответствии с которыми творит Демиург Платон называет идеями или эйдосами.. Согласно Платону, идея – бестелесный, вечный и неизменный объект, в число которого входят идеальные вещи, свойства, отношения (например, знание само по себе, красота сама по себе, равенство как таковое). Идеи тождественны в себе, т.е. не изменяются, не переходят в свою противоположность, дают идеальные модели вещей. При этом идеи – это особого рода вещи, а не понятия. Идея - абстрактный объект, помещенный в особое пространство, находящееся вне пределов космоса и называемое Платоном «занебесная область» или «гиперурания». Платон считает, что идеи и вещи существуют раздельно. Однако есть необходимые отношения, которые существуют между ними: вещь – подобие идеи. Вещи и идеи сообщаются друг с другом, и в этом контакте идеи играют роль сущности и причины вещей. Вещи, их свойства и отношения проявляются только через причастность соответствующим идеям. Ответ на вопрос «что такое знание?» Платон дает в духе апофатической (отрицательной) диалектики, т.е. пытается определиться с тем, что знанием не является, а затем уже перейти к положительному определению. Он снимает статус знания с таких «традиционных» форм знания, как ощущение, как истинное и ложное мнение (об ощущениях), отвергая тем самым все общепризнанные подходы к знанию. Здесь необходимо отметить, что Платон, когда он говорит «знание», подразумевает чистое знание, знание само по себе. Истинное знание для него, таким образом, – это то, которое дается ни через ощущение, ни через рассудок. Оно требует действия ума или чистого мышления. Ощущение и рассудочное знание происходят из совпадения наших чувств и рассудка с предметами или вещами чувственного мира, истинное же знание – из совпадения нашего ума с истинной и вечной сущностью вещей, т.е. с миром идей. Постижение идей по Платону происходит: · через рефлексию, которой соответствует знание математическое, восходящее от чувственного мира к миру идей. · через прямое умозрение, которому соответствует знание философское или диалектика, сначала и до конца пребывающая в области чистой мысли. Основным органом познания по Платону является душа, с учением о которой связано представление Платона о знании как припоминании (анамнесис). Импульсом для припоминания, говорит Платон, служит чувственное восприятие, но припоминанию истинного знания может служить также философская беседа, умелое ведение которой может открыть в человеке такие вещи (знания), о которых он даже не подозревал. Однако, при всем том, Платон считает, что душа мыслит лучше, если ей «не мешает» тело, если познание не замутнено чувственным восприятием, удовольствием и тому подобными вещами. Все это становится возможным, если признать за душой бессмертие и возможность переселения душ (метемпсихоз), что в полной мере осуществляется Платоном. Учитель Платона Сократ считал, что добродетель является в определенном смысле знанием, и что добродетели можно научить. Беседуя с людьми и подталкивая их к размышлению, их можно сделать добродетельными. Тогда люди начинают поступать правильно и становятся счастливыми. Платон соглашается с этим тезисом и дополняет его утверждением о том, что правильное знание является знанием идеи Блага. Но Платон не верит в то, что все люди способны стать добродетельными: если достижение добродетели связано с постижением идей, познание которых требует значительных умственных способностей, дисциплины и длительной подготовки, только немногие могут стать добродетельными, а значит, вести моральную жизнь и быть счастливыми. Такие представления стали основой для учения Платона об идеальном государстве, в котором властью должны обладать те, кто знает истину, а не народ или малознающие и недобродетельные единоличные правители. Средством для достижения этой цели является всеобщая система образования, в которой каждый имеет одинаковые возможности и, в соответствии с этим, каждый может найти в таком государстве подобающее его способностям место. Платон выделяет следующие классы: правителей (философов), стражей и производителей (ремесленников и земледельцев) и соотносит три выделенных класса с тремя общественными функциями и тремя добродетелями: одаренные мудростью будут править обществом, обнаружившие мужество будут защищать общество, проявившие умеренность и заботливость будут производить необходимые обществу продукты. Если каждый занят тем, для чего он подходит наилучшим образом, и когда все социальные функции реализуются наилучшим способом, считает Платон, то общество является справедливым. Во второй половине жизни Платон основывал свою школу в Афинах, которая получила название Академия. На этом основании философов, которые принадлежали к школе Платона, стали называть «академиками». В афинской Академии обучали не только философии, но и геометрии, астрономии, географии, зоологии и ботанике. Одно из центральных мест занимало политическое образование. Обучение основывалось на лекциях, дискуссиях и совместных беседах. В платоновской академии обучались многие философы, которые стали потом знаменитыми, но самым знаменитым учеником Платона стал Аристотель. 4.Философия Аристотеля. Самым знаменитым учеником Платона стал Аристотель, который родился в 384 году до н.э. в ионийском полисе Стагира, откуда происходит его прозвище «Стагирит». Он сначала развивал идеи Платона, практически неотступно следуя его учению, но постепенно отошел от его философии и развил свою собственную, которая во многих аспектах противостояла взглядам Платона. Это относится как к учению об идеях, так и к платоновской политической теории. Если Платон в некотором смысле смотрел «вверх», на идеи, то Аристотель – на многочисленные частные явления «вокруг», на сами вещи. Но эти различия между учениями Платона и Аристотеля не должны заслонять того общего, что у них было. После смерти Платона Аристотель основал собственную школу – Лицей, которая просуществовала свыше 860 лет. Аристотель основал при Лицее библиотеку и первый естественноисторический музей, в который присылались все виды животных со всей Греции. В Лицее проводились самые разнообразные исследования. Часто для их организации создавались группы. Например, Аристотель с помощью своих молодых слушателей систематизировал описания 158 разных форм правления в греческих полисах. Из этого громадного труда сохранилась только часть, касающаяся истории конституционного развития Афин. Аналогичным образом осуществлялась работа по подготовке и изданию больших сборников и научных справочников. Читавшиеся в Лицее курсы касались различных областей знания: философии, истории, гражданского права, естествознания (биологии), риторики, литературы искусства и поэзии. Большинство сохранившихся работ Аристотеля является, по-видимому, записями его лекций. Сохранилось много работ Аристотеля, хотя и немало было утрачено. Все его сочинения можно разделить на три группы: · диалоги, которые носят, в основном, платонический характер. · осуществленные под руководством Аристотеля коллективные труды его школы. · трактаты, которые являются основными и наиболее важными его трудами. Среди них: «Метафизика», «Физика», собрание логических и эпистемологических работ, различные изложения этики, политической теории, работы о поэзии и риторике. Тематика сочинений Аристотеля настолько разнообразна, что создается впечатление, как будто бы под этим именем трудилась целая школа, что не совсем необоснованно. В согласии с традицией одной из главнейших задач философии Аристотель считал познание бытия. В его понимании бытия ясно прослеживается влияние предшественников: от элеатов до Платона, которое выразилось в разделении им существующего на два рода: вечные, бестелесные и умопостигаемые сущности, которые неподвижны и отделены от материи, и мир чувственно-воспринимаемых вещей. Аристотель ставит перед собой задачу: выяснить, существует ли помимо чувственно-воспринимаемой вещи сущность, которая была бы неподвижной и вечной, и если существует, то каким образом. И отвечая на поставленные вопросы, рассуждает следующим образом: если вещи действительно существуют, то необходимо должны существовать идеи вещей, поскольку иначе сама вещь была бы не существующей или непознаваемой. Если вещь существует, то она отличается от другой вещи, если не отличается, то не существует (не есть) или не есть нечто, о чем возможно что-либо сказать. Аристотель показывает идею, как то, что дает саму возможность отличия одной вещи от другой вещи, а также, возможность бытия вещи в принципе. Он решает этот вопрос подобно Платону, однако, если Платон помещает идеи в занебесную область, «гиперуранию», то для Аристотеля идея вещи есть в самой вещи. Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в тоже время является обобщением всех частей вещи, т.е. некой общностью. Очевидно, что вещь состоит из своих частей. И если мы будем понимать каждую часть в полном отрыве от других частей вещи, от вещи в целом, то нельзя будет мыслить, что такое часть вещи. Часть вещи несет на себе всю вещь как целое и если частей в вещи несколько, то они по-разному выражают целостность вещи. Именно обобщение единичных моментов ведет к общему (идее). Аристотель критикует те идеи, которые имеют значение сами по себе и не предполагают ничего единичного. Эйдос (идея) вещи – не только общность отдельных элементов вещи, но и нечто единичное. Этой единичностью эйдос отличается от других эйдосов. Особенно важно для изложения онтологии Аристотеля отметить, что в число вечных сущностей (эйдосов) входят начала и причины, благодаря которым получают бытие единичные вещи. Начала – первый исходный пункт для бытия, возникновения или познания вещи (вещи и вещные отношения ставятся, таким образом, в отношение причины и следствия). Причина – то, благодаря чему нечто оказывается тем, что оно есть. Аристотель выделяет четыре причины: формальную, материальную, движущую и целевую. Эти причины раскрывают бытие вещи в четырех аспектах: что представляет собой вещь, каков ее облик (форма), из чего она состоит, каков ее остов, основание (материя), чем она произведена или приведена в движение (движение) и ради чего она (цель). Согласно Аристотелю форма (латинский эквивалент термина «эйдос») – образ чувственной вещи, ряд ее существенных свойств. Он полагает, что форма и вещь совпадают в существовании, и если наличествует форма, то наличествует и вещь, и наоборот. Форма не возможна вне чувственного, т.е. вне материи и тел. Как говорит Аристотель, смешно было бы искать общее понятие, которое не было бы свойственно существующим вещам. Одно из основных определений этого понятия – осуществление или действительность (актуальность) вещи. Материя, если рассматривать это понятие в предельно широком смысле, это – все то, что способно принимать и носить на себе форму. В общем виде материя – это возможность чем-то стать, быть. В соответствии с этим можно сделать заключение, что материя не совпадает с бытием вещи. Сама по себе материя есть принципиальная неопределенность. При этом в возможности она всегда несет в себе форму: может ее воспринимать и проявлять, откуда проистекает ее изменчивость. Процесс принятия материей формы – это, согласно Аристотелю, переход из возможности в действительность, что передается им в термине энтелехия. Когда Аристотель говорит о движении, он имеет в виду две производящие причины: природу и искусство (ремесло). Природа – способность, вызывающая движение из себя самой. Особенность ее состоит в том, что она показывает начало возникновения, как содержащееся в самой вещи. Природа, как учит Аристотель, является силой, которая проявляет формы, скрытые в материи и природные тела сами по себе обладают движением, как, например, здоровье возникает в теле само собой, т.е. благодаря самодвижущейся материи. Искусство, согласно Аристотелю, – это причина «искусственных тел». Искусственные предметы не имеют врожденного движения и изменяются постольку, поскольку состоят из природных тел. Посредством искусства возникают те вещи, форма которых находится в душе творца. Цель – это мотив действия движущей причины, учит Аристотель. Все целесообразно, и этот принцип проявляет себя везде: и в отношении вещей природных, и в отношении вещей искусственно созданных. И достигается это не в силу необходимости, но в силу стремления к благу. Все люди от природы стремятся к знанию, говорит Аристотель, и начало процесса познания он видит в чувственном восприятии. В мире повседневной жизни мы обладаем непосредственным чувственным опытом материальных вещей. Однако в процессе дальнейшего познания, мы все больше и больше абстрагируемся от непосредственного чувственного опыта: сначала от различных несущественных свойств отдельных материальных вещей (опыт), затем от материальных свойств вещей (искусство и наука), и, наконец, в ходе дальнейшего абстрагирования мы приходим к метафизике, которая исследует полностью универсальные принципы и свойства. В отличие от Платона, который, начав в некотором смысле «сверху», спускается «вниз», в чувственно воспринимаемый мир, Аристотель как бы движется «вверх», посредством абстрагирования от чувственного опыта. Для него первый шаг в познавательном процессе заключается в восприятии нашими чувствами отдельных вещей. Следующий шаг состоит в постижении существенного и общего путем абстрагирования от случайного. Далее, существенное и общее выражаются в определении вещи (например, «лошади»), как вида. И если мы имеем определение существенных свойств вида, то мы обладаем познанием более высокого уровня, так как теперь его объект неизменяем и существенен. Нельзя понять Аристотеля, не уяснив себе его отношений с учителем. Часто последующие эпохи противопоставляли учения Платона и его гениального ученика, однако учение Аристотеля в большей степени дополняет и развивает учение Платона. Чем опровергает его. Научный дух и гений Аристотеля привели его к органическому синтезу, систематизации, дифференциации методов, с помощью которых решаются разного рода проблемы. Так что на смену платоновской мысли, наполненной поэтическими образами, пришла строгая систематическая мысль, в которой были проложены пути, по которым и впредь будут разрабатываться метафизика, физика, психология, этика, политика, эстетика, логика. Литература: 1. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел; кн. 1, ч. 1. – М.: АСТ, 2010. 2. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери; т. 1. – СПб., 1994. 3. Звиревич В.Т. Философия Древнего мира и средних веков / В.Т. Звиревич. – М.: Изд-во Ур. ун-та, 2002. 4. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии / М.К. Мамардашвили. – М., 1997. 5. История восточной философии / Отв. ред. М.Т. Степанянц. – М., 1998.
|