Философия и миф
Выше было сказано о том, что теоретическая установка основана на различении мысли и предмета мысли, знака и вещи. Естественная установка, в которую погружен человек большую часть своей жизни, основана на неразличимости, слитности знака и вещи. Такая установка характерна для мифических представлений. Миф (от греч. – «слово», «сказание», «предание») – это обобщенная форма отражения действительности, данная в чувственных образах и воспринимаемая как абсолютная данность. Примером обыденного, практического бытия человека выступает миф. Миф пронизан повседневностью, практичностью. На первый взгляд – миф относится к фантазии и представляет собой некоторый фантастический рассказ о древних героях и их деяниях. В обыденном понимании под мифом имеют в виду, то чего не было, иллюзорную реальность. Снисходительное отношение к мифу не оправдано с точки зрения того влияния, которое он имеет в естественной установке. Долгое время философия и наука пытались бороться с мифом, уничтожать его как ложь, суеверие, предубеждение. Современная философия обращает внимание на то, что в мифе содержаться бытийные элементы, характеризующие культурную реальность в принципе. Многие считают, что к мифу обращаются в ситуации незнания, но дело в том, что человеческое сообщество никогда не переставало производить мифы. Как утверждается в современной философии миф – это не содержание, миф – это форма. То есть миф – это скорее способ построения и изложение материала. В этом смысле мифом может стать все, что угодно. Так, в рекламе действует такой инструмент как мифологизация: чтобы предмет продавался, он должен иметь в восприятии потребителя положительные ассоциации. Семья, детство, удовольствие, любовь – эти феномены мифологизируются в рекламных роликах. Миф предполагает некритичное отношение к знанию и убеждениям. Человек, живущий мифом, не знает об этом. Поэтому современность не освобождена от мифов. Мифы создаются, сталкиваются, конкурируют в информационном обществе. Основой мифологического восприятия мира является тождество знака и вещи. Так, человек относится со священным трепетом к различным амулетам, иногда к деньгам. Он не делает различия между веществом и символичностью предмета. Таким отношением пронизаны ритуалы, связанные с национальными флагами, групповыми символами. Неразличимость символа и вещи проявляет себя в современной культуре в не меньшей степени, чем в древности. Повседневность заполнена мифами, различными представлениями о мире, политике, природе, здоровье, моральных принципах. Человек не живет на уровне теории, он живет на уровне мифо-практической установки. Но теоретическая установка позволяет осуществить процесс познания оснований повседневной реальности, изменения отношения к ней. Философия позволяет выйти за пределы современных мифов.
|