Специфика философского знания. За счет чего философии удается выйти за пределы системы повседневности, распознать ее системность, упорядоченность
За счет чего философии удается выйти за пределы системы повседневности, распознать ее системность, упорядоченность, выделить в ней элементы неопределенности и закономерности? Чтобы проделывать операции познания повседневности необходимо обладать навыками абстрактного мышления. Абстрактное мышление выступает основой того, что определило вектор развития западноевропейской культуры, а именно, теоретического мышления. Теория (theoria – с греч. «рассмотрение», «созерцание») – это установка по отношению к миру, состоящая в отвлечении (абстрагировании) от его непосредственных, повседневных аспектов и мыслительная концентрация на сверхчувственных основаниях бытия. Так философию определяет великий греческий философ Аристотель, как учение «об определенных началах и причинах». Первые начала и причины – есть основания, к которым относится все существующее. Поиск таких оснований получил название «метафизика» (от греч. – «то, что после физики»), которая становится стержнем философского знания. Теоретическая установка по отношению к миру становится ведущей в осмыслении различных аспектов отношения человека и мира. «Следствием ее стало рождение, прорыв совершенно нового рода духовной структуры, быстро развившейся в систематически законченное культурное образование; греки назвали его философией. В правильном переводе, в изначальном смысле своем это обозначает не что иное, как универсальную науку, науку о мировом целом, о всеохватном единстве всего сущего. Очень скоро интерес к целому, а, следовательно, и вопрос о всеохватном становлении и бытии в становлении стал делиться по отношению к всеобщим формам и регионам бытия, и, таким образом, философия, единая наука, разветвилась на многообразные частные науки»[3]. Теоретическая установка по отношению к миру, в отличие от естественной установки, концентрирует мышление, внимание, поступки на устойчивых аспектах бытия, рациональных причинах и основаниях. Это позволяет философскому знанию выйти за пределы наличной представленности вещей и событий. Понятия философии – это понятия предельные, схватывающие сущность (устойчивый смысл) того или иного процесса: природа, бытие, культура, сущность, причина, нравственность. Они фигурируют в культуре как устойчивые ценности, воспроизводящиеся в обществе. «Человек», «мир», «природа» - все это «абстрактные» (отвлеченные) понятия (идеи). Их нельзя фиксировать обычным восприятием. Они возможны на основе теоретического мышления. «Человек» как таковой присутствует в каждом отдельном человеке качеством человечности, то есть определенными свойствами которые воплощает каждый из нас. Соответственно данное качество выходит за рамки повседневности, позволяет увидеть системные качества людей, воспроизводимые от общества к обществу, от культуры к культуре. Такой способ мышления усматривает в явлениях общее и особенное. Философия как теоретическая установка, фиксирующая основания бытия, направлена на осознание, тематизацию повседневности. Философское осмысление повседневности дает возможность изменить свое отношение к ней, скорректировать свои поступки, осознать место, занимаемое человеком в ее структуре. Теоретическая установка человека по отношению к миру, возникшая вместе с философией и наиболее полно в ней реализующаяся, основывается на рефлексии. Рефлексия (лат. reflexio — обращение назад, отражение) – основной метод философского знания. Он состоит в обращении к основаниям мышления, поступков, деятельности. Любой процесс всегда динамичен. Его аспекты связаны с неповторимыми элементами. Схватывание динамичности и устойчивости возможно за счет обращения к системным характеристикам, устойчивым аспектам бытия. Сама изменчивость людей, событий всегда содержит аспект новизны и аспект повторения. Сущностное рассмотрение повседневных событий – есть рефлексия над предельными основаниями. Каждый человек, обладая самосознанием, может осмыслять свои действия, отслеживать сам процесс своих переживаний и мыслей. Это и есть рефлексия – «обращение назад». Она включает в себя размышление и осознание происходящего вокруг, основывается на моменте отвлечения сознания от наличной повседневности, имеет в себе своего рода остановку, паузу в повседневном ритме жизнедеятельности. Так, большинство людей смотрят на природу, читают книги, ищут информацию в интернете. Они познают мир. Но во всех этих способах получения знания проявляется момент случайности и текучести наших знаний. Чтобы найти критерий того, какой знание отличается истинностью, необходимо задаться философским вопросом «Что есть знание?». Для этого в каком-то смысле надо перестать познавать мир, остановить саму деятельность познания и сконцентрировать свое мышление и внимание на самих процессах получения знания, на самой деятельности разума и чувств, в тот момент, когда они обрабатывают информацию о каком-либо объекте. Философия как теория, рефлексия – это мышление в предельных понятиях, обращенное к своим собственным основаниям. Рефлексия – есть метод философии. Рефлексия над предельными основаниями повседневности, культуры, истории, деятельности, поступков, сознания – основной предмет философии. В классической философии рефлексия связывается с сущностью разума, мышления как процесса. Соответственно рефлексия понимается как мышление о мышлении, то есть мысленное усмотрение закономерностей функционирования разума. Сама по себе постановка такой задачи выводит человека на уровень той предельной универсальности, к которой стремиться теоретическая установка. Разум здесь берется как набор устойчивых компонент, действующий вполне определенным способом. Как считал И. Кант, нужно исследовать структуру разума, чтобы осмыслить то, что человек в принципе может знать. «Что я могу знать?», так звучал философский вопрос И. Канта. В современной философии рефлексия распространяется на познание нерефлексивных и дорефлексивных элементов повседневности, в которую погружен человек. Язык, социальность, культура, бытие, телесность – это феномены, с которыми человек идентичен, без которых он не существует. Он включен в их ткань, он выступает частью системы. За счет философской рефлексии мы получаем возможность отвлечься от непосредственной реализации дорефлексивных компонентов опыта и мысленно сконцентрироваться на их реализации в повседневном бытии людей. Таким образом, рефлексия выступает основой философского познания действительности, самопознания, познания социальной реальности. В рефлексии реализуется основа теоретического мышления – различение предмета и мысли о нем. На философском языке, это означает различие «субъекта» (тот, кто мыслит) и «объекта» (то, о чем мыслят), различие между предметом мысли и опыта и самой мыслью и опытом. Философская рефлексия является не просто осознанием себя, а именно исследованием основ, логики функционирования феноменов, связанных с мышлением, деятельностью, поступками, телесностью, социальностью, языком. В связи с философской рефлексией, ее предельным уровнем исследовательского погружения в реальность, основной функцией философии можно назвать раскрытие в повседневности, в человеке как части бытия, бытийной (устойчивой) структуры, оформляющей все многообразие мира, природы, культуры и общества, обеспечивающей воспроизводимость социальных практик, универсальных культурных ценностей.
|