Философия и религия, знание и вера
Религия предполагает обращение к божественному, трансцендентному (потустороннему) миру, который вопринимается верующим как истинный мир, в отличие от повседневности, которая требует воздействия, изменения. Человек обращается к абсолюту, Богу посредством веры. Вера имеет значение непосредственного знания, слияния человека и Бога. Религия – это восстановление прерванной связи человека с Абсолютом (Вл. Соловьев). По мысли русского мыслителя, религия – это естественное стремление человека к единству миром. Оно воплощается в различных формах – вера во что-либо, желание причислять себя к социальным группам, наличие мировоззренческих установок, возможность поклонения лидерам. Само по себе это стремление к всеединству заложено в человеке: он выходит из природы, но затем отделяется от нее. Человеку требуется найти новый принцип единства с бытием. Ответом на этот зов и является религия, а по мнению, Вл. Соловьева, христианство, соединяющее духовное и телесное, божественное и мирское. Для религии, в отличие от мифа, характерна организация («церковь»), организация самого культа – поклонения и служения Богу. Наличие системы догматов, сакрального пространства (храм), сакрального времени (молитва, пост). Так, можно выделить структурные компоненты религиозного культа. Религия предполагает: 1) наличие верховной реальности (Бог, космическая энергия и т.д.) 2) героя-основателя («апостол» – от греч. «посланник»), возвещающего о истинной вере 3) священную книгу, которая содержит основные правила общения людей и Бога 4) священное место – место исполнения культа 5) священные практики (молитва) 6) наличие касты посвященных 7) осуществление борьбы против альтернативных учений. Сама сущность религиозности состоит в объединительном начале. Как считают исследователи (Э. Дюркгейм), функция религии состоит в объединении общества. В любом обществе есть совокупность представлений, образов, символов, которые считаются священными, нормальными, истинными. Они являются не просто объектами веры, но выступают основой отделения одной социальной общности от другой, элементами национального и группового самосознания. В религии, как и в философии, присутствует рациональный компонент, связанный с необходимость познания Бога, выхода за пределы чувственно данного мира, повседневности, задействования рефлексивных процедур, для осмысления собственной жизни. Но в религии он проявляется в меньшей степени, чем в философии, так как главный упор делается именно на вере. Бог, Абсолют – это то, что в принципе превосходит всякие возможности рационального познания, а потому, многие религиозные феномены лежат за пределами осмысления и осознания (рефлексии), а имеют вид религиозной практики, веры в религиозные догматы (положения, принимающиеся на веру). Истинно верующему человеку не нужны доказательства, его не удостоверяют доводы и логика, он обращается к высшему, мистическому знанию. Философия же мало значения уделяет вере как основанию формирования знания, обоснованию его достоверности. В философии значимы доказательства, рассуждения, оперирование категориями. Так, в философии сложилась целая тема – доказательства бытия бога и их опровержение. Она сложилась в рамках попытки синтеза религии и философии, знания и веры, предпринимавшейся в Средние века. Но, тем не менее, данные рассуждения, как правило, не влияют на веру людей.
|