Естественная установка человека по отношению к миру имеет характер системности, устойчивости, воспроизводимости. Человек включен в окружающий мир как систему. Человек воспринимает как данность только данный ему непосредственно окружающий мир, конкретное «здесь и теперь» его бытия. Наличный, жизненный, подручный, привычный мир формирует естественную установку, повседневный уровень мировоззрения, характеризующийся постоянством, понятностью, практической направленностью сознания и поведения. Человек и его повседневность можно охарактеризовать через термин «система». Субъект, включенный в систему, не может знать, что с ней происходит. Человек не знает (на абстрактно-рациональном уровне) повседневности, в которой существует: его сознание, убеждения, привычки выступают продолжением повседневности. Сформированное повседневностью мировоззрение – стереотипно. Повседневность имеет сторону обезличивания, анонимности, конформизма, но и имеет сторону устойчивости, наличной реальности, формирующей привычное поле жизни человека: его привычки, образ мыслей, мировоззрение в целом. Открытость бытию в человеке соответствует его стремлению к устойчивости и развитию. Через повседневность осуществляется проверка поступка, научного открытия, художественного творения, литературного произведения на реальность, существенность, объективную значимость. Философия, с одной стороны, вырастает из повседневности, отражает и собирает ее элементы в целостную рациональную картину мира (аспект устойчивости), с другой стороны, способствует изменению повседневного мышления, выходу за рамки системы повседневного мировоззрения (аспект становления, развития). Философия связана с повседневностью тем, что может служить ее обоснованием, рациональным оформлением, но может способствовать ее преодолению, содействовать установлению нового порядка повседневной реальности.
Элементом повседневности в человеке является тело. Человеку его собственно тело дано непосредственно: он есть тело, тот, кто действует, выражает себя и т.д. Человек не знает своего тела в режиме действия: он не видит себя действующим, говорящим, живущим. Жесты сформированы повседневностью, непосредственной жизнедеятельностью, в которой человек осваивал определенные социальные практики, входя в определенный социальный порядок. Действия нашего тела подчиняются определенной социальной технике, заданной культурой, соответствуют тому поведению, которое считается нормальным в рамках данного сообщества. Тело живет и действует в режиме социальной совместности, является элементом повседневности, задает привычный фон нашей жизни. Социальные повседневные практики проявляют себя на уровне жестов, повседневного поведения. Телом человек включен в ткань повседневности.
В знаменитом диалоге древнегреческого философа Платона[2] «Государство», есть знаменитый отрывок, который озаглавлен как «Символ пещеры». В нем философ представляет нашу повседневность в качестве пещеры, в которой люди заключены как узники с оковами на теле. Узники воспринимают пещеру как единственную реальность, при том, что не видят реальных вещей, проносимых за ширмой. Так Платон изображает повседневную реальность.