Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Раздел V




ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

 

Дюркгейм(Durkheim) Эмиль (1858—1917)—философ, педагог и со­циолог, основоположник французской социологической школы. В противопо­ложность атомистической психологии Тарда выступил с психологической концепцией общественной обусловлен­ности человеческого сознания, с пози­ций которой он разрабатывал социоло­гические проблемы морали, религии, воспитания и образования. Дюркгейм читал курсы по социологии и педаго­гике в университетах Бордо (с 1887 г.), Сорбонны (с 1902 г.). С 1896 по 1912 г. он издавал «Социоло­гический ежегодник», получивший широкое признание среди специалистов различных общественных наук. Важней­шие работы Дюркгейма: «О разделении общественного тру­да» (1893, рус. пер. 1900 г.), «Правила социологического ме­тода» (1895, рус. пер. 1899 г.), «Самоубийство» (1897, рус. пер. 1912 г.), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Впротивоположность индивидуализму ассоцианистиче-ской психологии Дюркгейм выдвинул идею об определяемо-сти высших психических процессов человека обществом, ко­торая развивалась на основе созданной им социологической концепции о природе общества и общественных отношений. Человек имеет двойственную — биосоциальную — природу. К биологически определяемой части сознания Дюркгейм от­носил также и результаты практических отношений индиви­да с окружающим миром. В сфере материального производ­ства индивид выступал как существо, находящееся только под влиянием объектов. Над этой свободной от влияния общества частью сознания надстраиваются «наиболее высокие формы человеческого духа», которые определяются обществом. Так Дюркгейм приходит к признанию двух факторов в развитии сознания человека.

Общество Дюркгейм понимал идеалистически, как ре­альность sui generis, которая сводилась им к совокупности мнений, знаний, способов действий и других явлений духов­ной культуры. Их он назвал «коллективными представлени­ями» . Коллективные представления являются продуктом дли­тельного развития общества и принудительно навязываются каждому индивиду. Трактуя общество идеалистически, как совокупность коллективных представлений, коллективное сознание, а общение индивидов — как психологическое об­щение во время коллективных собраний, церемоний, рели­гиозных праздников и обрядов, Дюркгейм рассматривал ин­дивида вне реальных производственных отношений — «скорее как общающееся, чем практически действующее об­щественное существо» (Леонтьев). Ученики и сотрудники Дюркгейма развили идеи учителя о тесной связи человека и общества и применили их к пониманию памяти (Гальбвакс), воли (Блондель).

В хрестоматию включены отрывки из труда Дюркгейма1 «Элементарные формы религиозной жизни», которые в ви­де статьи «Социология и теория познания» вошли в книгу «Новые идеи в социологии» (Вып. 2. — Пг., 1914).

 

СОЦИОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ1


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 371. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7