Студопедия — Каким образом категории выражают социальные явления
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Каким образом категории выражают социальные явления






Мы видели, что по меньшей мере некоторые из ка­тегорий суть явления социальные. Спрашивается, как приобрели они этот характер?

Так как они сами являются концептами, то нетруд­но понять, что они должны быть результатом коллек­тивной работы общества.

И действительно, их устойчивость и их безличность таковы, что они часто считались за абсолютно общезна­чимые и неизменные. Так как, далее, они выражают ос­новные условия умственного согласия, то очевидно, что они могли быть выработаны только обществом.

Но относящаяся к ним проблема усложняется тем, что они общественны еще в ином смысле и как бы во второй степени. Они не только исходят из общества, но и то, что они выражают, суть явления социальные. Со­держанием их служат различные стороны обществен­ного бытия. Так, категория рода первоначально была неотделима от понятий о человеческой душе; в основа­нии категории времени лежит ритм совместной жиз­ни; категория пространства образовалась по образцу пространства, занятого группой; коллективная сила по­служила прототипом для понятия о действенной силе — этого существенного элемента категории причинности. Однако категории не имеют целью одно лишь приме­нение свое к социальному быту; значение их простира­ется на всю природу. Почему же именно общество дало образцы, по которым они строились?

Речь идет о выдающихся концептах, играющих в сфере познания преобладающую роль и обнимающих, в силу своей функции, все другие концепты. Это — по­стоянные рамки умственной жизни. А чтобы обладать такой широтой, им, очевидно, надо было образоваться по типу действительности равного объема или полноты.

Конечно, отношения, выражаемые ими, в потен­циальном виде существуют уже и в индивидуальных сознаниях. Индивид живет во времени, и он имеет, как мы уже сказали, известное чувство, позволяющее ему ориентироваться во времени. Он находится в опреде­ленном пункте пространства, и потому можно утвер­ждать, что все его ощущения имеют нечто простран­ственное26. Он может ощущать сходства вещей, причем схожие представления его вызывают друг друга, сбли­жаются и дают начало новому, уже отчасти родовому понятию. Равным образом мы имеем ощущение неко­торого постоянства в порядке, в котором явления сле­дуют друг за другом, даже животное в известной степени обладает такой способностью. Но все эти от­ношения составляют предмет личных индивидуальных переживаний, и, следовательно, понятие, которое ин­дивид может извлечь из них, ни в каком случае не мо­жет быть распространено за пределы его узкого гори­зонта. Родовые образы, возникающие в моем сознании путем сочетания сходных черт и признаков, представ­ляют лишь явления, которые я непосредственно вос­принял; в них нет ничего, что могло бы дать мне поня­тие о классе, т. е. рамку, способную вместить в себе полную группу всех возможных предметов, удовлет­воряющих одному и тому же условию. Для этого пред­варительно нужно иметь еще идею группы, которую одно созерцание нашей внутренней жизни не может пробудить в нас. И нет вообще индивидуального опы­та, как бы широк и глубок он ни был, который мог бы вызвать в нас даже догадку о существовании обшир­ного рода, обнимающего все (без исключения) суще­ства и вещи. Понятие целого, лежащее в основе вся­кой классификации, не может исходить от индивида, являющегося лишь частью по отношению к целому и составляющего лишь ничтожную долю реального ми­ра. А ведь это понятие представляет собой едва ли не самую важную категорию, ибо если роль категорий заключается в том, чтобы содержать в себе все другие понятия, то категорией, по преимуществу стоящей в углу всей иерархии их, должен быть именно концепт целокупности.

Теоретики познания обычно постулируют этот концепт, как будто бы дело шло о чем-то само собой разумеющемся; между тем понятие о целом бесконеч­но превышает содержание каждого индивидуального сознания, взятого порознь.

В силу тех же оснований пространство, которое я познаю из моих восприятий и где все расположено по отношению ко мне как к центру, не может быть про­странством, содержащим в себе все частичные протя­жения. Точно также и конкретная длительность, кото­рую я переживаю, которая протекает во мне и со мной, не может мне дать идею целого времени. Одно выра­жает лишь ритм моей индивидуальной жизни, другое должно соответствовать ритму жизни, не являющейся

жизнью какого-либо индивида в отдельности, а жизнью, к которой причастны все люди27.

Таким же образом правильность и постоянство, ко­торые я могу воспринять в порядке следования друг за другом моих ощущений, имеют ценность для меня по­стольку, поскольку они объясняют, почему я ожидаю известные события как обычные следствия других. Но это состояние личного ожидания не может быть сме­шиваемо с понятием всеобщего порядка последователь­ности, одинаково управляющего и совокупностью умов, и совокупностью явлений.

Так как мир, выражаемый полной системой кон- цептов, есть мир, представляемый себе обществом, то только одно последнее и может снабдить нас его наиболее общими признаками. Только субъект, вме­щающий в себе всех отдельных субъектов, спосо-бен объять такой объект. Так как вселенная сущест­вует лишь постольку, поскольку она мыслится, и так как в своей целостности она мыслится только обще­ством, то она и становится элементом его внутренней жизни, а само общество становится родовым поняти­ем, вне которого не существует ничего. Понятие целостности есть только абстрактная форма понятия об­щества28. Но если весь мир заключается в понятии об обществе, то пространство, занимаемое последним, должно совпасть с понятием о «всем» пространстве. Мы видели, действительно, каким образом каждая вещь получает свое место в плоскости общественно- го пространства и чем эта идеальная локализация от­личается от той, к которой мог бы прибегнуть, в от­дельных конкретных случаях, чувственный опыт29.

27 О пространстве и времени часто говорят так, как будто бы они были лишь конкретным протяжением и конкретной дли­тельностью, какими их воспринимает индивидуальное созна­ние, понимаемое отвлеченно. В действительности же это пред- ставления совершенно иного рода, построенные из других элементов, согласно иному плану и ввиду других целей.

28 В конечном итоге три понятия: целого, общества и боже­ства — составляют, может быть, лишь различные стороны од- ного и того же понятия.

 

В силу тех же причин ритм коллективной жизни об­нимает собой разнообразные ритмы всех элементар­ных жизней, которые дают ему начало; а потому и вре­мя, которое выражает этот ритм, обнимает собой все отдельные длительности. История мира в течение долгого времени была лишь другой стороной истории общества, причем периоды первой определялись пе­риодами второй. То, что измеряет это общее и без­личное время, что устанавливает в нем те или другие подразделения, всецело сводится к внутренним дви­жениям обществ, к процессам их сосредоточения или рассеяния. Если эти критические моменты чаще все­го приурочиваются к некоторым материальным яв­лениям, например к периодическому обращению звезд или к чередованию времен года, то потому толь­ко, что объективные знаки необходимы, чтобы сделать ощутительной для всех эту существенно социальную организацию. Точно так же, наконец, и отношение причинности с той минуты, когда оно коллективно устанавливается группой, оказывается независимым от всякого индивидуального сознания; оно парит вы­соко над всеми отдельными умами и частными со­бытиями. Это — закон, имеющий безличную цен­ность.

Еще другое соображение объясняет нам, почему су­щественные элементы категорий должны были быть за­имствованы из жизни общественной, а именно отноше­ния, выражаемые категориями, могли быть созданы лишь в обществе и через общество. Если, в известном смысле, категории и присущи созданию индивида, то последний все-таки не имел никаких средств опреде­лить, объяснить их и возвести на степень отдельных по­нятий. Для того чтобы лично ориентироваться в про­странстве, чтобы знать, в какие моменты ему надлежит удовлетворить те или другие органические потребно­сти, индивид не нуждался в концептах абстрактного времени или пространства.

Многие животные умеют находить дорогу, кото­рая ведет к знакомым им местностям; они туда воз­вращаются в нужный момент, не имея, однако, ника­ких отвлеченных идей. Ощущения направляют их в этом случае автоматически. Ощущениями же мог бы

довольствоваться и человек, если бы его движения должны были удовлетворять одним индивидуальным потребностям его. Чтобы узнать, что одни вещи похо­жи на другие, с которыми мы уже имели дело, вовсе не необходимо, чтобы мы распределяли те и другие в родовые и видовые группы; чувство сходства может быть вызвано просто ассоциацией конкретных пред­ставлений и образов. Впечатление виденного уже или испытанного не требует никакой классифика­ции. Чтобы отличать вещи, к которым нам полезно стремиться, от тех, которых нам следует избегать, нет надобности связывать причины и следствия логиче­скими узами. Чисто эмпирические последовательно­сти и прочные ассоциации между конкретными пред­ставлениями вполне достаточны тут для руководства нами.

Не только животное не имеет иных путеводных ни­тей, но сплошь и рядом наша личная практика не пред­полагает ничего большего.

Иначе обстоит дело с обществом. Оно возможно лишь при том условии, если индивиды и вещи, входя­щие в его состав, распределены между различными группами, т. е. классифицированы, и если сами эти группы в свою очередь классифицированы одни по от­ношению к другим. Общество поэтому предполагает создающую себе организацию, которая есть не что иное, как классификация. Эта организация общества вполне естественно придается им и пространству, ко­торое оно занимает. Чтобы предупредить всякое стол­кновение, нужно, чтобы всякой отдельной группе бы­ла отведена определенная часть пространства: иными словами, необходимо, чтобы пространство было раз­делено, дифференцировано и распределено и чтобы эти разделения и распределения были известны всем. С другой стороны, всякий созыв на празднество, на охоту, на военный набег предполагает, что назнача­ются сроки и, следовательно, что устанавливается всем одинаково известное общее время. Наконец, соедине­ние многих усилий, ввиду достижения одной и той же цели, возможно лишь при допущении однообразного понимания связи между целью и средствами, служа­щими для ее осуществления. Поэтому неудивительно,

что общественное время, общественное пространст­во, общественные классы и коллективная причинность лежат в основе соответствующих категорий; только в таких общественных формах и могли впервые быть схвачены человеческим умом с известной ясностью все эти отношения.

В конечном итоге общество вовсе не является тем нелогичным или алогичным, бессвязным и фантасти­ческим существом, каким так часто хотят его пред­ставить. Напротив, коллективное сознание есть выс­шая форма психической жизни, оно есть сознание сознаний. Находясь вне и выше местных и индивиду­альных случайностей, оно видит вещи лишь с их по­стоянной и существенной стороны, которую оно и за­крепляет в передаваемых понятиях. Смотря сверху вниз, оно видит и дальше в сторону. В каждый дан­ный момент оно обнимает всю наличную и извест­ную действительность, а потому оно одно может дать уму рамки, пригодные для вмещения в них всей сово­купности существ и позволяющие нам сделать из этой совокупности предмет нашего мышления. Но оно не создает эти рамки искусственно; оно их находит в са­мом себе. Приписывать логической мысли социаль­ное происхождение не значит ее унижать, уменьшать ее ценность, сводить ее к системе искусственных со­четаний; напротив, это значит относить ее к причине, которая необходимо содержит ее в себе. Этим, конеч­но, мы не хотим сказать, что понятия, выработанные таким путем, должны быть непосредственно адекват­ны их объектам. Если общество есть нечто универ­сальное по отношению к индивиду, то оно само, одна­ко, не перестает быть индивидуальностью, имеющей свою собственную физиономию и свою идиосинкра­зию. Поэтому и коллективные представления содер­жат в себе субъективные элементы, от которых их и необходимо постепенно очищать.

Впрочем, причины, вызвавшие дальнейшее разви­тие концептов, специфически не отличаются от тех, которые дали им начало. Если логическая мысль стре­мится все более и более освободиться от личных и субъ­ективных элементов, с которыми она смешалась при зарождении, то это зависит не от вмешательства ка

ких-либо внеобщественных фактов, а от естественно­го развития самой общественной жизни. Истинно че­ловеческая мысль не есть нечто первоначально дан­ное; она — продукт истории, это — идеальный предел, к которому мы все более и более приближаемся, но ко­торого мы, вероятно, никогда не достигнем.

Таким образом, мы не только не допускаем, как это часто делается, существования какой-то антиномии между наукой, с одной стороны, и моралью и рели­гией — с другой, а убеждены, что эти различные виды человеческой деятельности проистекают из одного и то­го же источника. Это уже хорошо понял Кант, и поэто­му-то он и сделал из теоретического и практического разума две различные стороны одной и той же способ­ности. То, что, по мнению Канта, придает им единство, заключается в одинаковом стремлении их к общезна­чимости своих положений. Мыслить рационально — значит мыслить согласно законам, общеобязательным для всех разумных существ; действовать нравствен­но — значит поступать согласно правилам, которые без противоречия могут быть распространены на всю со­вокупность воли. Другими словами, и наука и нравст­венность предполагают, что индивид способен поднять­ся выше своей личной точки зрения и жить безличной жизнью.

Нет сомнения, что именно в этом заключается об­щая черта, свойственная всем высшим формам мыш­ления и поведения. Но учение Канта не объясняет, как возможно то противоречие, в которое человек при этом так часто впадает. Почему он принужден делать над собой усилие, чтобы превзойти свою индивидуаль­ность, и обратно, почему безличный закон должен обес­цениваться, воплощаясь в индивиде? Можно ли ска­зать, что существуют два противоположных мира, которым мы одинаково причастны: мир материи и чув­ственных восприятий, с одной стороны, и мир чистого и безличного разума — с другой? Но ведь это только повторение вопроса в почти одинаковых терминах, так как дело идет именно о том, почему нам нужно вести совместно эти два существования. Почему эти два ми­ра, кажущиеся противоположными, не остаются один вне другого и что заставляет их стремиться проник-

 

нуть друг в друга, вопреки их антагонизму? Единст­венной попыткой объяснить эту странную необходи­мость была мистическая гипотеза грехопадения. На­против, всякая тайна исчезает вместе с признанием, что безличный разум есть лишь другое имя, данное коллективной мысли. Последняя возможна лишь бла­годаря группировке индивидов; она предполагает эту группировку и в свою очередь предполагается ею, так как индивиды могут существовать, только группи­руясь. Царство целей и безличных истин может осу­ществиться лишь при условии согласования отдель­ных волений и чувствительностей. Одним словом, в нас есть безличное начало, потому что в нас есть начало общественное; а так как общественная жизнь обнима­ет одновременно и представления и действия, то эта безличность простирается, естественно, и на идеи и на поступки.

Может быть, найдут странным, что мы видим в об­ществе источник наиболее высоких форм человеческо­го духа: причина покажется, пожалуй, ничтожной для той ценности, которую мы приписываем следствию. Между миром чувств и влечений, с одной стороны, и между миром разума и моралью — с другой, расстоя­ние так значительно, что второй мир мог присоеди­ниться к первому лишь путем творческого акта. Но приписывать обществу главную роль в генезисе чело­веческой природы не значит отрицать такое творчест­во; ибо именно общество располагает созидающей мощью, которой не имеет никакое другое существо. Всякое творчество в действительности, помимо той ми­стической операции, которая ускользает от разума и науки, есть продукт синтеза. И если уже синтезы от­дельных представлений, совершающиеся в глубине каждого индивидуального сознания, могут быть твор­цами нового, то насколько же более действенны те об­ширные синтезы множества индивидуальных созна­ний, какими являются общества!

Общество — это наиболее могущественный фокус физических и моральных сил, какой только существует в мире. Нигде в природе не встречается такое богатст­во разнообразных материалов, сосредоточенных в та­кой степени. Неудивительно поэтому, что из общества выделяется своеобразная жизнь, которая, реагируя на элементы, ее составляющие, преобразует их и подни­мает до высшей формы существования.

Таким образом, социология кажется призванной открыть новые пути к науке о человеке. До настояще­го времени приходилось стоять перед дилеммой: или объяснять высшие и специфические способности че­ловека путем сведения их к низшим формам бытия, разума — к ощущениям, духа — к материи, что в ко­нечном результате приводило к отрицанию их спе­цифического характера; или же' связывать их с какой-то сверхэкспериментальной реальностью, ко­торую можно было постулировать, но существование которой нельзя было установить никаким наблюде­нием.

Особенно затрудняло наш ум то, что индивид считался целью природы, finis naturae, казалось, что за ним не было ничего такого, что наука могла бы до­стичь и понять. Но с того момента, когда было призна­но, что над индивидом есть общество и что оно не есть воображаемое и номинальное существо, а система действительных сил, новый способ объяснения чело­века становится возможным. Чтобы сохранить чело­веку его отличительные атрибуты, нет больше надоб­ности ставить их вне опыта. Во всяком случае, прежде чем прибегнуть к этому крайнему средству, следует задаться вопросом, не проистекает ли то, что в инди­виде превышает индивида, от этой надындивидуаль­ной реальности, данной нам в опыте, т. е. от общества. Конечно, нельзя сказать теперь, до какой степени мо­гут расшириться эти объяснения и способны ли они упразднить все проблемы. Но, с другой стороны, столь же невозможно заранее обозначить границу, которую они не могли бы переступить. Что нужно, так это про­верить гипотезу, подвергнуть ее наивозможно более методическому контролю фактов. А это мы и пытались сделать.

Леви-Брюль (Levy-ВшЫ) Люсьен (1857—1939) — французский философ и психолог, изучал первобытное мыш­ление. В первый период своей деятель­ности занимался историей европейской философии*, особенно проблемами мо­рали. Уже в работе «Мораль и наука о нравах» (1903) отразилось влияние идей позитивистской философии О. Конта и социологии Э. Дюркгейма. Здесь Леви-Брюль признает изначальность существования коллектива и выступает против позиции психологизма в изучении соци­альных фактов. Заинтересовавшись этнографическими ма­териалами из жизни народов Африки, Австралии и Океании, находившихся на низкой ступени общественно-историческо­го развития, Леви-Брюль предпринимает попытку объяснить своеобразие мышления этих народов. С этого времени перво­бытное мышление становится предметом его исследований.

Основной труд Леви-Брюля — «Мыслительные функ­ции в низших обществах» (1910). Дальнейшей разработке развиваемых здесь теоретических положений посвящены исследования последующих лет: «Первобытное мышление» (1930), «Примитивнаядуша» (1927), «Сверхъестественное и природа первобытного мышления» (1927, рус. пер. 1937 г.).

Используя заимствованное у Дюркгейма понятие «кол­лективных представлений», установленных обществом и ус­военных индивидом, Леви-Брюль анализирует первобытные мифы, верования, обычаи и другие и делает вывод о суще­ственном отличии первобытного мышления от сознания ци­вилизованного человека. Специфичность первобытного мышления характеризуется двумя чертами: по содержа­нию — оно мистическое или магическое — в нем нет раз­личия между естественным и сверхъестественным (Леви-Брюль использует термин «mystique»); по логике — оно не чувствительно к противоречиям, непроницаемо для опыта и вместо направленности на установление логических от­ношений между предметами подчиняется закону соприча-стия или партиципации: признает существование различ­ных форм передачи свойств от одного предмета к другому путем соприкосновения, заражения, овладения и т. п. Эта особая логика обозначается термином «prelogique» и переводится как «пралогическое» мышление. В сфере практи­ческого действия (которое Леви-Брюль рассматривает на­туралистически, как взаимодействие субъекта с объектом) мышление первобытного человека аналогично нашему: это мышление логическое, направленное на объективные сто­роны действительности. Однако те идеи, которые человек получает из собственного опыта, — это индивидуальные представления; по Леви-Брюлю, они не являются плодом размышления и рассуждения, но представляют продукт чутья, интуиции, слепого навыка. Объем этих знаний у пер­вобытного человека ограничен. Логическое и пралогиче­ское мышление, по Леви-Брюлю, это не стадии, но типы мышления, которые сосуществуют в одном и том же обще­стве. Пралогическое мышление представляет особую струк­туру, функционирующую совместно со структурой логи­ческой мысли. Оно не перерастает в логическое. Однако с развитием общества сектор логического мышления увели­чивается, все более оттесняя пралогическое. Тем не менее «...всегда будут сохраняться коллективные представления, которые выражают интенсивно переживаемую сопричаст­ность...».

Вывод о качественном различии двух типов человече­ского мышления не считается доказанным. Отсутствие на­учного анализа общества, отрыв сознания человека от ре­ального процесса его жизни, сведение общественного бытия к общественному — коллективному — сознанию принципи­ально ограничивают возможности исследования историче­ского развития сознания. Однако поставленная Леви-Брю-лем проблема социальной обусловленности человеческой психики и ее развития в ходе истории явилась важным ша­гом на пути к пониманию природы человека.

В книгу включены отрывки из книги «Первобытное мышление» (1930), в которую вошли работы «Мыслитель­ные функции в низших обществах» (полностью) и «Перво­бытное мышление» (две главы).







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 529. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия