Студопедия — Онтология: Общий взгляд на материальный мир
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Онтология: Общий взгляд на материальный мир






Мы не можем не замечать, что в большинстве вещей их чув­ственные качества, даже самые их субстанции, подвержены не­прерывным изменениям, потому мы не без основания считаем их и далее способными к тем же изменениям.

Локк Д. Сочинения. В 3 т. T.I. M., 1985. С. 286.

Тело протяженно не более и не иначе, как связью и сцепле­нием своих плотных частиц; поэтому мы будем очень плохо по­нимать протяженность тела, если не постигнем, в чем состоит связь и сцепление его частиц...

Плотность, протяженность и пределы ее — форма вместе с движением и покоем, идеи которых есть у нас, реально суще­ствовали бы в мире, как и теперь, все равно, были бы в нем существа, способные воспринимать эти качества, или нет. Пото­му на эти качества мы имеем основание смотреть как на реаль­ные модификации материи и как на причины, возбуждающие все наши разнообразные ощущения от тел.

... хотя материя и тело в действительности не отличаются друг от друга и где есть одно, там есть и другое, однако слова «материя» и «тело» обозначают два различных понятия, из ко­торых одно неполное и составляет только часть другого. В са­мом деле, «тело» обозначает субстанцию плотную, протяжен­ную, с определенной формой; «материя» же есть часть понятия субстанции и понятие более смутное, так как, по моему мне­нию, оно употребляется для обозначения субстанции и плотно­сти тела без его протяженности и формы. Вот почему, когда мы говорим о материи, мы всегда говорим о ней как о чем-то одном: она на самом деле ясно заключает в себе только идею плотной субстанции, которая везде одна и та же, везде однооб­разна. Раз наша идея материи такова, мы так же мало можем представлять себе, или говорить, или мыслить о различных материях в мире как о различных плотностях, несмотря на то что мы можем и представлять себе, и говорить о различных


телах, потому что протяженность и форма могут изменяться. Но плотность не может существовать без протяженности и фор­мы...

Так как имена [субстанций] должны обозначать не только сложные идеи в уме других людей в своем обычном значении, но и такие сочетания простых идей, какие действительно суще­ствуют в самих вещах, то для правильного определения этих имен нужно обратиться к помощи естественной истории и обнару­жить свойства субстанций путем внимательного их изучения....Нужно еще, ознакомившись с историей данного вида вещей, исправить и установить для себя сложную идею, относящуюся к каждому видовому имени...

Там же. С. 360, 429—430, 556—557, 579.

Два виде вещей — мыслящие и немыслящие. Человек знает или представляет себе в мире только два вида вещей.

Во-первых, предметы чисто материальные, без чувства, вос­приятия или мысли...

Во-вторых, существа чувствующие, мыслящие, воспринима­ющие, как мы сами. Если угодно, мы будем дальше называть их мыслящими и немыслящими вещами...

Соединяя в определенную форму с определенным движени­ем крупные частицы материи, вы можете рассчитывать на полу­чение чувства, мысли и познания на таком же основании, как при соединении самых мелких частиц, какие только где-либо существуют. Мелкие частицы ударяются, сталкиваются и сопро­тивляются друг другу совершенно так же, как и крупные; это все, что они могут сделать. Так что если мы не хотим предполо­жить ничего первичного или вечного, томатерия не может иметь начала своего бытия; если мы хотим предположить первичными или вечными только материю и движение, то мысль может не иметь начала бытия...

Идея материи есть протяженная плотная субстанция; там, где есть такая субстанция, есть материя и сущность материи, какие бы другие качества, не содержащиеся в этой сущности, ни угод­но было бы богу присоединить к ней. Например, бог создает про­тяженную плотную субстанцию, не присоединяя к ней ничего, так что мы можем рассматривать ее как находящуюся в покое. К определенным частям ее он присоединяет движение, но она все еще сохраняет сущность материи.

Там же. Т. 2. М., 1985. С. 101, 102, 423.


Материя есть протяженная плотная субстанция; будучи объем-лема различными поверхностями, она образует соответственно отдельные отличные друг от друга тела.

... Никакая частица материи не может сообщить себе самой ни движения, ни покоя, поэтому тело, находящееся в состоянии покоя, будет пребывать в нем вечно, пока какая-либо внешняя причина не приведет его в движение; тело же, находящееся в движении, будет двигаться вечно, если оно не будет остановлено какой-либо внешней причиной...

Каждый, кто наблюдает окружающий его мир, замечает не­сколько ясно выраженных отдельных масс материи, существую­щих независимо друг от друга, причем некоторым из них свой­ственны различные движения. Таковыми являются Солнце, не­подвижные звезды, кометы и планеты, одна из которых — Зем­ля, обитателями которой мы являемся. Все они видны невоору­женным глазом.

Кроме того, благодаря телескопам было открыто несколько неподвижных звезд, не видимых невооруженным глазом, а так­же несколько других тел, движущихся вокруг некоторых планет; все эти тела были невидимы и неизвестны до того, как были изобретены увеличительны стекла.

Там же. С. 496, 498.

... мы говорим, что из чувственного опыта очевидно суще­ствование в природе чувственно воспринимаемых вещей, т.е. что действительно существуют тела и их свойства, а именно: лег­кость, тяжесть, тепло, холод, цвета и прочие качества, доступ­ные чувственному восприятию, и все они каким-то образом мо­гут быть сведены к движению...

... материя, будучи вещью, с которой наши чувства имеют дело постоянно, способна до такой степени овладевать душой и исключать всякие другие виды сущего, что предрассудок, осно­ванный на подобных принципах, часто не оставляет места для допущения духов или каких-либо нематериальных существ в при­роде вещей, в то время как очевидно, что ни одно из великих явлений природы не может быть объяснено при помощи лишь материи и движения.

... несравненный мистер Ньютон показал, насколько мате­матика, примененная к известным частям природы, может, опи­раясь на принципы, оправдываемые фактами, продвинуть нас в познании некоторых, если можно так выразиться, провинций не-


постижимой вселенной. И если бы-другие могли дать нам столь же хорошее и ясное описание других частей природы, какое он дает в своей удивительной книге... относительно нашего пла­нетного мира и важнейших явлений, наблюдаемых в нем, то мы могли бы надеяться со временем получить более правильные и более достоверные знания о различных частях этой изумитель­ной машины, чем имели оснований ожидать до сих пор.

Там же. Т. 3. М., 1988. С. 22-23, 587, 589.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 650. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.029 сек.) русская версия | украинская версия