Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Учение о познании, идеях и истине





...в наших умах не остается ничего иного, как признать све­точем природы разум и чувственные ощущения. Только эти две способности, по-видимому, формируют и образовывают ум че­ловека и обеспечивают то, что составляет собственно функцию этого светоча: дать возможность вещам, иначе совершенно неиз­вестным и кроющимся во тьме, предстать перед разумом и быть познанными и как бы воочию увиденными. И коль скоро эти две способности взаимно помогают друг другу, когда чувство дает разуму идеи отдельных чувственно воспринимаемых вещей и предоставляет материал для мышления, разум же, напротив, направляет чувственное восприятие, сопоставляет между собой воспринятые от него образы вещей, формирует на их основе дру­гие, выводит новые... Разум же берется здесь как дискурсивная способность души, которая продвигается от известного к неизве­стному и выводит одно из другого в четкой и правильной после­довательности суждений. Это и есть тот разум, с помощью кото­рого человечество пришло к познанию закона природы. Основа­ние же, на котором строится это познание, которое разум возво­дит ввысь и поднимает до самого неба, составляют объекты чув­ственного восприятия; ведь чувства самыми первыми дают и про­водят в потаенные глубины ума весь первоначальный материал мышления...

Там же. Т.З. С. 21—22.

И тот мало знаком с предметом настоящего исследования — разумом, кто не ведает, что поскольку разум есть самая возвы­шенная способность души, то и пользование им приносит более сильное и постоянное наслаждение, чем пользование какой-ни-


будь другой способностью. Поиски разумом истины представля­ют род соколиной или псовой охоты, в которой сама погоня за дичью составляет значительную часть наслаждения. Каждый шаг, который делает ум в своем движении к знанию, есть некоторое открытие, каковое является не только новым, но и самым луч­шим, на время по крайней мере.

... прежде чем предаться такого рода исследованиям, необ­ходимо было изучить свои собственные способности и посмот­реть, какими предметами наш разум способен заниматься, а ка­кими нет.

Там же. Т. 1. С. 80—82.

Общее и всеобщее — это созидания разума... общее и всеоб­щее не относятся к действительному существованию вещей, а изобретены и созданы разумом для его собственного употребле­ния и касаются только знаков — слов или идей. Слова бывают общими, как было сказано, когда употребляются в качестве зна­ков общих идей и потому применимы одинаково ко многим от­дельным вещам; идеи же бывают общими, когда выступают как представители многих отдельных вещей. Но всеобщность не от­носится к самим вещам, которые по своему существованию все единичны...

Там же. С. 471.

... на мой взгляд, идеи могут быть разделены на три разря­да. Они бывают:

во-первых, реальные или фантастические;

во-вторых, адекватные или неадекватные;

в-третьих, истинные или ложные.

Во-первых, под реальными идеями я разумею такие идеи, которые имеют основание в природе, которые сообразны с реаль­ным бытием и существованием вещей, или со своими прообраза­ми. Фанатическими или химерическими я называю такие идеи, которые не имеют ни основания в природе, ни сообразности с тою реальностью бытия, к которой их молчаливо относят как к их прообразу...

Адекватные идеи суть такие идеи, которые полностью пред­ставляют свои прообразы. Из наших реальных идей одни адек­ватны, а другие неадекватны. Адекватными я называю те идеи, которые полностью представляют нам те прообразы, от которых, как полагает ум, они взяты и которые они должны замещать, относясь к ним. Неадекватны идеи, являющиеся лишь частич-


ным или неполным представлением тех прообразов, к которым их относят...

Идеи, отнесенные к чему-нибудь, могут быть истинными или ложными. Идеи могут называться истинными или ложны­ми, когда ум относит какую-нибудь из них к чему-либо внешне­му им. Ибо при этом ум делает скрытное предположение об их сообразности с данной вещью; и если это предположение будет истинным нпяложным, то и сами идеи получат такое же наиме­нование.

Там же. С. 425-426, 428, 439Ϊ

Ум не может долго задержаться на одной неизменяющейся идее. Если действительно идеи в нашем уме (пока мы имеем в нем какие-нибудь идеи) постоянно меняются и текут в непрерыв­ной последовательности, то невозможно — возразит кто-нибудь — долгое время думать о каком бы то ни было одном предмете. Если под этим подразумевать, что можно долгое время удержи­вать в уме лишь одну и ту же отдельную идею без всякого [в ней] изменения, то я считаю это фактически невозможным...

Истина состоит в соединении или разделении представите­лей (representatives), смотря по соответствию или несоответствию самих обозначаемых ими вещей; ложность — в противополож­ном...

... для истины более всего желательно, чтобы ее выслушали беспристрастно и непредубежденно... Почти никогда и нигде еще истина не получала признания при своем первом появлении; но­вые взгляды всегда вызывают подозрение, всегда встречают от­пор лишь потому, что они еще не общеприняты. Но истина, по­добно золоту, не бывает менее истинной от того, что она добыта из рудников недавно.

... устранение ложных основ идет не во вред, а на пользу истине, которая терпит наибольший урон и подвергается наиболь­шей опасности именно тогда, когда ее перемешивают с ложью или строят на лжи...

... лучше отказаться от какого-нибудь своего мнения и от­бросить его, когда истина оказывается против него, чем опровер­гать чужое, ибо я ищу только истину и всегда буду рад ей, когда бы и откуда бы она ни шла.

... если бы люди изучили пути, которыми они пришли к зна­нию многих всеобщих истин, они нашли бы, что эти истины


появились в уме людей в результате должного рассмотрения су­щества самих вещей...

Там же. С. 78-79, 86-87, 152, 236, 447.

Лейбниц Тотфрид Вильгельм (1646—1716) — немецкий ученый-математик и философ, крупнейший представитель рационалистического направления в философии. Родился в Лейпциге, в семье профессора местного университета, кото­рый впоследствии окончил. В своем философском развитии эволюционировал от механистического материализма к объективному идеализму, который наиболее ярко проявил­ся в его учении о монадах. Отличался широтой кругозора и энциклопедической ученостью. Стремился соединить теорию с практикой, открыл (одновременно с Ньютоном) диффе­ренциальное и интегральное исчисления. Стал родоначаль­ником математической логики и одним из создателей счет­но-решающих устройств, сделал ряд других научных и тех­нических открытий. Основные философские сочинения: «Но­вые опыты о человеческом разумении» (1704) и «Монадоло­гия» (1714).







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 770. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия