Студопедия — Философия и жизнь. <> Философия, как известное рассудительное (рефлек­тирующее) познание, есть всегда дело личного разума
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия и жизнь. <> Философия, как известное рассудительное (рефлек­тирующее) познание, есть всегда дело личного разума






<...> Философия, как известное рассудительное (рефлек­тирующее) познание, есть всегда дело личного разума. Напротив, в других сферах общечеловеческой деятельности личный разум, отдельное лицо играет роль более страдательную: действует род.

<...> Философское познание есть заведомо действие лично­го разума или отдельного лица во всей ясности его индивидуаль­ного сознания. Субъект философии есть по преимуществу еди­ничное я как познающее.

<...> Философия в смысле мировоззрения есть мировоз­зрение отдельных лиц. Общее мировоззрение народов и племен всегда имеет религиозный, а не философский характер, и пото­му, пока все отдельные лица живут общей духовной жизнью на­рода, философия как самостоятельное и верховное воззрение не­возможна: умственная деятельность лиц вполне определяется на­родными верованиями. Это ясно a priori и несомненно истори­чески. Итак, философия возникает только тогда, когда для от­дельного мыслящего лица вера народа перестает быть его соб­ственной верой, теряет для него значение внутреннего безотчет­ного убеждения, из начала жизни становится только предметом мышления; философия начинается, когда мыслящее лицо отде­ляет свое мышление от общей веры, противополагает его этой вере как внешнему.

Соловьев B.C. Кризис западной философии (Против позитивистов) // Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. Т. 2.

М., 1990. С. 5-6.


Первый вопрос, на который должна ответить всякая филосо­фия, имеющая притязание на общий интерес, есть вопрос о цели существования. Если бы наше существование было постоянным блаженством, то такой вопрос не мог бы возникнуть: блаженное существование было бы само себе целью и не требовало бы ника­кого объяснения. Но так как на самом деле блаженство суще­ствует более в воображении, действительность же есть ряд боль­ших и мелких мучений и в самом счастливом случае — постоян­ная смена тяжелого труда и гнетущей скуки, с одной стороны, и исчезающих иллюзий — с другой, то совершенно естественно является вопрос: для чего все это, какая цель этой жизни? Каж­дому мыслящему человеку является этот вопрос первоначально как личный, как вопрос о цели его собственного существования. Но так как, с одной стороны, все мыслящие существа находятся приблизительно в одинаковом положении относительно этого вопроса и так как, с другой стороны, каждое из них может суще­ствовать только вместе с другими, так что цель его жизни нераз­рывно связана с жизненною целью всех остальных, то личный вопрос необходимо превращается в вопрос общий: спрашивает­ся — какая цель человеческого существования вообще, для чего, на какой конец существует человечество? Общая и последняя цель требуется нашим сознанием, ибо очевидно, что достоинство час­тных и ближайших целей человеческой жизни может определяться только их отношением к той общей и последней цели, для кото­рой они служат средствами; таким образом, если отнять эту по­следнюю, то и ближайшие наши цели потеряют всю свою цену и значение, и для человека останутся только непосредственные побуждения низшей, животной природы.

Если мы, оставляя зыбкую почву людских мнений, обратим­ся к объективному исследованию нашего вопроса, то прежде все­го должны привести к ясному сознанию, что мыслится в самом понятии всеобщая цель человечества. Это понятие необходимо предполагает другое, именно понятие развития, и, утверждая, что человечество имеет общую цель своего существования, мы должны признать, что око развивается; ибо, если бы история не была развитием, а только сменой явлений, связанных между со­бою лишь внешним образом, тогда, очевидно, нельзя было бы говорить ни о какой общей цели.

Понятие развития с начала настоящего столетия вошло не только в науку, но и в обиходное мышление. Это не значит, од-


нако, чтобы логическое содержание этой идеи стало вполне яс­ным для общего сознания; напротив, это содержание является весьма смутным и неопределенным не только для полуобразо­ванной толпы, толкующей вкось и вкривь о развитии, но даже иногда и для ученых и quasi философов, употребляющих это по­нятие в своих теоретических построениях. Поэтому нам следует рассмотреть, что, собственно, содержится в понятии развития, что им предполагается. <...>

Если же подлежащим развитию не может быть ни безуслов­но простая субстанция, ни механическое внешнее соединение эле­ментов, то им может быть только единое существо, содержащее в себе множественность элементов, внутренне между собою свя­занных, то есть живой организм. Действительно, развиваться в собственном смысле этого слова могут только организмы, что и составляет их существенное отличие от остальной природы. Но не всякие изменения в организме образуют его развитие. Такие изменения, в которых определяющее значение принадлежит вне­шним, чуждым самому организму деятелям, может влиять на внешний ход развития, задерживать его или и совсем прекра­щать, разрушая его субъект, но они не могут войти в содержание самого развития: в него входят только такие изменения, которые имеют свой корень или источник в самом развивающемся суще­стве, из него самого вытекают и только для своего окончательно­го проявления, для своей полной реализации нуждаются во внеш­нем воздействии. Материал развития и побуждающее начало его реализации даются извне, но это побуждающее начало может действовать, очевидно, лишь сообразно с собственною природой организма, то есть оно определяется в своем действии воздей­ствием этого организма, и точно так же материал развития, что­бы стать таковым, должен уподобиться (ассимилироваться) са­мому организму, то есть принять его основные формы, должен быть обработан деятельностию самого организма для органичес­ких целей, так что способ и содержание развития определяются изнутри самим развивающимся существом. <... >

Ряд изменений без известной исходной точки и продол­жающийся без конца, не имея никакой определенной цели, не есть развитие, ибо каждый член такого ряда за отсутствием об­щего начала, определяющего его относительное значение, не мог бы быть определенным моментом развития, а оставался бы только безразличным изменением. Если, как было сказано, понятие цели


предполагает понятие развития, то точно так же последнее необ­ходимо требует первого. Следовательно, развитие есть такой ряд имманентных изменений органического существа, который идет от известного начала и направляется к известной опреде­ленной цели: таково развитие всякого организма; бесконечное же развитие есть просто бессмыслица. <... > Итак, мы должны пред­положить три общие необходимые момента всякого развития, а именно: известное первичное состояние, от которого оно зачина­ется; другое известное состояние, которое есть его цель, и ряд промежуточных состояний, как переход или посредство, ибо если бы не было последовательного и постепенного перехода от пер­вого к последнему, то они сливались бы в одно, и мы не имели бы никакого развития, а только одно безразличное состояние. Общая формула, выражающая эти три момента, есть закон раз­вития. Определив закон развития, мы определим и цель его. Не то чтобы закон и цель были одно и то же, но знание первого дает и знание второй: так, зная закон, по которому развивается расте­ние, мы знаем и цель этого развития — плодоношение — как последний момент прогрессивного изменения, которое опреде­ляется тем законом.

Если развитие есть процесс имманентный, пользующийся внешними данными только как возбуждением и как материа­лом, то все определяющие начала и составные элементы разви­тия должны находиться уже в первоначальном состоянии орга­низма — в его зародыше. Это фактически доказывается тем, что из семени известного растения или из эмбриона известного животного никакими средствами невозможно произвести ниче­го иного, кроме этого определенного вида растения или живот­ного. Итак, первоначальное состояние организма, или его заро­дыш, по своим образующим элементам есть уже целый орга­низм, и если, таким образом, различие между зародышем и вполне развитым организмом не может заключаться в разности самих образующих начал и элементов, то оно, очевидно, долж­но находиться в разности их состояния или расположения. И если в развитом организме составные его элементы и формы расположены таким образом, что каждый из них имеет свое определенное место и назначение, то первоначальное, или за­родышевое, состояние представляет противоположный харак­тер: в нем составные формы и элементы организма еще не име­ют своего строго определенного места и назначения — другими


словами, они смешаны, индифферентны; их различие представ­ляется невыразившимся, скрытым, существующим только по­тенциально, они не выделились, не проявили своей особеннос­ти, не обособились. Таким образом, развитие должно состоять собственно в выделении или обособлении образующих форм и элементов организма ввиду их нового, уже вполне органичес­кого соединения. Если, в самом деле, в развитие не должны привходить извне новые составные формы и элементы, то оно, очевидно, может состоять только в изменении состояния или расположения уже существующих элементов. Первое состояние есть смешение или внешнее единство; здесь члены организма связаны между собою чисто внешним образом. В третьем, со­вершенном состоянии они связаны между собою внутренне и свободно по особенности своего собственного назначения, под­держивают и восполняют друг друга в силу своей внутренней солидарности; но это предполагает их предшествовавшее выде­ление или обособление, ибо они не могли бы войти во внутрен­нее свободное единство как самостоятельные члены организма, если бы прежде не получили эту самостоятельность через обо­собление при выделении, что и составляет второй главный мо­мент развития. Не трудно показать необходимость перехода от второго к третьему состоянию. Обособление каждого образую­щего элемента неразрывно связано со стремлением исключить все остальные, уничтожить их как самостоятельное или сде­лать их своим материалом, а так как это стремление одинаково присуще каждому из элементов, то они и уравновешивают друг друга. Но простое равновесие было бы возможно только в том случае, если бы все образующие элементы были совершенно одинаковы, а этого в организме быть не может. В самом деле, при совершенной одинаковости элементов каждый мог бы по­лучить от всех других только то, что сам уже имеет, причем не было бы решительно никакого основания к их тесному внут­реннему соединению, возможна была бы только чисто механи­ческая случайная связь, образующая агрегат, а не организм (так, соединение одинаковых песчинок образует кучу песка, случай­ное единство которой распадается от всякого внешнего действия); таким образом, в организме каждый член его имеет необходи­мое свое различие или особенность, а вследствие этого простое равновесие необходимо приводит здесь к такому состоянию, в котором каждый элемент уравновешивает все остальные не как


одна единица против других единиц, ей равных, а сообразно своему внутреннему характеру и значению. <... >

Должно заметить, что безразличие первого момента есть толь­ко относительное: абсолютного безразличия не может быть в организме ни в каком его состоянии. Особенности образующих частей существуют и в первом моменте развития, но связанные, подавленные элементом единства, которому здесь принадлежит исключительная актуальность. Во втором моменте, напротив, эта актуальность переходит на сторону отдельных членов и сам пре­жний элемент единства является лишь как один из многих чле­нов (так, например, католическая церковь, которая в начале сред­них веков была исключительно актуальным элементом единства, стала в новейшее время лишь одним из членов в общем организ­ме цивилизации); связующее же единство всех частей во втором моменте является лишь как отвлеченная сила или общий закон, который получает живую действительность и становится конк­ретной целостью в третьем моменте.

Таков общий закон всякого развития. <... > Слово «философия», как известно, не имеет одного точно определенного значения, но употребляется во многих весьма меж­ду собой различных смыслах. Прежде всего мы встречаемся с двумя главными, равно друг от друга отличающимися понятия­ми о философии: по первому философия есть только теория, есть дело только школы; по второму она есть более чем теория, есть преимущественно дело жизни, а потом уже и школы. По первому понятию философия относится исключительно к позна­вательной способности человека; по второму она отвечает также и высшим стремлениям человеческой воли, и высшим идеалам человеческого чувства, имеет, таким образом, не только теоре­тическое, но также нравственное и эстетическое значение, нахо­дясь во внутреннем взаимодействии с сферами творчества и прак­тической деятельности, хотя и различаясь от них. Для филосо­фии, соответствующей первому понятию, — для философии школы — от человека требуется только развитой до известной степени ум, обогащенный некоторыми познаниями и освобож­денный от вульгарных предрассудков; для философии, соответ­ствующей второму понятию, — для философии жизни — требу­ется, кроме того, особенное направление воли, т. е. особенное нравственное настроение, и еще художественное чувство и смысл, сила воображения, или фантазии. Первая философия, занимаясь


исключительно теоретическими вопросами, не имеет никакой прямой внутренней связи с жизнью личной и общественной, вто­рая философия стремится стать образующею и управляющею силой этой жизни.

Спрашивается, какая из этих двух философий есть истинная? И та и другая имеют одинаковое притязание на познание истины, но самое это слово понимается ими совершенно различно: для одной оно имеет только отвлеченно-теоретическое значение, для другой — живое, существенное. Если для разрешения нашего вопроса мы обратимся к этимологии слова «философия», то по­лучим ответ в пользу живой философии. Очевидно, название «любомудрие», то есть любовь к мудрости (таков смысл гречес­кого слова «философия»), не может применяться к отвлеченной теоретической науке. Под мудростью разумеется не только пол­нота знания, но и нравственное совершенство, внутренняя цель­ность духа. Таким образом, слово «философия» означает стрем­ление к духовной цельности человеческого существа — в таком смысле оно первоначально и употреблялось. <... >

Логика философская занимается не процессом мышления в его общих субъективных формах как эмпирически данных, а объективным характером этого мышления как познающего. Воп­рос о познании есть, очевидно, вопрос об отношении познающе­го к познаваемому, или, говоря определеннее, об отношении субъективных форм нашего ума к независимой от них действи­тельности, которая через них познается. Здесь мы прежде всего встречаем логику критическую, которая принимает эти два ко­ренные фактора нашего познания как безусловно самостоятель­ные относительно друг друга, без всякой внутренней необходи­мой связи между собою. <...>

Предмет всякой философии есть действительный мир, как внешний, так и внутренний. Но данным собственно философии этот мир может быть не в частных своих образах, явлениях и эмпирических законах (в таком смысле он есть данное только положительной науки), а в своей общности. Если частные явле­ния и законы суть, как это несомненно, различные образы бы­тия, то общность их есть само бытие. Все существующее имеет между собою общего, именно что оно есть, то есть бытие.

Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Там же. С. 140-145, 179-180, 215, 217-218.








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 830. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия