Студопедия — Органическая логика как элемент философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Органическая логика как элемент философии






<...> По общему определению, предмет цельного знания есть истинно-сущее как в нем самом, так и в его отношении к эмпирической действительности субъективного и объективного мира, которых оно есть абсолютное первоначало. Отсюда уже вытекает разделение всей философской системы цельного зна­ния на три органические части. Ибо раз в предмете философии даны два элемента, именно абсолютное первоначало и происхо­дящая из него вторичная действительность, то эти два элемента могут быть мыслимы только в трех отношениях. Во-первых, в непосредственном единстве, во-вторых, в противоположении и, в-третьих, в актуальном различенном единстве или синтезе. Та­ким образом, мы получаем три философские науки: первая рас­сматривает абсолютное начало в его собственных общих и необ­ходимых (следовательно, априорных) определениях, в которых другое, конечное существование заключается только потенциаль­но — момент непосредственного единства; вторая рассматривает абсолютное начало как производящее или полагающее вне себя конечную действительность — момент распадения, и, наконец, третья имеет своим предметом абсолютное начало как воссоеди­няющее с собою конечный мир в актуальном синтетическом един­стве. <...>

Я удерживаю для трех составных частей свободной теософии старые названия: логика, метафизика и этика; для отличия же их от соответствующих частей других философских систем буду употреблять термины: органическая логика, органическая мета­физика и органическая этика. <...>

Органическая логика в общем своем характере представляет две различные стороны и должна получить свое ближайшее оп­ределение с двух общих точек зрения. Во-первых, она должна рассматриваться по отношению ко всей системе цельного знания или свободной теософии, которой она есть первая часть, и, во-вторых, она должна быть характеризована по отношению ко вся­кой другой логике, ко всему тому, что носит это название, дру-. .tf ими словами, будучи логикой теософической, она должна быть рассмотрена и с точки зрения теософии вообще, и с точки зрения логики вообще.

С первой точки зрения, то есть как теософическое познание, органическая логика характеризуется по следующим семи отно­шениям: 1) попредмету познания, 2) по цели, 3) по общему ма-


териалу, 4) по форме, 5) по деятельному источнику или произ­водящей причине познания (causa efficiens), 6) по исходной точ­ке, 7) по методу развития или построения.

<... > Диалектика есть один из трех основных философс­ких методов; два других суть анализ и синтез. <...> Под диа­лектикой я разумею такое мышление, которое из общего прин­ципа в форме понятия выводит его конкретное содержание; так как это содержание, очевидно, должно уже заключаться в общем принципе (ибо иначе мышление было бы творчеством из ниче­го), но заключаться только потенциально, то акт диалектическо­го мышления состоит именно в переведении этого потенциаль­ного содержания в актуальность, так что начальное понятие яв­ляется как некоторое зерно или семя, последовательно развиваю­щееся в идеальный организм.

Под анализом я разумею такое мышление, которое от данно­го конкретного бытия как факта восходит к его первым общим началам.

Под синтезом я разумею такое мышление, которое исходя из двух различных сфер конкретного бытия через определение их внутренних отношений приводит к их высшему единству.

Из этих трех диалектика есть по преимуществу метод орга­нической логики, анализ — органической метафизики, а синтез — органической этики. <...>

Первое действительное применение диалектики как мысли­тельного процесса, выводящего целую систему определений из одного общего понятия, мы находим у Гегеля. Поэтому нам дол­жно указать отношение его рационалистической диалектики к нашей (которую мы в отличие назовем положительной) и суще­ственные различия между ними.

Во-первых, Гегель отождествляет имманентную диалектику нашего мышления с трансцендентным логосом самого сущего (не по сущности или объективному содержанию только, но и по существованию) или, собственно, совсем отрицает это последнее, так что для него наше диалектическое мышление является абсо­лютным творческим процессом. Такое отрицание собственной трансцендентной действительности сущего ведет, как было по­казано, к абсолютному скептицизму и абсурду. Положительная диалектика отождествляет себя (наше чистое мышление) с лого­сом сущего лишь по общей сущности или формально, а не по существованию или материально; она признает, что логическое


содержание нашего чистого мышления тождественно с логичес­ким содержанием сущего. <...>

Во-вторых, Гегель за исходную точку всего диалектического развития, за его логический субъект или основу берет не понятие сущего, а понятие бытия. Но понятие бытия само по себе не только ничего не содержит, но и мыслится само по себе не может, пере­ходя тотчас же в понятие ничто. В положительной диалектике логический субъект есть понятие о сущем, у Гегеля же само по­нятие вообще как такое, то есть понятие как чистое бытие, без всякого содержания, без мыслимого и без мыслящего, — двой­ное тождество понятия с бытием и бытия с ничто. <... >

В-третьих, так как для Гегеля сущее сводится без остатка к бытию, а бытие без остатка к диалектическому мышлению, то это мышление должно исчерпывать собою всю философию, и основанная на нем логика должна быть единственной философс­кой наукой. <...> С нашей же точки зрения, по которой мы признаем мышление только одним из видов или образов прояв­ления сущего, диалектика не может покрывать собою всего фи­лософского познания, и основанная на ней логика не может быть всей философией: она есть только первая, самая общая и отвле­ченная часть ее, ее остов, который получает тело, жизнь и дви­жение только в следующих частях философской системы — ме­тафизике и этике. <...>

Есть два рода мышления или чистого представления: произ­водительное или цельное, принадлежащее первоначальному уму (а также и нашему, поскольку он становится причастным перво­го), и мышление рефлективное или отвлеченное, свойственное нашему уму в его самоутверждении.

Идея как истина или в области ума, будучи мыслимым един­ством или гармонией, предполагает мыслимые различия, так как действительностью этих последних, очевидно, обусловливается и действительность их единства. <... > Все мыслимые опреде­ления идеи суть двойные или полярные, причем сама идея в сво­ей действительности является третьим термином, соединяющим эти соотносительные или противоположные определения.

Деятельность ума сама по себе бесконечна, ибо, поскольку собственное свойство его состоит в способности рефлектировать на самого себя, его можно сравнить с двумя зеркалами, постав­ленными друг против друга и производящими бесконечный ряд отражений. По справедливому выражению Шеллинга, ум есть


бесконечная потенция мышления, и если бы он утверждался в своей исключительности или в своем эгоизме, то ряды его опре­делений или частных идей шли бы без конца, никогда не сводясь к высшему, последнему единству или настоящей идее. <... > Ло­гическое развитие умопостигаемой идеи повинуется общему за­кону всякого развития, по которому выделение и обособление отдельных частей и элементов, составляющее второй главный момент развития, не продолжается бесконечно (ибо тогда не было бы никакого развития, а только распадение), но переходит в но­вое, дифференцированное единство, которое и составляет цель развития. <...>

Развитие полярных или относительных определений Идеи образует срединную, наиболее диалектическую часть органичес­кой логики. <...>

Там же. С. 195-196, 226-229, 264-266.

<... > Истинное знание должно быть реальным, то есть дол­жно выражать собою некоторый действительный предмет, что истина, как такая, не может быть субъективною фантазией или вымыслом. <...>

Понятие истины не покрывается понятием реальности: недо­статочно, чтобы предмет был реален: форма истины требует еще от него постоянства (пребывания) и всеобщности. <... >

Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал // Там же. Т. 1.С. 599, 615.

<...> Интерес теоретической философии состоит не толь­ко в обладании истиною, но и в полной отчетливости этого обла­дания — не в том только, чтобы прийти к истине, но чтобы ви­деть и помнить, как приходят к ней.

<... > Исполнить нравственное требование философии — мыслить добросовестно, заботясь прежде всего не о великоле­пии, а об основательности своих мыслительных построений. Следуя этому правилу, должно признать, что наше мышление не только не есть начало всего, но и не заключает в себе всецело­го начала себя самого. Оно может и должно обращаться на себя, давать отчет о себе, регулировать и контролировать себя, но оно г не есть нечто самосоздающееся и вполне самосозданное. <... > *

Для мысли действительной, кроме мыслительного состава с его общим значением, требуется:

1) память, дающая мышлению первый пребывающий, или времеупорный, материал;


2) слово, придающее этому материалу первоначальную фор­му всеобщности, или свободу от эмпирических условий субъек­тивного, психического процесса;

3) и к таким двум условиям возможности мышления, чтобы сделать его действительным, привходит третье — замысел, со­здающий мысль как необходимый путь к задуманной цели.

<... > Существует для начала философии триединая досто­верность.

Во-первых, достоверны субъективные состояния сознания, как такие, — психическая материя всякой философии.

Во-вторых, достоверна общая логическая форма мышления, как такая (независимо от содержания).

И, в-третьих, достоверен философский замысел, или реши­мость познавать саму истину, — как живое начало философского делания, как действительная, определенная форма, заключаю­щая в себе зародыш или семя своего безусловного содержания. <...>

Должно, таким образом, различать в познающем, во-первых, субъекта эмпирического, во-вторых, субъекта логического и, в-тре­тьих, субъекта собственно философского. Можно, пожалуй, обо­значить это троякое подлежащее тремя различными именами, называя первое душою, второе — умом и третье — духом.

Соловьев B.C. Теоретическая философия // Там же. С. 805—807, 813, 829—830.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 737. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия