Русская идея. < > Русский дух создал самую русскую землю в бесконечном ее объеме, ибо это дело не плоти
<... > Русский дух создал самую русскую землю в бесконечном ее объеме, ибо это дело не плоти, а духа; русский дух утвердил навсегда мирскую общину, лучшую форму общежительнос-ти в тесных пределах; русский дух понял святость семьи и поставил ее как чистейшую и незыблемую основу всего общественного здания; он выработал в народе все его нравственные силы, веру в святую истину, терпение несокрушимое и полное смире- ние. Таковы были его дела, плоды милости Ьожиеи, озарившей его полным светом православия. Теперь, когда мысль окрепла в знании, когда самый ход истории, раскрывающей тайные начала общественных явлений, обличил во многом ложь западного мира и когда наше сознание оценило (хотя, может быть, еще не вполне) силу и красоту наших исконных начал, нам предлежит снова пересмотреть все те положения, все те выводы, сделанные западною наукою, которым мы верили так безусловно; нам предлежит подвергнуть все шаткое здание нашего просвещения бесстрастной критике наших собственных духовных начал и тем самым дать ему несокрушимую прочность. В то же время на нас лежит обязанность разумно усваивать себе всякий новый плод мысли западной, еще столько богатой и достойной изучения, дабы не оказаться в то время, когда богатство наших данных возлагает на нас обязанность стремиться к первому месту в рядах просвещающегося человечества. <...> Хомяков A.C. [Предисловие к «Русской беседе»] // Там же. Т. 1. Работы по историософии. С. 517. Герцен Александр Иванович (1812—1870) — публицист радикального направления западничества, основоположник теории «русского социализма». Видел решение проблемы противоречия между «духом» и «материей» в соединении науки с массами, считал, что в европейской науке существует разрыв между учеными и человечеством. Ратуя за союз философии и естествознания, не принимал чистого эмпиризма. Мышление пытался вывести непосредственно из развития природы. Однако на человека смотрел не только как на физическое тело, но и как на нравственное существо. Выдающимся открытием немецкой философии считал гегелевский диалектический метод. В 1847 г. навсегда покинул Россию, но до конца дней жил ее интересами, думал о ее процветании. Вместе с Н. Огаревым публиковал в «Полярной звезде» и «Колоколе» запрещенные на родине произведения. Самозабвенно пытался соединить западную науку с «русским бытом», питал исторические надежды плавного перехода русской сельской общины к социализму. В его мемуарах представлены красочные образцы русской жизни, интеллектуаль- ные портреты отечественных мыслителей. Одним из первых русских эмигрантов, критически оценивая кровавый опыт европейских буржуазных революций 1848 г., он понял неоправданность революционного насилия. Его критические идеи об уравнительности, появлении «среднего европейца» развивались К.Н. Леонтьевым, С.Н. Булгаковым, H.A. Бердяевым. Основные философские работы: «Дилетантизм в науке» (1842—1843), «Письма об изучении природы» (1845—1846), «Былое и думы» (1852—1868).
|