Студопедия — Знание и вера. Древнерусская, православно-христианская образованность, лежавшая в основании всего общественного и частного быта Рос­сии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Знание и вера. Древнерусская, православно-христианская образованность, лежавшая в основании всего общественного и частного быта Рос­сии






Древнерусская, православно-христианская образованность, лежавшая в основании всего общественного и частного быта Рос­сии, заложившая особенный склад русского ума, стремящегося ко внутренней цельности мышления, и создавшая особенный характер коренных русских нравов, проникнутых постоянною памятью об отношении всего временного к вечному и человечес­кого к божественному, — эта образованность, которой следы до сих пор еще сохраняются в народе, была остановлена в своем развитии прежде, чем могла принести прочный плод в жизни или даже обнаружить свое процветание в разуме. На поверхнос­ти русской жизни господствует образованность заимствованная, возросшая на другом корне. Противоречие основных начал двух спорящих между собою образованностей есть главнейшая, если не единственная, причина всех зол и недостатков, которые могут быть замечены в русской земле. Потому примирение обеих обра­зованностей в таком мышлении, которого основание заключало бы в себе самый корень древнерусской образованности, а разви­тие состояло бы в сознании всей образованности западной и в


подчинении ее выводов господствующему духу православно-хри­стианского любомудрия, — такое примирительное мышление могло бы быть началом новой умственной жизни в России.

<...> Характер просвещения, стремящегося к внутренней, духовной цельности, тем отличается от просвещения логическо­го, или чувственно-опытного, или вообще основанного на разви­тии распавшихся сил разума, что последнее, не имея существен­ного отношения к нравственному настроению человека, не воз­вышается и не упадает от его внутренней высоты или низости, но, быв однажды приобретено, остается навсегда его собственно-стию, независимо от настроения его духа. Просвещение духов­ное, напротив того, есть знание живое: оно приобретается по мере внутреннего стремления к нравственной высоте и цельности и исчезает вместе с этим стремлением, оставляя в уме одну наруж­ность своей формы. Его можно погасить в себе, если не поддер­живать постоянно того огня, которым оно загорелось. <... >

Самый образ распространения внешней иноземной образо­ванности посреди русского народа уже определяет характер ее нравственного влияния. Ибо распространение это совершается, как я уже сказал, не силою внутреннего убеждения, но силою внешнего соблазна или внешней необходимости. В обычаях и нравах своих отцов русский человек видит что-то святое; в обы­чаях и нравах привходящей образованности он видит только при­манчивое или выгодное, или просто насильственно неразумное. Потому обыкновенно он поддается образованности против совес­ти, как злу, которому противостоять не нашел в себе силы. При­нимая чужие нравы и обычаи, он не изменяет своего образа мыс­лей, но ему изменяет. Сначала увлекается или поддается, потом уже составляет себе образ мыслей, согласный с своим образом жизни. Потому, чтобы сделаться образованным, ему прежде нуж­но сделаться более или менее отступником от своих внутренних убеждений. Какие последствия должно иметь такое начало обра­зованности на нравственный характер народа — легко отгадать заочно. Правда, до сих пор, слава Богу, русский народ еще не теряет своей чистой веры и многих драгоценных качеств, кото­рые из этой веры рождаются; но, по несчастию, нельзя не со­знаться, что он потерял уже одну из необходимых основ обще­ственной добродетели: уважение к святыне правды. <...>

Отсутствие правды, благодаря Бога, проникло еще не в са­мую глубину души русского человека; еще есть сферы жизни,


где святость правды и верность слову для него остались священ­ными. На этой части его сердца, уцелевшей от заразы, утвержда­ется возможность его будущего возрождения. Много путей от­крывается перед мыслию, по которым русский человек может идти к возрождению в прежнюю стройность жизни. Все они с большею или меньшею вероятностию могут вести к желанной цели, ибо достижение этой цели еще возможно, покуда силы русского духа еще не утрачены, покуда вера в нем еще не погас­ла, покуда на господственном состоянии его духа еще лежит пе­чать прежней цельности бытия. Но одно достоверно и несомнен­но, что тот вред, который чужая образованность производит в умственном и нравственном развитии русского народа, не может быть устранен насильственным удалением от этой образованнос­ти или от ее источника — европейской науки. Ибо, во-первых, это удаление невозможно. Никакие карантины не остановят мысли и только могут придать ей силу и заманчивость тайны. Во-вто­рых, если бы и возможно было остановить вход новых мыслей, то это было бы еще вреднее для русской образованности, ибо в России движется уже так много прежде вошедших понятий Запа­да, что новые могли бы только ослабить вред прежних, разлагая и разъясняя, и доводя до своего отвлеченного основания, с кото­рым вместе должны они или упасть, или остаться. Ибо в насто­ящее время все развитие европейского ума, сознаваясь, разлага­ется до своего последнего начала, которое само сознает свою не­удовлетворительность. Между тем как, оставаясь неконченными и несознанными, но только требующими приложения и вопло­щения, прежние понятия Запада могли бы быть тем вреднее в России, что лишились бы своего противодействия в собственном развитии. Если бы не узнала Россия Шеллинга и Гегеля, то как уничтожилось бы господство Вольтера и энциклопедистов над русскою образованностию? Но, наконец, если бы даже и возмож­но было совершенно изгнать западную образованность из Рос­сии, то кратковременное невежество подвергло бы ее опять еще сильнейшему влиянию чужого просвещения. Россия опять воро­тилась бы к той эпохе петровского преобразования, когда введе­ние всего западного, только потому что оно не русское, почита­лось уже благом для России, ибо влекло за собой образованность. И что же вышло бы из этого? Все плоды полуторастолетнего ученичества России были бы уничтожены для того, чтобы ей снова начать тот же курс учения. <...>


Вера есть живая связь, гармоническое созвучие между уоеж-дением отвлеченным и существенным. <...> Но такая вера — не слепая доверенность к чужому уверению, а действительное и разумное событие внутренней жизни, через которое человек вхо­дит в существенное общение с высшею истиною.

Отвлеченное, дополняясь существенным, теряет характер отвлеченности, получает силу и является столько же началом ума, сколько началом жизни. — Но не надобно думать, чтобы, убе­дившись однажды в первой истине, разум сейчас же и просве­тился ее светом и уже видел ясно и безошибочно ее отношения ко всем вопросам ума и жизни. Здесь, собственно, начинается философия верующая. Утвердившись на первом основании, ей еще предстоит сознать весь объем своей веры и все ее отношения к другим областям разума. Но отношение живое и существенное по необходимости должно быть нравственное и потому не имеет того характера безразличной общности, который принадлежит мышлению отвлеченному. Сущность отвлеченного мышления заключается в том, чтобы равно быть доступным и сочувствен­ным для всех возможных личностей, независимо от их внутрен­него и нравственного развития. От всякой особенности, от всего, чем одна личность может превышать другую, рациональное мыш­ление отвлекается, как от случайности, нарушающей порядок общего и одинакового развития безусловно всякой разумности. Оно предполагает не только человека вообще, но всякого челове­ка равно способным постигать правильно высшую истину, толь­ко бы он в мышлении своем отвлекался от всякой личной осо­бенности. <...>

Киреевский И.В. Отрывки // Там же. С. 276—282.

Хомяков Алексей Степанович (1804—1860) — глава сла­вянофильства. В основе бытия усматривал не материю, но «начало изменяемости мировых явлений» с такими свойства­ми, как свобода, разумность и воля, совокупный обладатель которых — Бог. Православный мыслитель считал, что под­линное христианство дает человеку свободу, которую он на­ходит в «единомыслии с Церковью». В отличие от «кушитс-ких» (западных) народов, живущих по необходимости, рус­ский («иранский») народ, живущий в общине, исполнен ре­лигии свободы — Православия. Соборность, как специфи-


ческая черта русского народа, основана на предикатах свобо­ды, единства, органичности, Божественной благодати, люб­ви, и играет роль посредника между Богом и миром. Буду­чи «единством во множественности», соборность противо­стоит западному индивидуализму, нивелирующему лич­ность, оберегает едва ли не единственный сохранившийся древний славянский институт (материальный аналог собор­ности) — общину, которая гармонично сочетает личные и общественные начала.

Основные философские работы: «Семирамида» («Иссле­дование истины исторических идей») (1861 — 1873), «О старом и новом» (1861), «Церковь одна» (1864).







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 549. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия