Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Познание и наука





Философское объяснение концептуального познания всегда вводит какие-нибудь предположения (хотя и неразработанные) о тех механизмах, благодаря которым «чувственные импульсы» «протекают» в нервной системе; однако нейрофизиология в свою очередь должна иметь в виду, что функции центральной нервной системы являются инструментом совершенствования познания. Точно так же мы можем ясно понять интеллектуальный автори­тет наших познаний только в том случае, если мы имеем в виду социально-исторические процессы, благодаря которым они раз­виваются в жизни культуры или сообщества: однако более яс­ный анализ этого интеллектуального авторитета в свою очередь дает нам средства для развития более точных идей о самих этих процессах. <... >

Социальные и политические понятия в принципе ничем не отличаются от понятий естественных наук, как можно было бы предположить на первый взгляд; напротив, отношения между мышлением и практикой в науке и политике чрезвы­чайно сходны. В каждом случае появлению новых осмыслен­ных понятий предшествует осознание новых проблем и введе­ние новых процедур, позволяющих решить эти проблемы. В обеих областях понятия приобретают смысл благодаря тому, что они служат человеческим целям в реальных практических ситуациях. В обеих областях последовательные изменения в применении этих понятий связаны с постепенным уточнением или усложнением их значения. И в обеих областях всеобъем­лющая «рациональность» существующих в них процедур или


институтов зависит от того, есть ли в самой инициативе сфера их критики и изменения.

Там же. С. 46, 173—174.

Конечно, длительная причастность к науке дает о себе знать несколькими различными способами. Группа людей, которые ра­ботают в качестве физиков-атомщиков, цитологов или нейроана-томов, связаны в генеалогии ученых как руководители и их уче­ники; аналогичным образом связаны в институциональные гене­алогии научные общества или исследовательские центры в каж­дой науке; в то же время другие генеалогии соединяют экспери­ментальную технику, модели объяснения, терминологию, мате­матические методы, предметы исследования предшествующих и более поздних стадий данной науки. В том или ином контексте, возможно, будет полезно описать историческое развитие науки в терминах какой-либо из этих последовательностей, либо усовер­шенствования оборудования и улучшения методик расчетов, либо расширения эмпирической сферы. Трудность состоит в том, что­бы понять, какая из этих различных областей имеет наибольшее значение, а может быть, подобно волокнам каната, они воздей­ствуют на науку совокупно, причем ни одним из них нельзя пре­небречь.

Там же. С. 153.

Проблемы, на которых концентрируется работа по­следующих поколений ученых, образует своего рода диалекти­ческую последовательность; несмотря на все изменения акту­альных для них понятий и методов, стоящие перед ними про­блемы в своей совокупности образуют длительно существую­щее генеалогическое дерево. В таком случае преемственность научной дисциплины, если ее проанализировать в данных тер­минах, столь же основывается на обстоятельствах, управляю­щих изменениями следующих друг за другом «поколений» вклю­ченных в нее проблем (вместе со всеми связанными с ними те­ориями и идеями), сколь и на обстоятельствах, приводящих к выживанию неизменных проблем или принятых теорий и поня­тий. В конце концов если науки должны представлять собой подлинно «рациональные» и исторически развивающиеся ини­циативы, за которые мы их принимаем, то именно этого и сле­довало ожидать.

Именно «генеалогия проблем» соответственно лежит в осно-


ве всех иных генеалогий, с помощью которых можно охаракте­ризовать развитие науки.

Там же. С. 155.

Задача науки состоит в том, чтобы постепенно, шаг за шагом усовершенствовать наши представления о природе, идентифици­руя проблемные зоны, где сократить разрыв между возможнос­тями находящихся в обращении понятий и нашими разумными интеллектуальными идеалами.

Долгосрочные крупномасштабные изменения в науке, как и везде, происходят не в результате внезапных «скачков», а благо­даря накоплению мелких изменений, каждое из которых сохра­нилось в процессе отбора в какой-либо локальной и непосред­ственной проблемной ситуации. Следовательно, в своих попыт­ках понять концептуальные изменения в науке мы должны быть особенно внимательными к локальным и непосредственным тре­бованиям каждой интеллектуальной ситуации, к преимуществам, связанным с различными концептуальными новообразованиями. Эти требования редко бывают простыми, но всегда очень специ­фичны. Таким образом, четкая преемственность проблем, сто­ящих перед наукой, отражает не внешний вечный диктат логики, но преходящие исторические факты в каждой отдельной проблем­ной ситуации.

Там же. С. 157.

Суммируем: историческая трансформация, благодаря кото­рой эволюционизирует содержание научной дисциплины, пости­гается только в терминах целей объяснения, принятых в настоя­щее время в соответствующей специальности. Однако характер этих целей в свою очередь можно объяснить лишь в том случае, если использовать термины, выведенные из словарного запаса этой дисциплины. Вообще предмет науки действительно «про­блематичен» лишь в том случае, если он рассматривается в свете этих интеллектуальных целей занятых в ней ученых; однако сами эти цели можно реалистически сформулировать только в свете опыта соответствующей дисциплины. <... > В этом диалекти­ческом методе задача определения современных идеалов науки со всей необходимой точностью имплицитно мобилизует весь ее исторический опыт.

В таком случае природа «интеллектуальной дисциплины» все­гда включает в себя по крайней мере как ее понятия, так и людей, которые их создали, как ее предмет, или «домен», так и те общие


интеллектуальные цели, которые объединяют работающих в этой области людей. Если представления «интеллектуальной дисцип­лины» и «научной специальности» коррелятивны, то коррелятив-ны также и факторы, которые сохраняют интеллектуальную по­следовательность дисциплины и собственно идентичность спе­циальности. В каждом из этих случаев тот опыт, который был накоплен людьми в отдельной области, приводит к тому, что они принимают определенные идеалы объяснения. Эти идеалы обусловливают те коллективные цели, которые человек стремит­ся достичь, когда получает соответствующую специальность и работает в качестве биохимика или физика-атомщика, и те же самые идеалы сохраняют связность самой дисциплины, ставя пре­делы, которые ограничивают круг гипотез и размышлений, и совершенствуя критерии отбора, позволяющие судить о концеп­туальных новообразованиях.

Там же. С. 160—161.

Наука, рассматриваемая в качестве целостной человеческой инициативы, не является не только компендиумом идей и аргу­ментов, не только системой институтов и заседаний. В тот или иной момент интеллектуальная история научной дисциплины, институциональная история научной специальности и индивиду­альных биографий ученых, очевидно, соприкасаются, взаимодей­ствуют и сливаются друг с другом. Ученые усваивают, применя­ют и модифицируют свои интеллектуальные методы «ради» ин­теллектуальных требований своей науки, а их институциональ­ная деятельность в действительности принимает такие формы, которые позволяют эффективно действовать «во главе» науки. Следовательно, дисциплинарные (или интеллектуальные) и про­фессиональные (или человеческие) аспекты науки должны быть тесно взаимосвязанными, но ни один из них не может быть пол­ностью первичным или вторичным по отношению к другому.

Там же. С. 305-306.

Современная область любой науки — объекты, свойства или события, которые образуют проблемы науки и таким образом обогащают ее «явления», — определяется не столько природой, сколько теми интеллектуальными установками, с которыми люди в настоящее время подходят к природе; не столько природой в качестве «вещи в себе», как, возможно, сказал бы Кант, сколько характером нынешних «представлений» о природе. В результате свойства окружающего мира, которые ученые одного поколения


отнюдь не находили таинственными, становятся загадочными и «проблематичными» для людей следующего поколения — про­сто потому, что круг их устремлений стал более широким.

Там же. С. 179.

Фейерабенд Поп Карп (род. 1924) — американский фило­соф и методолог науки, один из основных представителей постпозитивизма. Преподавал в Калифорнийском и др. уни­верситетах США Большой резонанс в широком философс­ком сообществе вызвала разработанная Фейерабендом «анар­хистская теория познания» с ее главным принципом «все доз­волено». Отстаивая позицию теоретико-методологического плюрализма, он отрицает необходимость универсального метода познания. Более того, он полагает, что науку следу­ет лишить центрального места в обществе и уравнять ее с религией, мифом, магией и т. п. духовными формообразо­ваниями, а также отделить ее от государства. Основная про­граммная работа: «Против методологического принуждения-(1975).

Наука

Куда ни посмотришь, какой пример ни возьмешь, видишь только одно: принципы критического рационализма (относиться к фальсификациям серьезно: требовать роста содержания, избе­гать гипотез ad hoc; «быть честным», что бы это ни означало, и т. п.) и, соответственно, принципы логического эмпиризма (быть точным; основывать наши теории на измерениях; избегать неопре­деленных и неустойчивых идей и т. п.) дают неадекватное пони­мание прошлого развития науки и создают препятствия для ее развития в будущем. Они дают неадекватное понимание науки потому, что наука является гораздо более «расплывчатой» и «ир­рациональной», чем ее методологические изображения. И они служат препятствием для ее развития, поскольку, как мы виде­ли, попытка сделать науку более «рациональной» и более точной уничтожает ее. Следовательно, различие между наукой и мето­дологией, являющееся очевидным фактом истории, указывает на слабость последней, а также, быть может, на слабость «законов разума». То, что в сравнении с такими законами представляется как «расплывчатость», «хаотичность» или «оппортунизм», играло


очень важную роль в разработке тех самых теорий, которые се­годня считаются существенными частями нашего познания при­роды. Эти «отклонения» и «ошибки» являются предпосылками прогресса. Они позволяют выжить в сложном и трудном мире, в котором мы обитаем; они позволяют нам оставаться свободны­ми и счастливыми деятелями. Без «хаоса» нет познания. Без час­того отказа от разума нет прогресса. Идеи, образующие ныне подлинный базис науки, существуют только потому, что живут еще предрассудки, самонадеянность, страсть — именно они про­тивостоят разуму и по мере возможности проявляются. Отсю­да мы должны заключить, что даже в науке разум не может и не должен быть властным и должен подчас оттесняться или устра­няться в пользу других побуждений. Нет ни одного правила, со­храняющего свое значение при всех обстоятельствах, и ни одного побуждения, к которому можно апеллировать всегда.

Теперь мы должны вспомнить, что этот вывод был получен при условии, что наука, которую мы знаем сегодня, остается не­изменной и что используемые ею процедуры детерминируют так­же и ее будущее развитие. Если наука дана, то разум не может быть универсальным и неразумность не может быть исключена. Эта характерная особенность науки является серьезным свиде­тельством в пользу анархистской эпистемологии. Однако наука не священна. Ограничения, которые она налагает (а таких огра­ничений много, хотя их не всегда легко сформулировать), вовсе не являются необходимыми для создания стройных и плодотвор­ных концепций относительно мира. Существуют мифы, суще­ствуют догмы теологии, существуют метафизические системы и множество иных способов построения мировоззрения. Ясно, что плодотворный обмен между наукой и такими «ненаучными» ми­ровоззрениями нуждается в анархизме даже в большей мере, чем сама наука. Таким образом, анархизм не только возможен, но и необходим как для внутреннего прогресса науки, так и для разви­тия культуры в целом. В конце концов, именно Разум включает в себя такие абстрактные чудовища, как Обязанность, Долг, Мо­раль, Истина и их более конкретных предшественников, богов, которые использовались для запугивания человека и ограниче­ния его свободного и счастливого развития. Так будь же он про­клят!..

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.,

1986. С. 321-322.








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 646. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия