Русская идея. <> Бесполезный в глазах некоторых, слишком смелый по мнению других, этот вопрос в действительности является самым важным из всех для русского
<...> Бесполезный в глазах некоторых, слишком смелый по мнению других, этот вопрос в действительности является самым важным из всех для русского, да и вне России он не может показаться лишенным интереса для всякого серьезно мыслящего человека. Я имею в виду вопрос о смысле существования России во всемирной истории. <...> Мы поищем ответа в вечных истинах религии. Ибо идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности. Раз мы признаем существенное и реальное единство человеческого рода — а признать его приходится, ибо это есть религиозная истина, оправданная рациональной философией и подтвержденная точной наукой, — раз мы признаем это субстанциальное единство, мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой точки зрения очевидно, что ни один народ не может жить в себе, чрез себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества. Органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенской жизни, — вот ее истинная национальная идея, предвечно установленная в плане Бога. Но если человечество и действительно представляет некоторый большой организм, то не следует забывать, однако, что мы не имеем в данном случае дела с организмом чисто физическим, и следует помнить, что члены и элементы, из коих он состоит, — нации и индивиды — суть существа моральные. <... > Русская идея, исторический долг России требует от нас признания нашей неразрывной связи с вселенским семейством Христа и обращения всех наших национальных дарований, всей мощи нашей империи на окончательное осуществление социальной Троицы, где каждое из трех главных органических единств, — церковь, государство и общество, безусловно свободно и державно, не в отъединении от двух других, поглощая или истребляя их, но в утверждении безусловной внутренней связи с ними. Восстановить на земле этот верный образ божественной Троицы — вот в чем русская идея. И в том, что эта идея не имеет в себе ничего исключительного и партикуляристического, что она представляет лишь новый аспект самой христианской идеи, что для осуществления этого национального призвания нам не нужно действовать против других наций, нос ними и для них, — в этом лежит великое доказательство, что эта идея есть идея истинная. Ибо истина есть лишь форма Добра, а Добру неведома зависть. <...> Соловьев B.C. Русская идея // Там же. Т. 2. С. 219—220, 246. Трубецкой Сергей Николаевич (1862—1905) — философ, публицист, общественный деятель, активный участник земского движения. По философским воззрениям близок к учению Вл. Соловьева, но, не разделяя его мистицизма (учения о Софии) и соединения христианства с платонизмом, разрабатывал учение о Логосе. Оставаясь рационалистом, не считал разум единственным источником познания, но выделял три способности человека — чувственное восприятие, мышление и волю. Развивал учение «конкретного идеализма», в русле идей славянофилов и Соловьева считал соборность в качестве гарантии объективности познания. Соборность рассматривал в качестве идеала или некоего совершенного общества, основывающегося на законе любви. Любовь для него — это «единство всех в одном, сознание всех в себе и себя во всех». Основные философские работы: «Учение о Логосе в его истории» (1906), «Основания идеализма» (1896), «О природе человеческого сознания» (1889—1891).
|