Студопедия — Русская идея
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Русская идея






<... > Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов. И в то же время эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь; это то, что мы должны беречь и растить в себе, воспитывать в наших детях и в грядущих поколениях, и довести до настоящей чистоты и полноты бытия, — во всем, в нашей культуре и в нашем быту, в наших душах и в нашей вере, в наших учреждениях и законах. Русская идея есть нечто живое, простое и творческое. Россия жила ею во все свои вдохновенные часы, во все свои благие дни, во всех своих великих людях. Об этой идее мы можем сказать: так было, и когда так бывало, то осуществлялось прекрасное; и так будет, и чем полнее и силь­нее это будет осуществляться, тем будет лучше.

В чем же сущность этой идеи? Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно; и передающего свое видение воле для действия, и мысли для осознания и слова. Вот главный источник русской веры и русской культуры. Вот главная сила России и русской


самобытности. Вот путь нашего возрождения и обновления. Вот то, что другие народы смутно чувствуют в русском духе, и когда верно узнают это, то преклоняются и начинают любить и чтить Россию. А пока не умеют или не хотят узнать, отвертываются, судят о России свысока и говорят о ней слова неправды, зависти и вражды.

1. Итак, русская идея есть идея сердца. Она утверждает, что главное в жизни есть любовь и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа. Эту идею русско-славянская душа, издревле и органически предрасположенная к чувству, сочувствию и добро­те, восприняла исторически от христианства: она отозвалась сер­дцем на Божье благовестив, на главную заповедь Божию, и уве­ровала, что «Бог есть Любовь». <... >

Любовь есть основная духовно-творческая сила русской души. Без любви русский человек есть неудавшееся существо. Цивили­зующие суррогаты любви (долг, дисциплина, формальная лояль­ность, гипноз внешней законопослушности) — сами по себе ему мало свойственны. Без любви — он или лениво прозябает, или склоняется ко вседозволенности. Ни во что не веруя, русский человек становится пустым существом, без идеала и без цели. Ум и воля русского человека приводятся в духовно-творческое движение именно любовью и верою.

2. И при всем том, первое проявление русской любви и рус­ской веры есть живое созерцание.

Созерцанию нас учило прежде всего наше равнинное простран­ство, наша природа, с ее далями и облаками, с ее реками, леса­ми, грозами и метелями. Отсюда наше неутолимое взирание, наша мечтательность, наша созерцающая «лень» (Пушкин), за кото­рою скрывается сила творческого воображения. Русскому созер­цанию давалась красота, пленявшая сердце, и эта красота вноси­лась во все <... > — в веру, в молитву, в искусство, в науку и в философию. <...>

3. Но сердце и созерцание дышат свободно. Они требуют свободы, и творчество их без нее угасает. Сердцу нельзя прика­зать любить, его можно только зажечь любовью. Созерцанию нельзя предписать, что ему надо видеть и что оно должно тво­рить. Дух человека есть бытие личное, органическое и самодея­тельное: он любит и творит сам, согласно своим внутренним


необходимостям. Этому соответствовало исконное славянское свободолюбие. <...>

Русскому человеку свобода присуща как бы от природы. Она выражается в той органической естественности и простоте, в той импровизаторской легкости и непринужденности, которая отличает восточного славянина от западных народов вообще и даже от некоторых западных славян. Эта внутренняя свобода чувствуется у нас во всем, в русской походке и жестикуляции, в русской одежде и пляске, в русской пище и в русском быту. Рус­ский мир жил и рос в пространственных просторах и сам тяготел в просторной неестественности. <... >

Итак, русская идея есть идея свободно созерцающего сердца. Однако это созерцание призвано быть не только свободным, но и предметным. Ибо свобода, принципиально говоря, дается че­ловеку не для саморазнуздания, а для органически-творческого самооформления, не для беспредметного блуждания и произво­ления, а для самостоятельного нахождения предмета и пребыва­ния в нем. Только так возникает и зреет духовная культура. Имен­но в этом она и состоит.

Вся жизнь русского народа могла бы быть выражена и изоб­ражена так: свободно созерцающее сердце искало и находило свой верный и достойный Предмет. <...>

Мы не призваны заимствовать духовную культуру у других народов или подражать им. Мы призваны творить свое и по-сво­ему: — русское, по-русски.

У других народов был издревле другой характер и другой творческий уклад: свой особый — у иудеев, свой особый — у гре­ков, особливый у римлян, иной у германцев, иной у галлов, иной у англичан. У них другая вера, другая «кровь в жилах», другая наследственность, другая природа, другая история. У них свои достоинства и свои недостатки. Кто из нас захочет заимствовать их недостатки? — Никто. А достоинства нам даны и заданы наши собственные. И когда мы не сумеем преодолеть свои нацио­нальные недостатки, — совестью, молитвою, трудом и воспита­нием, — тогда наши достоинства расцветут так, что о чужих никто из нас не захочет и помышлять.

Так, например, все попытки заимствовать у католиков их волевую и умственную культуру — были бы для нас безнадеж­ны. Их культура выросла исторически из преобладания воли над


сердцем, анализа над созерцанием, рассудка во всей его практи­ческой трезвости над совестью, власти и принуждения над свобо­дой. Как же мы могли бы заимствовать у них эту культуру, если у нас соотношение этих сил является обратным? Ведь нам при­шлось бы погасить в себе силы сердца, созерцания, совести и свободы, или, во всяком случае, отказаться от их преобладания. И неужели есть наивные люди, воображающие, что мы могли бы достигнуть этого, заглушив в себе славянство, искоренив в себе вековечное воздействие нашей природы и истории, подавив в себе наше органическое свободолюбие, извергнув из себя есте­ственную православность души и непосредственную искренность духа? И для чего? Для того, чтобы искусственно привить себе чуждый нам дух иудаизма, пропитывающий католическую куль­туру, и далее — дух римского права, дух умственного и волевого формализма и, наконец, дух мировой власти, столь характерный для католиков?.. А в сущности говоря, для того, чтобы отка­заться от собственной, исторически и религиозно заданной нам культуры духа, воли и ума: ибо нам не предстоит в будущем пребывать исключительно в жизни сердца, созерцания и свобо­ды, и обходиться без воли, без мысли, без жизненной формы, без дисциплины и без организации. Напротив, нам предстоит вырастить из свободного сердечного созерцания — свою, особую, новую русскую культуру воли, мысли и организации. Россия не есть пустое вместилище, в которое можно механически, по про­изволу, вложить все, что угодно, не считаясь с законами ее ду­ховного организма. Россия есть живая духовная система, со сво­ими историческими дарами и заданиями. Мало того, — за ней стоит некий божественный исторический замысел, от которого мы не смеем отказаться и от которого нам и не удалось бы от­речься, если бы мы даже того и захотели. <... >

Каждый народ творит то, что он может, исходя из того, что ему дано. Но плох тот народ, который не видит того, что дано именно ему, и потому ходит побираться под чужими окнами. Россия имеет свои духовно-исторические дары и призвана тво­рить свою особую духовную культуру: — культуру сердца, со­зерцания, свободы и предметности. Нет единой общеобязатель­ной «западной культуры», перед которой все остальное — «тем­нота» или «варварство». Запад нам не указ и не тюрьма. Его куль­тура не есть идеал совершенства. Строение его духовного акта


(или вернее — его духовных актов) может быть и соответствует его способностям и его потребностям, но нашим силам, нашим заданиям, нашему историческому призванию и душевному укла­ду оно не соответствует и не удовлетворяет. И нам незачем гнаться за ним и делать себе из него образец. У Запада свои заблужде­ния, недуги, слабости и опасности. Нам нет спасения в западни­честве. У нас свои пути и свои задачи. И в этом — смысл русской идеи.

Однако это не гордость и не самопревознесение. Ибо, желая идти своими путями, мы отнюдь не утверждаем, будто мы ушли на этих путях очень далеко или будто мы всех опередили. По­добно этому мы совсем не утверждаем, будто все, что в России происходит и создается, — совершенно, будто русский характер не имеет своих недостатков, будто наша культура свободна от заблуждений, опасностей, недугов и соблазнов. В действитель­ности мы утверждаем иное: хороши мы в данный момент нашей встречи или плохи, мы призваны и обязаны идти своим путем — очищать свое сердце, укреплять свое созерцание, осуществлять свою свободу и воспитывать себя к предметности.

Ильин И.А. О русской идее // Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи. М., 1993. С. 318—324.

Лосев Алексей Федорович (1893—1988) — русский фило­соф, историк философии и эстетики, филолог. Мировоззре­ние формировалось на основе интереса к диалогам Платона, музыке Вагнера и Скрябина, философии нравственности Ф.М. Достоевского и Вл.С. Соловьева, немецкой филосо­фии Шеллинга и Гегеля, Ницше и Кассирера, физических теорий Лоренца и Эйнштейна. В 10—20 гг. XX в. вышел цикл его работ «Античный космос и современная наука», «Ди­алектика художественной формы», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма и мифологии», «Философия имени». В 1930 г. в связи с публикацией «Диа­лектики мифа» началась травля мыслителя, которого назы­вали классовым врагом, мракобесом, реакционером, черно­сотенцем. Оргвыводы привели к аресту и «трудовому пере­воспитанию» на Беломорканале, к последующему запрету публикаций. Он замолчал на несколько десятилетий, рабо-


тая «в стол». Итогом этой работы явились публикации 400 научных работ (30 монографий), включая восьмитомную «Ис­торию античной эстетики».

Теория мифа

Задачей предлагаемого очерка является существенное вскры­тие понятия мифа, опирающееся только на тот материал, кото­рый дает само мифическое сознание. Должны быть отброшены всякие объяснительные, напр., метафизические, психологичес­кие и пр. точки зрения. Миф должен быть взят как миф, без сведения его на то, что не есть он сам. Только имея такое чистое определение и описание мифа, можно приступать к объяснению его с той или иной гетерогенной точки зрения. Не зная, что такое миф сам по себе, не можем говорить и об его жизни той или другой иноприродной среде. Надо сначала стать на точку зрения самой мифологии, стать самому мифическим субъектом. <... > Такая позиция вскроет существо мифа как мифа. <... > Поэтому необходимо дать существенно-смысловое, т.е. прежде всего фе­номенологическое, вскрытие мифа, взятого как таковой, само­стоятельно взятого самим по себе. <... >

Мы имеем следующие тезисы, характеризующие существо мифа путем отграничения от частично совпадающих с ним форм сознания и творчества.

1. Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел, но — логически, т. е., прежде всего, диалектичес­ки необходимая категория сознания и бытия вообще.

2. Миф не есть бытие идеальное, но жизненно ощущаемая и тво­римая вещественная реальность.

3. Миф не есть научное и, в частности, примитивно-научное по­строение, но — живое субъект-объектное взаимообщение, со­держащее в себе свою собственную, вненаучную, чисто ми­фическую же истинность, достоверность, принципиальную закономерность и структуру.

4. Миф не есть метафизическое построение, но — реально, ве­щественно и чувственно творимая действительность, являю­щаяся в то же время отрешенной от обычного хода явлений и, стало быть, содержащая в себе разную степень иерархий-ности, разную степень отрешенности.

5. Миф не есть ни схема, ни аллегория, но символ; и, уже буду-


чи символом, он может содержать в себе схематические, ал­легорические и жизненно-символические слои. 6. Миф не есть поэтическое произведение, но — отрешенность его есть возведение изолированных и абстрактно-выделен­ных вещей в интуитивно-инстинктивную и примитивно-био­логически взаимно-относящуюся с человеческим субъектом сферу, где они объединяются в одно неразрывное, органи­чески сросшееся единство.

Эти шесть тезисов постепенно детализируют понятие мифа. Во-первых, это есть диалектическая необходимость сознания и бытия, хотя еще и неизвестно, в чем она заключается. Во-вто­рых, он есть реальные вещи, подлинно существующая действи­тельность. <...> В-третьих, из наличной действительности мы выделяем ту ее сферу, которая интимно чувствуется субъектом, которая есть сфера подлинно жизненного взаимообщения субъекта и объекта, т. е. где есть субъект и объект чувства, воли, аффек­тов и пр. Да и тут берется не вся сфера субъект-объектного взаи­мообщения, но та, которая структурно определена и оформлена, закономерна в своем строении. В-четвертых, подвергается ана­лизу и это последнее достижение. Отсюда выкидывается все орди­нарно-плоскостное, все гипостазированное в своей отвлеченнос­ти и изолированности, все оставляющее вещи в их тупом уедине­нии и несоборности. В мифе берется осмысливающая, оживляю­щая сторона вещей, та, которая делает их в разной мере отрешен­ными от всего слишком обычного, будничного и повседневного. Яснее это взаимоотношение разных слоев действительности в мифе, в-пятых, характеризуется не как дуалистически-метафи-зически-натурастическое противостояние, не как схематическое или аллегорическое взаимоотношение, но как символическое, т. е. иерархийно различаемые в мифе слои бытия должны отожде­ствиться вещественно, т. е. так, чтобы была одна неделимая вещь с смысловой игрой взаимораздельных, но и взаимообщающихся и даже взаимоотождествляющихся энергий разных планов дей­ствительности. Наконец, в-шестых, эта интеллигентная и симво­лически выраженная субъект-объектная отрешенная действитель­ность предстала перед нами как до-рефлективное, примитивно-интуитивное взаимоотношение субъекта и объекта. Короче гово­ря, миф — такая диалектически необходимая категория сознания и бытия (1), которая дана как вещественно-жизненная реальность


(2) субъект-объектного, структурно выполненного (в определен­ном образе) взаимоотношения (3), где отрешенная от изолиро­ванно-абстрактной вещности жизнь (4) символически (5) претво­рена в до-рефлективно-инстинктивный, интуитивно понимаемый умно-энергийный лик (6). Еще короче: миф есть интеллигентно данный (3) символ (4—5) жизни (2, 6), необходимость которого диалектически очевидна (1), или — символически дан­ная интеллигенция жизни. <...> Личность иестьсим­волически осуществленная интеллигенция. И потому вот наикрат­чайшее резюме всего предыдущего анализа со всеми его отграни­чениями и подразделениями: миф есть бытие личностное или точнее, образ бытия личностного, личностная форма, лик

личности.

<...> Полученная выше сводная формула мифа, конечно, не есть самое раскрытие этого сложного понятия. Скорее надо сказать, что здесь только первое прикосновение к его существу. Личность есть самое существо мифа. Но тут как раз только начи­нается это существо. Оно может и должно быть раскрыто воз­можно детальнее. И по крайней мере три вопроса еще необходи­мо осветить, чтобы эта характеристика не осталась слишком от­влеченной.

Во-первых, категория личности, вполне ясная сама по себе, по своему феноменолого-диалектическому составу, входит ли целиком в миф или нет! Миф есть личностная форма, и лич­ность есть миф. <...>

Во-вторых, интересна и необходима детализация личностно­го начала не только в смысле момента или стороны личности, становящейся мифом, но и в смысле формы проявления личнос­ти, в смысле того, как эта сторона функционирует в мифе. Лич­ность проявляет себя многообразно. Так, живой человек ходит, говорит, спит. Это все проявления его личности. Человек совер­шает ценные, малоценные или совсем преступные акты. Это — тоже проявление его личности. Что тут, собственно, нужно для мифа? Какая категория проявлений личности существенно необ­ходима для мифа?

Наконец, в-третьих, вовсе нельзя сказать, чтобы понятие от­решенности, выдвинутое нами раньше как существенное для мифа, оказалось в результате всего предыдущего анализа вполне ясным. <...> Не есть ли подлинно мифическая отрешенность


не просто отрешенность от абстрактно-изолированных вещей, но отрешенность еще от чего-то! <.. >

Все это ведет нас к еще новым разграничениям и уточнени­ям.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 607. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия