ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Учебное пособие
Редактор А. С. Пуртова Подписано в печать Гарнитура Times Формат 60x84 1/16 Уч.-изд. л. 13, 3 Заказ № 4 Усл. печ. л. 13, 5 Тираж 120 экз.
[1] Термин «философия» с греческого переводится как «любовь к мудрости». [2] Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. С. 8. [3] Такое мнение иногда приводит к утверждению об элитарности философского знания и его носителей. Классификация и талантливая саркастическая оценка подобных взглядов приводятся в работе А. Секацкого «Прикладная метафизика» (СПб., 2005). [4] Чанышев А. Н. Введение в любомудрие. М., 2000. [5] Часто в содержание философии включают историю философии, изучающую генезис и эволюцию философских идей и школ. История философии, так же как и история физики, педагогики, ветеринарии, экономических, политических и т. п. учений, может быть включена в учебные планы в виде отдельной учебной дисциплины по необходимости (в магистратуре, на философских, исторических факультетах). [6] Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Время и бытие. М., 1993. С. 335. [7] Азимов А. Вид с высоты. М., 1965. С. 10. [8] Ершов М. Н. Введение в философию // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990. С. 105. [9] Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 41. [10] Пивоваров Д. В. Материализм: современный философский словарь. М., 2004. С. 376. [11] Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 29. [12] Рассел Б. Проблемы философии. Новосибирск, 2001. С. 26, 27. [13] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. М., 1961. С. 283. [14] Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. М., 1975. С. 19. [15] Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М., 1993. С. 95. [16] Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1994. [17] Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 33. [18] Цит. по: Карягин К. М. Сакиа-Муни (Будда) // Будда. Конфуций. Савонарола. Лойола. СПб., 1993. С. 313. [19] Далай-лама XVI. Буддизм Тибета // Буддизм. Четыре благородных истины. М.; Харьков, 2001. С. 100–101. [20] Донини А. Люди, идолы и боги. М., 1966. С. 342. [21] Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. М., 2003. С. 125. [22] Иванов Г. В. История этики Древнего мира. СПб., 1997. С. 85. [23] Сидихменов В. Я. Указ. соч. С. 143–144. [24] Там же. С. 144. [25] Сидихменов В. Я. Указ. соч. С. 144. [26] Малявин В. Конфуций. М., 1992. С. 132. [27] Там же. С. 192. [28] Там же. С. 193. [29] Там же. [30] Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981. С. 71–72. [31] Там же. [32] Конфуций. Я верю в древность / сост., перевод и коммент. И. И. Семененко. М., 1995. С. 87. [33] Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1983. С. 284. [34] Сидихменов В. Я. Указ. соч. С. 150. [35] Там же. [36] Бертронг Д. Мудрецы и бессмертные: религия Китая // Религии мира. Минск, 1994. С. 251. [37] Сидихменов В. Я. Указ. соч. С. 156. [38] Платон. Соч. Т. 2. М., 1970. С. 183. [39] Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. М., 1981. С. 11. [40] Цит. по: Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989. С. 23. [41] Ибн аль-Араби. Мекканские откровения. СПб., 1995. С. 177. [42] Цит. по: Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989. С. 134. [43] Азизаддин Насафи. Зубдат аль-Хакаик // Суфизм в контексте мусульманской культуры. С. 74. [44] Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси. Эликсир счастья. СПб., 2002. С. 7. [45] Азизаддин Насафи. Указ. соч. С. 75.
[46] Трилесник Б. И. Жак Маритен и рационализм // Философские науки. 1980. № 6. С. 109–110. [47] Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1. М., 1957. С. 84. [48] Там же. С. 390. [49] Стёпин В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 5. [50] Гегель Г. В. Ф. Соч. Т. 8. М.; Л., 1935. С. 10. [51] Ойзерман Т. И. Философия Гегеля о могуществе разума // Вопросы философии. 1976. № 9. С. 119. [52] Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994. С. 109. [53] Гусейнов А., Скрыпник А. Пессимистический гуманизм А.Шопенгауэра // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. С. 142. [54] Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1994. С. 335–336. [55] Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 633. [56] Там же. С. 563. [57] Аполлон в греческой мифологии бог Солнца, мудрости, гармонии. Дионис – бог веселья, плодородия и вина. [58] Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 646–647. [59] Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 634–635. [60] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. С. 9, 36. [61] Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 634. [62] Свасьян К. А. Ф.Ницше – мученик познания // Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 24. [63] Зиммель Г. Проблемы философии истории. М., 1998. С. 44. [64] Конт О. Дух позитивной философии. Ростов-на-Дону, 2003. С. 72. [65] Там же. С. 73. [66] Джемс В. Прагматизм. СПб., 1910. С. 47. [67] Фрейд З. «Я» и «Оно». В 2 кн. Тбилиси, 1991. Кн. 1. С. 168. [68] Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991. С. 95. [69] Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997. С. 9. [70] Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995. С. 12. [71] Шитиков М. М., Фокин Н. П. Критика неотомизма // Философские науки. 1978. № 4. С. 157. [72] Цит. по: Субботин Ю. К. Сущность ценностной концепции неотомизма // Философские науки. 1972. № 3. С. 83. [73] Там же. С. 84 [74] Там же. С. 88. [75] Апофатическое представление Бога заключается в отказе наделения его свойствами тварного существа как «не то, и не это». [76] Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. С. 50–51. [77] Гуссерль Э. Логические исследования. СПб., 1907. Т. 1. С. 9. [78] Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос. 1911. Кн. 1. С. 25. [79] Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С. 50. [80] Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2000. С. 181. [81] Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 90. [82] Ясперс К. Духовная ситуация времени // Там же. С. 309. [83] Там же. С. 311. [84] Москвина Р. Р. Экзистенциализм // Современный философский словарь. М., 2004. С. 810. [85] Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. [86] Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. С. 151. [87] Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2000. С. 122. [88] Фуко М. Археология знания. Киев, 1996. С. 118. [89] Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998. [90] Там же. С. 143. [91] Деррида Ж. Эссе об имени. СПб., 1998. С. 89. [92] Грюбель Р. Снос и цена // Новое литературное обозрение. 1997. № 23. С. 31–41. [93] Ерофеев В. Кризис вербального искусства или бессилие современного слова // Постмодернисты в посткультуре. М., 1998. [94] Зотов А. Ф. Существует ли мировая философия? // Вопросы философии. 1997. № 4. С. 22-25. [95] Стёпин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. С. 16. [96] Костюк В. Н. Онтология изменяющегося научного знания // Философские науки. 1982. № 1. С. 39. [97] Стёпин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. [98] Бруно Д. Диалоги. М., 1949. С. 229–230. [99] Соловьев В. С. Сочинения. В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 5. [100] Пивоваров Д. В. Религия // Современный философский словарь. М., 2004. С. 583–584. [101] Вивекананда С. Философия йога // Сарасвати. М., 1992. С. 53. [102] Вивекананда С. Бог и человек // Философия йога. Магнитогорск, 1992. С. 478. [103] Вивекананда С. Философия йога. Магнитогорск, 1992. С. 54. [104] Ошо. Пульсация Абсолюта. М., 1993. С. 19, 22. [105] Вивекананда С. Философия йога. Магнитогорск, 1992. С. 90. [106] Там же. С. 91. [107] Цит. по: Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991. С. 52. [108] Кочетов А. Н. Вселенная, время, пространство в мировоззрении буддистов // Философские науки. 1978. № 2. С. 120. [109] Бхактиведанта Свами П. Бхагавад-Гита как она есть. М., 1990. С. 358–359. [110] Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 334. [111] Weizsacker C. P. Die Einheit der Natur. Studien. Munchen, 1972. S. 378. [112] Цит. по: Бартош Я. К вопросу о формировании категории материи в истории философии // Вопросы философии. 1972. № 8. С. 119. [113] Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. М., 1964. Т. 1. С. 148. [114] Там же. С. 136. [115] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. М., 1973. С. 131. [116] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1961. С. 563. [117] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1961. С. 631–632. [118] Аристотель. Сочинения. В 4 т. М., 1981. Т. 3. С. 142. [119] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. М., 1961. С. 315. [120] Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 128. [121] Платон. Сочинения. В 3 т. М., 1968. Т. 1. С. 440. [122] Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 141. [123] Там же. С. 142. [124] Фурман А. Е. Диалектическая концепция развития в современной биологии. М., 1974. С. 198. [125] Кемеров В. Е. Развитие // Современный философский словарь. М., 2004. С. 577–578. [126] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1961. С. 526. [127] Цит. по: Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985. С. 57. [128] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29. М., 1973. С. 317. [129] Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. М., 1974. Т. 1. С. 257. [130] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4. М., 1957. С. 297. [131] Спиркин А. Г. Основы философии. М., 1988. С. 252. [132] Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. В 5 т. М., 1956. Т. 1. С. 572. [133] Шептулин А. П. Единичное, особенное и общее // Категории диалектики как ступени познания. М., 1971. С. 108. [134] Аристотель. Сочинения. В 4 т. М., 1976. Т. 1. С. 148. [135] Автономова Н. С. Структурализм в социологии // Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 334. [136] Пивоваров Д. В. Основные категории онтологии. Екатеринбург, 2003. С. 140. [137] Аристотель. Сочинения. В 4 т. М., 1976. Т. 1. С. 174–175. [138] Щедровицкий Г. П. Синтез знаний: проблемы и методы // На пути к теории научного знания. М., 1984. С. 82–84. [139] Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. В 5 т. М., 1956. Т. 2. С. 323. [140] Головин И. И. Необходимость и случайность // Категории диалектики как ступени познания. М., 1971. С. 199. [141] Лейбниц Г. В. Сочинения. В 4 т. М., 1982. Т. 1. С. 237–238. [142] Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. М., 1957. Т. 1. С. 391. [143] Спиркин А. Г. Основы философии. М., 1988. С. 193. [144] Спиркин А. Г. Указ. соч. С. 215. [145] Там же. [146] Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. М., 1974. Т. 1. С. 316. [147] Кузнецова Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984. С. 11. [148] Руткевич М. Н. Диалектический материализм. М., 1973. С. 398. [149] Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957. С. 351. [150] Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971. С. 257. [151] Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971. С. 259–260. [152] Вейнерт Г. Происхождение человечества. М., 1935. С. 301. [153] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. М., 1961. С. 490. [154] Гуревич П. С. Философия: учебник. М., 2003. С. 209. [155] Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. [156] Плотников В. И. Социально-биологическая проблема. Свердловск, 1976. [157] Цит. по: Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986. С. 20. [158] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. М., 1957. С. 3. [159] Комаров М. С. Введение в социологию. М., 1994. С. 103. [160] Успенский П. Д. Психология возможной эволюции человека // Заблуждающийся разум. М., 1990. С. 393. [161] Ошо. Пульсация Абсолюта. М., 1993. С. 62. [162] Успенский П. Д. Указ. соч. С. 413. [163] Ошо. Пока не умер. М., 1993. С. 47. [164] Ошо. Горчичное зерно. Т. 1. М., 1993. С. 130. [165] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 105. [166] Евангелие от Матфея. 6: 19-20. [167] Цит. по: Этическая мысль. М., 1988. С. 263. [168] Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981. С. 32. [169] Там же. С. 38. [170] Ефремов И. Лезвие бритвы. Челябинск, 1992. С. 404. [171] Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10. С. 10–14. [172] Спиркин А. Г. Философия: учебник. М., 2003. С. 350. [173] Бхактиведанта Свами А. Ч. Бхагавад-Гита как она есть. Бомбей, 1990. С. 432. [174] Ошо. Пульсация Абсолюта. М., 1993. С. 256. [175] Бхактиведанта Свами А. Ч. Указ. соч. С. 641. [176] Вивекананда С. Афоризмы йога Патанджали // Сарасвати. М., 1992. С. 115. [177] Бхактиведанта Свами А. Ч. Указ. соч. С. 208. [178] Ошо. Пульсация Абсолюта. М., 1993. С. 88. [179] Там же. С. 90. [180] Дидро Д. Сочинения. В 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 368. [181] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. М., 1973. С. 91. [182] Пивоваров Д. В. Отражение // Современный философский словарь. М., 2004. С. 498. [183] Введение в философию: учебное пособие для вузов. М., 2002. С. 432–435. [184] Анохин П. К. Психическая форма отражения действительности // Ленинская теория отражения и современность. София, 1969. [185] Утевский А. М. Некоторые аспекты противоречивых свойств биологических систем // Философские проблемы биологии. М., 1973. С. 106–107. [186] Пивоваров Д. В. Идеальное // Современный философский словарь. М., 2004. С. 246. [187] Дубровский Д. И. Психические явления и мозг. М., 1971. С. 187, 189. [188] Пивоваров Д. В. Идеальное // Современный философский словарь. М., 2004. С. 250. [189] Грегори Р. Л. Глаз и мозг. М., 1970. С. 83. [190] Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991. С. 247–248. [191] Ильенков Э. В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 6. С. 131. [192] Лифшиц М. А. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. 1984. № 10. С. 123. [193] Лифшиц М. А. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. 1984. № 10. С. 123, 128. [194] Там же. С. 145. [195] Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа. Свердловск, 1986. С. 14–15. [196] Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972. С. 224–225. [197] Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977. С. 55. [198] Маркс К., Энгельс Ф. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М., 1966. С. 39. [199] Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1962. [200] Дельгадо Х. Мозг и сознание. М., 1971. [201] Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972. С. 35. [202] Гроф С. За пределами мозга. М., 1993; Гроф С. Человек перед лицом смерти. М., 2002. [203] Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. М., 1959. С. 6–7. [204] Маркс К. Наемный труд и капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. М., 1957. С. 441. [205] Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. М., 1985. С. 54. [206] Барулин В. С. Социальная философия. М., 1993. С. 133. [207] Вебер М. Избранные произведения. М., 1991. С. 646. [208] Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 245. [209] Общественное сознание и его формы. М., 1986. С. 77. [210] Юридический энциклопедический словарь. М., 1994. С. 279. [211] Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993. С. 378. [212] Булгаков С. Н. Сочинения. Т. 1. М., 1993. С. 193. [213] Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973. С. 37. [214] Комаров М. С. Введение в социологию. М., 1994. С. 180–181. [215] Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. М., 1990. С. 33. [216] Гумилев Л. Н. Указ. соч. С. 47. [217] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39. М., 1974. С. 15. [218] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. М., 1961. С. 259. [219] Сорокин П. Человек, Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 373. [220] [220] Сорокин П. Указ. Соч. С. 424. [221] Цит. по: Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1956. С. 312. [222] Плеханов Г. В. Там же. С. 333. [223] Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1991. С. 193. [224] Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991. С. 44. [225] Там же. С. 47. [226] Кондорсе Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936. С. 228. [227] Оуэн Р. Избранные сочинения. В 2 т. М.-Л., 1950. Т. 1. С. 243–244. [228] Там же. С. 117. [229] См.: Руссо Ж. Ж. Избранные сочинения. В 2 т. М., 1961. Т. 1. С. 47–62. [230] См.: Булгаков С. Н. Сочинения. В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 46–93. [231] Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 323. [232] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 43. М., 1974. С. 81. [233] Гегель Г. В. Ф. Сочинения. В 14 т. М.-Л., 1929-1958. Т. 8. С. 19. [234] Спиркин А. Г. Основы философии. М., 1988. С. 390. [235] Категории исторического материализма. М., 1980. С. 66. [236] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 44. М., 1974. С. 222. [237] Белл Д. Культурные противоречия капитализма // Этическая мысль. 1990. С. 243. [238] Белл Д. Указ. соч. С. 245. [239] Там же. С. 244. [240] Там же. [241] Белл Д. Постиндустриальное общество // Америка. 1974. № 215. [242] Белл Д. Социальные рамки нового информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 342. [243] Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. С. 56–57. [244] Цит. по: Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. С. 23. [245] Цит. по: Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. С. 29–30. [246] Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 91. [247] Там же. С. 93. [248] Данилевский Н. Я. Указ. соч. С. 106. [249] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. М., 1961. С. 283. [250] Платон. Соч. В 3 т. М., 1968. Т. 1. С. 385. [251] Ильин В. В. Познание и действительность // Философия: Университетский курс. М., 2003. С. 110. [252] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. М., 1973. С. 102–103. [253] См.: Гургенидзе Г. С., Ильенков Э. В. Выдающееся достижение советской науки // Вопросы философии. 1975. № 6; Рахматуллин Р. Ю., Исаев А. А., Линкевич А. Е. Логика. Уфа, 2010. С. 8–14. [254] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1961. С. 36–39. [255] Хазиев В. С. Трагедия категории «онтологическая истина» // Философская мысль. 2001. № 2. С. 20. [256] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 134–135. [257] Чудинов Э. М. Природа научной истины. М., 1977. С. 47–48. [258] Чудинов Э. М. Указ. соч. С. 49–50. [259] Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 33. [260] Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 56. [261] Стёпин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. С. 59. [262] Ильин В. В. Критерии научности знания. М., 1989. С. 25–26. [263] Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 31. [264] Современные проблемы теории познания диалектического материализма. В 2 т. М., 1970. Т. 2. С. 346. [265] Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 28–29. [266] Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 18. [267] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. М., 1959. С. 497.
|