Каково соотношение субъективного и объективного в самосознании личности?
Самосознание по своей сущности – есть социальное явление, есть отражение человеком собственного бытия. «Бытие – практично» – утверждал еще Л. Фейербах. Именно общественная практика как материальная деятельность субъекта, является основой познания мира и самого себя во всех измерениях – физических, биологических и социальных, экономических, политических, коммуникативных, бытовых. Каждый человек постепенно осуществляет мыслительную операцию по самоопределению себя в тех или иных условиях жизнедеятельности, в практическом поведении, выделяет себя как практического носителя определенной активной позиции по отношению к объективному миру и другим людям, к различным сферам жизни. Всеобщность состоит в том, что все люди обладают самосознанием. Самосознание не только всеобще, но и специфично, детерминировано самим конкретным специфичным носителем, условиями деятельности, местом и временем, целями и задачами действий и т.д. В практической деятельности человека в неразрывном единстве фактически функционируют две стороны – осознанное отношение к миру, к предметам, явлениям внешнего мира и осознанное отношение к самому себе и через это отношение реализуется сознательное отношение к миру. Человек целеустремлен не только внешне, но обращен к самому себе, к собственным знаниям, проводит операции саморегулирования, осуществляет оценку всей ситуации и самооценку своих способностей. Эта «работа» целостного самосознания человека одновременно связывает воедино чувственное и рациональное, – ощущения, восприятия, представления, закрепленные опытом, практикой, и понятия, суждения. Нельзя разорвать, разделить сознание и самосознание, так как они функционируют вместе, синхронно, одновременно проявляются, взаимопроникают в едином акте действия человека. Нельзя знать о предмете что-то, не отличая себя от него, но нельзя отличить себя от него, не относясь к себе как к тому, кто знает (хочет знать) нечто об этом предмете. Нельзя обладать сознанием, не обладая самосознанием, не будучи для себя тем, что мы называем «Я»; не чувствуя (осмысленно) себя способным что-то сделать для того, чтобы, знать. В целом необходимо различать психологический уровень самосознания человека и логико-теоретический, рациональный, разумный уровень. Это разновременные, качественно различные этапы и уровни самосознания человека. Именно с концепцией «Я» человек входит в сознательную, осмысленную жизнь. В зарубежной литературе принят термин «Я – концепция», означающий «совокупность всех представлений индивида о себе». Описательную составляющую Я-концепции называют образом Я; составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, самооценкой; совокупность частных самооценок определяется как принятие себя; поведенческие реакции, вызванные образом Я и самоотношением, образуют поведенческую составляющую Я-концепции. Уровни самосознания следует выделять и по такому критерию, как осознание степени своей «обобществленности», «вписанности» своего «Я» в ту общность, в жизнедеятельности которой он принимает участие или отождествляет себя с данной сферой жизни. Конечно, осознание своего места и значения в семейных и родственно-семейных отношениях осуществляется раньше всего, а затем уже достраивается самосознание до понимания и других отношений – самосознание себя как школьника, как затем работника определенной сферы жизни, как члена сообщества рабочих или крестьян, или интеллигенции и т.д. Чем больше «Я» переходит к разным «Мы», тем полнее ревизуется сознание гуманности, самотождественности с человечеством. Будучи субъектом одновременно познания, практики, управления состоявшийся человек все более склонен ориентировать свою деятельность на самопознание, на самоутверждение и саморегулирование, самоуправление в системе общественных систем, на координацию и субординацию своих действий, поведения, жизнедеятельности. В данном отношении человек разрешает многочисленные противоречия, в известной степени, осознаваемые им и регистрируемые в самосознании: противоречия материального и идеального, духовного порядка; экономического и политического состояния; социального и биологического; личного и общественного; коллективного и индивидуального, сознательного и стихийного; эмпирического и теоретического; психологического и физиологического и т.п. Один из высших критериев сформированности самосознания человека заключается в степени и уровнях, в формах сознания тех противоречий», которые разрешают субъекты деятельности. (См.: Кон И. Самосознание концентрирует в себе познанное человеком человека, его результаты на различных уровнях и в формах познания. (См.: О человеческом в человеке. М., 1991. С. 229). Можно выделить как бы «зоны», «поля», «сферы», «слои» самосознания. Первая зона – это то, что я знаю о себе только я сам. (Интро-спективная зона, фактор самосовершенствования, интровертная форма). Вторая зона – то, что знают и видят другие, но и я сам вижу и знаю тоже. Третья – что недоступно ни мне, ни другим (зона активного или пассивного поиска, снятия иррационального, обнаружения интуитивного). Четвертая зона – я сам не замечаю, но другие во мне это видят. (Для меня форма адаптации, снятия для меня моего трансцендентного). Дифференциация зон самосознания заканчивается в предметных актах, в действиях, когда они, зоны, «проявившись», «угасают» в результатах данной деятельности, чтобы затем, заново проявиться как процесс духовной жизни человека.
|