Рассуждений о свободе?
Научное понятие свободы имеет такие признаки, как: а) признание объективного мира, объективных связей, законов, необходимости природы и общества; б) познание этих объективных связей, необходимости; в) формирование и формулирование целей, задач деятельности человека; г) способность человека осуществлять выбор, принимать решение для действия со знанием дела; д) волевое господство над самим собой и над познанной природой постольку, поскольку познаны законы; е) целесообразная деятельность человека, осуществляемая на основе познанных объективных связей, законов, необходимости и на основе самопознания человека; ж) ответственность человека за выбор и деятельность. Свобода – есть процесс и выражение особой формы социальной детерминации действующего субъекта, поэтому нельзя разрывать и абстрактно противопоставлять понятия, категории, обусловливающие понимание и функционирование свободы: свобода, необходимость, выбор, цель, решение, действие, ответственность. Даже диалектик Гегель, уловив противоречивое единство необходимости и свободы (свобода – есть познанная необходимость), не смог раскрыть всю сущность их действительного единства, реализуемого в общественно-практической социальной деятельности человека. В марксизме догматическом (после Маркса, Энгельса) – по этому вопросу – социальность в качестве выражения сущности субъекта часто раскрывалась исследователями, пропагандистами – комментаторами абстрактно как совокупность предметно-объективных условий его деятельности, противостоящих субъекту и определяющих однозначно его поведение. Но сущность человека не как абстракт реализуется именно через отдельных индивидов и поэтому феномен свободного ведения в его детерминистском истолковании должен рассматриваться не только в качестве факта социализации мыслящей персоны, но и в качестве персонализации ранее безличной социальности. Свобода есть реальное единство идеального и материального, практического, экономического в деятельности субъектов, развертывание противоречий между ними. Идеальное, духовное вплетено в реальные отношения субъектов, опосредует их деятельность, фиксирована в языке, речи, составляет неотъемлемую сторону субъективности, социальности. Социальность выступает не только в качестве специфического детерминанта свободно волящего субъекта, но и как подлинный источник его сознательной активности, интериоризированный в «Я» в качестве его собственного содержания, что позволяет понять процесс детерминации субъекта внешней средой как акт его самодетерминации, его свободного самоопределения, есть факт субъективности, то есть способность человека брать предмет не только в форме созерцания, словесно, а и свободно воздействовать на него практически, в таком отношении различные ступени, уровни, формы практики общественного человека являются одновременно и ступенями его общественной свободы, его самоопределения в мире.
|