Есть ли у свободы собственная история?
Чем выше уровень и характер развития производительных сил и соответствующих производственных отношений, выражающих практическое (а сегодня и научное) отношение человека к природе и друг к другу, тем более свободен человек в своих воздействиях на природные силы, тем более эффективно используются научно познанные закономерности природы и общества в собственных интересах, целях. Сегодня в условиях НТР, информатики, компьютеризации, созданий искусственного интеллекта стремительно возрастают практические возможности использования человеком степени своей свободы. Человек обладает неограниченными возможностями развития своей способности свободно познавать мир, хотя, разумеется, имеет реальные природные границы своего бытия, ограничен внешней природой и своей собственной, подчинен природной необходимости, законам, зная которые, развертывает свою целесообразную свободную деятельность. Помимо природы ограничение человеческой свободы обусловлено зависимостью людей от господствующих над ними в определенных исторических условиях общественных конкретных сил: соотношение личности и общества, классов, государств, наций, регионов и т.п. Эти общественные силы исторически изменялись, развивались, влияя на становление, развитие, функционирование человеческой свободы. Действительная свобода человека имеет свою историю и объективные ступени развития, связанные с реальными фазами, стадиями общественного развития, развития производства, труда, исторической практики. Маркс фиксировал три типа социальности в истории и, собственно, качественное изменение социальной свободы человека. «Отношения личной зависимости (вначале совершенно первобытные) – таковы те первые формы общества, при которых производительность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах, личная независимость, основанная на вещной зависимости, – такова вторая крупная форма, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций. Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние, – такова третья ступень. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1, С. 100–101). Эти три исторические ступени, типы социальности имеют еще и формационное «измерение» у ряда народов, нa каждом этапе (эпохе, формации) реализуются свои основания свободы и несвободы человека, свой тип свободы субъекта. Оказалось, что свобода – не особая сущность духа (Гегель), его самоопределение, а конкретное историческое, деятельное состояние конкретного общества, общественных отношений. Если под свободой понимать особое состояние духа (например, религиозного, отчужденного), то тогда получается, что субъективное ощущение человека, настроение, умонастроение, может сделать его свободным, независимо от его реального социального положения, практической деятельности. Исходный пункт социальной свободы – это реальные отношения человека к человеку, к самому себе как к объекту и субъекту, лишь тогда, когда человек фиксирует себя и свое общественное состояние как определенную объективность, которую можно изменить и, вместе с тем, находит реальные человеческие силы, способные осуществить это изменение, возникает объективная возможность того процесса, который именуется свободой.
|