Европа середины XIX века представляла собой средоточие экономических, социально-политических и духовно-нравственных противоречий, ставших результатом развития буржуазных отношений, порождающих и обостряющих социальное неравенство и отчуждение людей от результатов их собственной деятельности. Все это требовало пересмотра исходных принципов прежде всего объяснения действительности и поиска путей по обеспечению человеку «человеческого существования». Эту задачу «взваливает» на себя марксизм, сформулировавший в «Манифесте коммунистической партии» исходные принципы уничтожения буржуазных отношений, завершающих «предысторию человеческого общества». Но чтобы люди смогли начать сознательно сами творить свою историю, необходимо изменить место и роль философии в жизни общества.
«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». (Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Соч. Т. 3. С. 4). Иными словами, философии нужно придать рефлексивно-практическую направленность, выражающуюся в необходимости обратиться к анализу реальной действительности и поискам путей создания общества, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». (Маркс К. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
Т. 4. С. 447).
Марксизм представляет собой продукт длительного интеллектуального развития Европы. В нем синтезированы достижения разных школ философской, экономической и социально-политической мысли. В.И. Ленин говорил о трех источниках марксизма: немецкой классической философии с диалектикой Гегеля и материализмом Фейербаха, английской политической экономии (А. Смит и Д. Риккардо) и утопическом социализме (К. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье). При этом основная идея заключалась, по мысли Ф. Энгельса, в «превращении социализма из утопии в науку», что поможет превратить его в идейное оружие по преобразованию общества. На это и была направлена вся философская система марксизма.
В отличие от своих предшественников К. Маркс (1818 – 1883) не опубликовал систематизированных трудов, в которых бы изложил свои философские взгляды в развернутом, систематизированном виде. Его философские идеи представлены либо в посмертно изданных рукописях («Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Тезисы о Фейербахе»), либо содержатся в экономических и социально-политических работах («Манифест Коммунистической партии», «К критике политической экономии», «Капитал», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» и другие). Его соратник Ф. Энгельс (1820 – 1895) представил свои идеи в работах «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» и носящей полемический характер, «Анти-Дюринг», а также в неоконченной рукописи «Диалектика природы». Эти идеи отражены в их совместных работах «Святое семейство» и «Немецкая идеология».