Почему возникло противоречие между логическим и семантическим позитивизмом?
Таким образом, в логическом позитивизме была поставлена в наиболее полной форме задача радикального разделения «метафизических» (т.е. мировоззренчески-философских) положений и утверждений науки. Именно в этой концепции впервые доводится до своего логического завершения позитивистский принцип научности как описание эмпирической «данности». Но эмпирическая данность есть не объективная реальность, а логически обоснованное положение. Но, в конечном итоге, оказалось невозможным в полной мере формализовать язык науки, ибо в структуре научных теорий имеются метафизические высказывания, которые невозможно верифицировать. Столкнувшись с этим противоречием, неопозитивизм начинает отказываться от жестких логических требований к языку и выдвигается идея о том, что объектом анализа должен быть естественный язык. Начинает складываться лингвистическая или семантическая форма неопозитивизма. Неопозитивизм приобрел собственно лингвистическую форму после того как в Англии, а затем и в ряде стран, говорящих на английском языке, стали популярными идеи позднего Л. Витгенштейна, изложенные в книге «Философские исследования». Предметом исследования Л. Витгенштейн сделал современный повседневный язык. Он хотел соединить максимальную непосредственность изучаемого объекта с его наглядностью. Это диктовалось желанием спуститься на уровень обыденного сознания. Если логические позитивисты хотели очистить философию от «метафизики», то лингвистический позитивизм решил освободить язык от философии. Язык интересует философа не в его лингвистических качествах, а как носитель значений. При этом одно и то же значение может быть выражено разными языковыми средствами и даже в разных национальных языках. Философские проблемы не являются эмпирическими, а разрешаются процессом всматривания в работу нашего языка. Значительное влияние на формирование идей лингвистического анализа оказал английский философ Джордж Эдуард Мур (1873–1958). Принципиальным для лингвистического анализа является не просто указание на существование в обыденном языке различных, не сводимых друг к другу слов, контекстов и т.п., а признание того, что количество этих контекстов, в сущности, необозримо. Для большинства слов актуально то, что для используемого, обыденного языка невозможно дать какие бы то ни было общие дефиниции. Лингвистические аналитики считают, что философские проблемы возникают в результате непонимания логики естественного языка. Поэтому и решены они могут быть лишь путем анализа этого языка, путем тщательного выявления и кропотливого описания многообразных контекстов словоупотреблений. Начиная с 60-х годов происходит сближение проблематики и исследовательских подходов лингвистического позитивизма с современной лингвистикой.
|