В поисках основ
Сергей Коптев, Найджел Кларк, Владимир Ткачев, Юлия Аракелова, Наталья Семина, Екатерина Романина
Человечный маркетинг
фис международного рекламного агентства DMB& B открылся в Москве в 1990-м, в то время наша страна еще была шестой частью суши и называлась по-другому. В 1992 году, после полутора лет исследований и соответствующей работы вышла книга Russian Consumer Study, подготовленная московским офисом DMB& B под руководством Сергея Коптева. Со стороны сети проект возглавлял Найджел Кларк, европейский директор по стратегическому планированию DMB& B. Книга вышла на английском языке, она была написана для специалистов крупных транснациональных корпораций, которым стратегически был интересен российский рынок. В 2001-2003 годах российским агентством «Родная Речь» (впрочем, в 2001 году мы еще были DMB& B, a точнее - D'Arcy) было проведено исследование, целью которого стала проверка и развитие выводов 1992 года. Книга выходит не только на английском, но в первую очередь на русском языке. Это важно, потому что этот труд адресован, прежде всего, российским специалистам и называется тоже по-русски. Тем не менее в книге мы используем и оригинальное название исследования — Russian Consumer Study. Не секрет, что в последние годы в России наблюдается исследовательский бум. Но при невероятно огром- человечный маркетинг
ном количестве цифр и данных, которые получаются на выходе, все они не позволяют работать с инсаитами. Они выполняют только одну функцию - либо дают клиенту возможность сказать «да»; либо право сказать «нет»; либо, отчитываясь перед своим начальником, возможность «перевести стрелку» и сказать, что все делается правильно, апеллируя к цифрам. Но ни в коей мере они не дают ответа на вопрос «Что делать?». Russian Consumer Study - это определенное рабочее поле, помогающее направлять и структурировать интуицию. Это попытка понять, что люди подсознательно ищут и что им нужно сказать в содержательном плане. Мы увидели, что за десять лет, отделяющих нас от первого Russian Consumer, в некоторых аспектах, связанных как с рынком, так и с отношением людей к брендам, ситуация изменилась принципиально. Сейчас мы можем сказать, что несколько опрометчиво подошли тогда к названию. Впрочем, в выводе, который мы тогда сделали, было отмечено несоответствие названия реальной ситуации. Хоть исследование и называлось Russian Consumer, но мы пришли к тому, что в России на тот момент еще не было потребителей - были покупатели. Тогда у людей здесь не было проблемы и необходимости выбора. В начале 90-х покупались не бренды, а еда и одежда, на рынке не было достаточного количества продуктов для выбора. Да собственно, и рынка-то еще не было. Потребитель не был сформирован " I Человечный маркетинг 8 книге есть ключевые понятия, которые лучше всего сформулировать сразу, чтобы избежать дальнейшего недопонимания того, что мы хотим сказать. Бренд- это набор уникальных свойств, которые определяют обещание в отношении категории продуктов или услуг и указывают на источник этого обещания. Бренд - это не сам продукт, а его обещание. Так считает Ларри Лайт*, и мы с ним полностью согласны. Инсайт - в переводе с английского языка слово «insight» буквально означает «способность проникновения в суть». Но в нашем языке, как это часто бывает, оно обросло множеством значений. Мы же считаем, что инсайт-это озарение, глубинная мотивация поведения, не лежащая на поверхности, и понимание, которое должно прийти в результате определенной работы. Никакое исследование внутри себя никаких инсайтов не содержит. Value - в рыночном смысле это слово обозначает качество. Когда мы говорим value for money, то речь идет о качестве, адекватном своей стоимости. То есть это необходимое качество для потребителя. Но при этом в слове «value» есть еще одно значение - качество, воспринимаемое как некая ценность.
не в силу каких-то особенных человеческих качеств людей, живущих в нашей стране. Просто не было обстоятельств, развивающих потребительскую культуру, которые создали бы условия для того, чтобы человек мог вести себя как потребитель. Тем не менее, чтобы осознать это, нам пришлось потратить тогда полтора года на изучение людей, живущих в России. Человек, когда он принимает решение о покупке, все равно остается человеком, его природа во многом влияет на выбор, который он делает. Поэтому, изучая потребителя, мы должны были понять, что это за люди. В общем, нам нужно было увидеть человека, чтобы потом посмотреть, каким образом взаимосвязано его потребительское поведение с человеческой сущностью. Нет в природе потребителей автомобилей как отдельного вида человека разумного и потребителей зубной пасты как другого вида. Разные товары покупают одни и те же люди. Поэтому нужно знание о людях в целом, чтобы понять, почему они выбирают именно этот автомобиль или именно эту зубную пасту. Совмещая то, что мы знаем сейчас о поведении брендов и поведении людей, Russian Consumer Study позволяет не то чтобы освободиться от этих знаний, а наоборот - уйти вниз и увидеть фундамент, одинаковый для бренда и потребителя, который поможет создать целостную модель коммуникации.
|