Глава 4. Основные виды произведений
Общие положения
В соответствии с одним из условий правовой охраны (см. § 3.6) произведение науки, литературы и искусства должно объективно существовать, т.е. находиться в любой объективной форме, которая может восприниматься человеческими чувствами, т.е. с помощью зрения и слуха, а при отсутствии зрения - посредством осязания (произведения для слепых). Поскольку одним из основных прав автора является право на использование произведения, для реализации этого права произведение должно находиться в материальной форме. Поэтому правовая охрана может распространяться только на произведения, которые находятся в любой материальной форме, допускающей использование произведения. Следовательно, объективность формы произведения в большинстве случаев тождественна материальности его формы. Более того, чтобы произведение было доступным другим людям без посредничества автора, оно должно находиться в такой материальной форме, которая может восприниматься человеческими чувствами. Таким образом, произведение может быть объектом охраны в том случае, если оно воплощено в любом материальном носителе. Вид воплощения и вид носителя обычно определяются видом произведения. Например, произведения литературы, как правило, воплощаются на бумажном носителе с помощью той или иной системы письменности рукописным, машинописным или компьютерным способом. Музыкальное произведение также может быть воплощено на бумажном носителе с помощью нотной записи. Скульптурное произведение создается из самого материального носителя. Все вышесказанное подтверждает и соответствует принципу дуализма интеллектуальной собственности. В законодательстве стран с переходной экономикой признаются следующие объективные формы, в которых могут существовать произведения науки, литературы и искусства (см., например, ст. 1259(3) Гражданского кодекса Российской Федерации): письменная; устная; звуковая или видеозапись; изобразительная; объемно-пространственная. В этом списке объединены совершенно разные категории объектов. Например, письменная форма является также и изобразительной формой, поскольку обе представляют собой двумерный (плоский) материальный объект, на котором может быть изображено произведение литературы с помощью знаков письменности, картина или рисунок с помощью особых инструментов, материалов и приемов живописи. Скульптура, макет, архитектурное сооружение представляют собой трехмерные объекты, хотя письменное произведение в некотором смысле также можно рассматривать как трехмерный объект. Звукозапись или видеозапись - это не материальные формы произведения, а форма записи исполнения произведения. По существу в вышеприведенном списке речь идет не столько о материальной форме произведения, сколько о форме записи произведения, т.е. о форме воплощения произведения в том или ином материальном носителе. Одни произведения можно зафиксировать на бумаге в рукописи, другие - на магнитном или оптическом носителе с помощью методов аналоговой или цифровой записи. С другой стороны, некоторые произведения представляют собой единое целое с материальным носителем (картина, скульптура). Если сделать копию с любого произведения в письменной форме, то это фактически будет то же самое произведение, а если сделать копию с картины или скульптуры, то копия так и останется копией, даже если она по существу ничем не отличается от оригинала. За исключением устной формы, все остальные приведенные формы являются вещественными. Устная форма - это в действительности исполнение того или иного произведения. Такие исполнения или исполнительские формы объективно существуют только в течение некоторого времени. Если же спектакль, постановка, представление зафиксированы в материальной форме (записаны на материальном носителе), то такая форма сводится к перечисленным выше объективным формам. Другое дело, что сами спектакли, постановки, представления являются исполнениями, а не произведениями и поэтому не могут быть объектами авторского права, как уже отмечалось ранее. Как бы ни были важны рассматриваемые формы объектов авторского права, однако их цифровая или электронная форма радикально изменила стереотипы и представления в отношении объективности формы произведений. Любое произведение можно " оцифровать", т.е. воплотить в материальном носителе в цифровой форме. Даже трехмерные объекты могут быть переведены в голографическую форму, обеспечивающую объемное восприятие, а затем " оцифрованы". Совместно с телекоммуникационными технологиями цифровая форма произведений в цифровой среде является идеальной формой для дальнейшего развития науки и культуры, образования и просвещения. Как уже отмечалось, Бернская конвенция позволяет странам " предписать, что литературные или художественные произведения или какие-либо определенные их категории не подлежат охране, если они не закреплены в той или иной материальной форме" *(133). Эта норма совершенно естественна, поскольку для реализации авторского права на использование произведения оно должно находиться в материальной форме. Другими словами, реальная правовая охрана может распространяться только на произведения, воплощенные на материальном носителе. Иногда сложно обеспечить охрану " устных произведений". Часто такие исполнения без всякого разрешения автора записывают представители средств массовой информации и иные лица, а затем переносят содержание незаконно записанного в свои публикации, выступления, передачи и т.д. Со сходными проблемами сталкиваются преподаватели высших учебных заведений. Часто студенты, записавшие курс лекций, в том числе с помощью диктофона, публикуют под своим именем конспекты лекций, авторское право на которые может принадлежать преподавателю. Это происходит даже с лекциями по авторскому праву. Несомненно, студент может записать лекции преподавателя с его молчаливого или устного согласия, но никто не имеет права использовать эти записи без разрешения преподавателя - автора и исполнителя. Другое дело, что сами преподаватели часто используют произведения других авторов без какого-либо разрешения, но национальное законодательство это иногда допускает при некоторых условиях, которые не всегда выполняются. Поэтому часто преподаватели и тем более слушатели не имеют никакого авторского права, поскольку сами нарушают законодательство об авторском праве. Примером правильного использования лекционного материала может служить книга выдающегося физика Р. Фейнмана*(134). Курс его лекций был записан студентом с согласия преподавателя. Благородство и уважение к закону и друг к другу проявили учитель и ученик. К сожалению, этот пример известен немногим, еще менее ему следуют. Аналогично был создан один из лучших учебников по физике Р. Фейнмана, лекции которого записали на магнитофон и обработали его коллеги М. Сэндс и Р. Лейтон*(135).
|