Объяснительная записка к дополнительному курсу русской истории
1) Этот курс не должен вдаваться в специальные подробности. 2) В задачу курса входит уяснение учащимися связи между всеми составляющими его отделами. При прохождении его учащиеся должны научиться прослеживать каждое из крупных исторических явлений жизни нашей родины в его постепенном развитии, знакомясь ближе с ролью отдельных государственных деятелей. 3) Главное внимание должно быть обращено на внутреннюю историю России. Внешняя история изучается с большею подробностью в систематическом курсе, как доступная пониманию учащихся и в средних классах. При прохождении дополнительного курса события внешней истории напоминаются учащимся, главным образом, для лучшего усвоения, уяснения и изучаемых явлений внутренней истории. 5) Желательно, чтобы учитель, благодаря тщательной подготовке уроков, мог некоторым отделам курса давать более подробное изложение, причем учащиеся привыкли бы записывать со слов преподавателя. Чтение этих записок устанавливало бы на следующем уроке степень внимания и прилежания учеников. Приложение 3 Сравните тексты в учебниках «старого» и «нового» поколения: 1. Б.А. Рыбаков, А.М. Сахаров, А.А. Преображенский, Б.И. Краснобаев. История СССР. — М., 1989. 2. Л.А. Кацва, А.Л. Юрганов. История России. VIII—XV вв. — М., 1997. 1. Походы князя Святослава. Столетний период далеких походов и заморских путешествий завершился эпохой Святослава, сына Игорева. Прежние походы были главным образом экспедициями, не связанными с интересами страны и народа, а лишь обогащавшими княжеско-дружинную верхушку. Во второй половине Х в. государство Русь дважды меняет свою политику, совершенствуя ее: первый раз — при Святославе, а второй раз — при его сыне князе Владимире. Святослав восторженно воспет придворным летописцем. Это суровый воин, любящий простоту и легко переносящий тяготы походной жизни: Легко и неслышно ходил он в походах, как барс... В походах же не вез за собой обозов с котлами, не варил мяса, но, тонко нарезав мясо — конину, зверину, говядину — и зажарив на углях, так ел. Не возил он и шатра, но спал, подостлав потник и положив седло под голову. Такими же были и все его воины. Отправляясь на войну, он не таится, а рыцарски предупреждает противника: «Иду на вы!» («Иду на вас!»). Он сам ведет дружины в бой, воодушевляя воинов краткой и пламенной речью: Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми. Станем крепко! Аз (я) же перед вами поиду: Аще (если) моя голова ляжет — то промыслите собою! Даже враги-византийцы отдавали должное отваге и рыцарственности молодого киевского князя. Историкам князь Святослав иногда казался просто дерзким искателем приключений, разъезжавшим с мечом в руках по разным странам. Однако этот взгляд неверен. Святослав отказался от заморских походов в чужие страны, никак не связанных с Русью. Он направил свое оружие на тех соседей Руси, которые препятствовали ее развитию: Святослав победил Волжскую Болгарию и сделал ее менее враждебной. Он разгромил Хазарское царство, расположенное на таких важных путях, как Дон и Волга, где нередко грабили русских купцов. После этого Святослав начал войну с могущественной Византийской империей, стремившейся отрезать Русь от Черного моря и нередко натравливавшей на нее разных степных кочевников. Война шла на Дунае, и в долинах, и в ущельях Балканских гор. Когда Святослав завоевал город Переяславец на Дунае, то предполагал даже перенести сюда центр своей державы: Здесь, — говорил Святослав, — сердцевина моей земли, так как сюда сходятся блага из разных стран: из Византии — шелк, золотая утварь, вино и фрукты; из Чехии и Венгрии — серебряные изделия и кони-скакуны, а из Руси — дорогие меха, воск, мед и пленные рабы. Святославу не удалось закрепиться на Балканах, и на обратном пути на Русь ему пришлось встретиться с тем страшным врагом, которого он несколько недооценивал, — с печенегами. Печенеги — кочевой народ, родственный хазарам и пришедшим позднее половцам. В IX—X вв. сорок печенежских племен кочевали в степях от Жигулевских гор на Волге до Карпат. Когда войско Святослава возвращалось в 972 г. из византийского похода, то в днепровских порогах на него напали печенеги и одолели русских. Только отряд наемных варягов убежал в Киев. Святослав пал в бою, а из его черепа печенежский хан приказал сделать чашу для вина, окованную золотом. Завоевания Святослава были огромны: одна только юго-восточная граница его временных владений тянулась на 3000 километров, но эти завоевания были непрочны, и, кроме того, Святослав мало обращал внимания на жизнь самой Руси, пренебрегал обороной ее от кочевников. Когда Святослав с войском находился на Дунае, то на Киев напали печенеги и киевляне послали к князю гонцов с упреком: «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь!» Святослав много сделал для укрепления международного положения Руси, но не решил главнейшей для государства задачи — обороны от печенегов. 2. Походы Святослава. Наиболее активной и решительной внешняя политика Киевской Руси стала, когда власть взял в свои руки повзрослевший Святослав. Летопись рассказывает об этом князе, что он ходил легко, как пардус (барс), «войны многи творяше». В походах не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, нарезав тонкими ломтями конину, либо зверину (дичь), либо говядину, жарил ее на углях и ел. Не имел он и шатра, а спал на земле. Отправляясь в поход, посылал сначала гонцов сказать: «Хочу на вы идти». Итак, перед нами — идеальный воин. По-видимому, в дан-230 ном случае летописный текст сообщает не столько о том, каким был реальный князь Святослав Игоревич, сколько о том, каким хотел бы видеть князя-воина сам летописец. Несомненно, однако, что личность Святослава не случайно была выбрана для создания такого идеального образа. В 964 г. войско Святослава вступило в земли последнего не покорившегося Киеву и платившего дань хазарам славянского племени — вятичей. Пройдя «сквозь вятичи», Святослав обрушился на хазар. Войско кагана (повелителя) было разгромлено. Русская рать разорила расположенную в устье Волги столицу каганата — Итиль, сожгла древний хазарский город Семендер в Прикаспии и, пройдя с боями через земли ясов и косогов (предков осетин и черкесов), овладела расположенной на Дону крепостью Саркелом, которую русские назвали Белой Вежей. Восточные авторы сообщают, что войско Святослава опустошило также земли буртасов (мордвы) и столицу расположенного в Среднем Поволжье тюркского государства Волжской Булгарии — город Булгар. На обратном пути (в 966 г.) Святослав заставил подчиниться и вятичей. Судя по летописному упоминанию о том, что «вятичи победи Святослав и дань на них возложи», обитатели дремучих приокских лесов сопротивлялись установлению киевского господства (сменившего хазарское), но должны были смириться. Поход Святослава в Поволжье резко изменил всю издавна сложившуюся в южных степях расстановку сил. Хазары не смогли оправиться от нанесенного удара и вскоре каганат распался. Русь овладела важным городом Тмутаракань на Таманском полуострове. Пути на восток были открыты для Руси. Казалось бы, поход принес ей величайшую пользу. Однако, взимая дань с некоторых славянских племен, каганат в то же время сдерживал натиск кочевников, рвавшихся к границам Руси с востока. Теперь хазарский заслон рухнул. Хозяевами южнорусских степей надолго стали племена печенегов, — враги не менее опасные, чем хазары. А пока Святослав готовился к новому далекому походу. В 967 г. в Киев прибыл византийский посол патриций Калокир. Император Ни-кифор Фока, видный полководец, воевал тогда с Дунайской Болгарией. Стремясь ослабить сопротивление болгар, он решил столкнуть их с Русью. Калокир пошел дальше того, что ему было поручено. Честолюбивый патриций подговаривал русского князя не просто вторгнуться в Болгарию, но и удержать ее в своей власти, а самому Калокиру посодействовать в захвате императорского трона. За это посол обещал Святославу несметные богатства из византийской казны. В 967 г. киевская рать вторглась в Болгарию. В битве под Доро-столом (ныне — г. Силистра) болгарское войско было разбито. Свя- тослав овладел несколькими городами на Дунае. До лета 968 г. он оставался в придунайском городе Переяславце. Позднее он даже заявлял, что хочет перенести туда свою столицу, объясняя это так: «То есть середа (середина) земли моей, яко ту вся благая сходятся: от Грек злато, паволоки, вина и овощеви разноличныя, из Чех же, из Угорь сребро и кони, из Руси же скора (меха) и воск, мед и челядь». Уходя за Дунай, князь оставил практически без защиты свой родной Киев, где жила престарелая Ольга с внуками. Воспользовавшись этим, печенеги осадили город. Окруженные со всех сторон жители изнемогали от голода и жажды. Жители Заднепровья собрались в ладьях напротив Киева, но напасть на многочисленных врагов не решались. Между тем киевляне говорили: «Нет ли кого, ко пробрался бы на ту сторону и сказал, что, если не подступят утром к городу, мы сдадимся печенегам?» Вызвался один юноша (возможно, мальчик — в летописи он назван отроком). Выйдя из города с уздечкой в руках, он прошел через вражеский стан. Спрашивая по-печенежски: не видел ли кто коня? Лишь когда он бросился в Днепр и поплыл, печенеги поняли, что это лазутчик, но уже ни догнать его, ни попасть в него стрелами не могли. Наутро с той стороны Днепра громко затрубили трубы. Испугавшись, что вернулся Святослав, печенеги отошли от города, а тем временем княжеская семья успела перебраться на другой берег. Воевода Претич, пришедший на выручку киевлянам, убедил вернувшихся печенегов, что он — княжой муж, явившийся с передовым отрядом, а за ним поспешает сам князь с бесчисленным войском. Печенежский князь в знак примирения обменялся с Претичем оружием и отступил от города. Но далеко печенеги не ушли. Тогда киевляне отправили к Святославу гонцов с горькими и знаменательными словами: «Ты, князь, чужой земли ищешь и о ней заботишься, а свою покинул, и нас чуть было не взяли печенеги». Святослав вернулся, отогнал печенегов и, распределив свои владения между сыновьями, вновь отправился в Болгарию. Но болгары, овладевшие к тому времени Переяславцем, не впустили русского князя и даже вступили с ним в бой. С немалым трудом Святослав одолел их. В Константинополе укрепление Святослава в Болгарии вызывало беспокойство. Там считали, что болгары уже наказаны и русским больше нечего делать на Дунае. Новый император Иоанн Цимисхий в начале 970 г. направил к Святославу посольство, обещая выплатить дань, если князь вернется на Русь. В ответ Святослав потребовал выкуп за все захваченные им города и вдобавок, по свидетельству византийского историка, заявил, что если греки не смогут заплатить, то «пусть покинут Европу, которая им не принадлежит, и убираются в Азию». Русско-болгарская война переросла в русско-византийскую. Ход этой войны излагается русской летописью и византийскими хрониками по-разному. Обе стороны преувеличивали свои победы и умалчивали о поражениях. Летопись рассказывает о сражении, в котором десятитысячное войско Святослава противостояло вдесятеро превосходящим византийским силам. Именно во время этой битвы князь обратился к дружине со знаменитой речью: «Да не посрамим земли Русские, но ляжем костьми, мертвые бо срама не имам. Аде ли побегнем, срам имам». По летописи, «и одоле Святослав, и бежаша греци». Бесстрашие князя не подлежит сомнению, но вот исход битвы при таком соотношении сил представляется все же маловероятным. В конце концов после ряда сражений Святослав был осажден в Доростоле и, несмотря на то что греки не могли взять крепость, вынужден был просить о мире. Заключить мир удалось летом 971 г. на следующих условиях: русские оставляли Болгарию, обязывались впредь не вторгаться в нее, а также оказывать империи помощь против любого нападения извне. За это Цимисхий согласился беспрепятственно пропустить русских на Днепр. Болгария в результате событий 967—971 гг. окончательно превратилась в византийскую провинцию. Русским же византийцы нанесли последний удар печенежскими руками. Послы Цимисхия предупредили кочевников, что Святослав возвращается с малочисленной дружиной, и те устроили засаду в порогах. Святослав был убит. Из его черепа печенежский князь Куря сделал чаш и пил из нее надеясь, в соответствии с языческим поверьем, приобрести таким образом силу и отвагу поверженного врага. До Киева добрался лишь Свенельд с немногими дружинниками. Попытка Святослава овладеть дунайскими берегами не удалась. Кто же он, князь Святослав? Великий полководец или искатель приключений? Безрассудный предводитель удалой дружины или дальновидный политик, заботящийся об укреплении своей державы? Разные ответы услышим мы от историков. «По отношению к Руси вся стремительная деятельность Святослава не только не была невниманием к ее интересам... но, наоборот, все было рассчитано на решение больших государственных задач», — утверждает наш современник академик Б.А. Рыбаков. Но еще в 50-х годах XIX столетия С.М. Соловьев писал: «Святослав... с своею отборною дружиною покинул Русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли». Говоря об этом князе, нелегко преодолеть обаяние доблести, готовности к самопожертвованию, ратного умения. Но нельзя и не задаться вопросом: во имя чего? Можно судить о Святославе по его громким победам, описанным в летописи. А можно — по горестному упреку чудом спасшихся киевлян («а свою (землю) покинул»). Что покажется нам важнее? 1. Возвышение Москвы. Между различными княжествами Северо-Восточной Руси с конца XIII в. шла упорная борьба за главенство в русских землях. К этому времени значение наиболее крупного экономического и политического центра Северо-Восточной Руси приобрела Тверь, князья которой получили у ордынских ханов так называемый ярлык на великое княжение Владимирское. Однако уже с начала XIV в. в борьбу за обладание этим ярлыком вступили и московские князья, опиравшиеся на растущую мощь Москвы. Московское княжество возникло еще в XIII в. Оно заметно усилилось в начале XIV в., когда к Москве были присоединены Коломна, Можайск и Переяславль-Залесский. Важное значение для усиления московских князей имело то, что им удалось привлечь на свою сторону церковь, имевшую большие материальные ценности и немалое влияние. Между московскими и тверскими князьями развернулась жестокая борьба. Ордынские ханы поддерживали то одного, то другого соперника, присылали на Русь свои войска, которые снова разоряли русские земли. В конце концов победа осталась за Москвой. Когда в 1327 г. в Твери народ поднялся против ордынского сборщика дани, московский князь Иван Калита (1325—1340) вместе с ордынской ратью подавил восстание. Получив от хана право собирать дань с русских земель в пользу Орды, Калита сумел обеспечить московскому княжеству и другим русским землям длительную передышку от ордынских вторжений. Многие князья оказались в зависимости от московского князя, который располагал теперь большими деньгами. Недаром он получил прозвище «Калита», что значит «кошель с деньгами». Усиление Московского княжества создавало предпосылки для объединения Руси. Борьба Москвы и Твери. «И почему было Москве царством бы-ти? И хто то знал, чо Москве государством слыти?» — удивлялся автор XVII столетия. И в самом деле, как случилось, что именно Москва, второстепенный городок Владимиро-Суздальской земли, стала столицей огромной Российской державы? Какие условия тому способствовали? Задание. Взгляните на карту. Все ли княжества имели шанс возглавить объединение русских земель? Конечно, Москва была расположена удобно. Защищенная густыми лесами и соседними территориями, она была далека от опас-234 ных рубежей, находилась на важных торговых путях Волго-Окско-го междуречья, располагала сравнительно плодородными землями, на которых издавна велось пашенное земледелие. Но не одна лишь Москва обладала этими преимуществами. Ничуть не менее выгодным было и положение Твери. Москва могла стать центром объединения, но не обязательно должна была им стать. Закономерен процесс собирания земель вокруг одного из центров Северо-Востока, но случай решал, какой именно город станет столицей нарождающегося государства. Тверское княжество возникло в XIII в. В 1247 г. на тверской престол сел младший брат Александра Невского Ярослав Ярославич. Первым московским князем стал младший сын Александра Невского — Даниил. Первоначально Московское княжество было небольшим, но Даниилу удалось значительно расширить его. В 1301 г. он отнял у рязанских князей Коломну, потом получил по завещанию племянника Переяславское княжество. Эти территории были экономически развитыми и многонаселенными, они открывали московским князьям пути к важным речным бассейнам. В 1303 г. Даниил умер, оставив московский престол старшему сыну Юрию. А через год, когда не стало и великого князя Андрея, Юрий Данилович и Михаил Ярославич Тверской повели борьбу за ханский ярлык на великое княжение. Поначалу великим князем стал Михаил. Но в 1318 г. новый хан Узбек, опасаясь усиления Твери, поддержал Юрия и дал ему войско для войны с тверским князем. Однако тверичи не смирились. В сражении московско-ордынское войско было разбито. В плен попала жена Юрия Агафья (Кончака), родная сестра хана. На беду тверского князя в плену она умерла. Юрий не преминул воспользоваться этим. Оба князя предстали перед ханским судом. Михаил Ярославич, обвиненный в отравлении ханской сестры, был казнен. Сохранилась «Повесть о Михаиле Тверском», написанная современником событий. Исповедуясь перед отъездом в Орду, князь говорил: «Умыслил положити душу свою за отечьство, избави множество от смерти своею кровию...» Нам неизвестно, произносил ли в действительности такие слова Михаил Тверской. Важно другое — как тогда воспринимался нравственный долг и подвиг человека. Пострадать за «множество», т.е. за народ, «положити душу свою за отечьство» — вот истинная высота! Великокняжеский ярлык не долго пробыл в Москве. В 1324 г., встретив в Орде Юрия, тверской князь Дмитрий Михайлович убил его, за что сам поплатился жизнью — был казнен монголами. Дмитрий, конечно, понимал, что хан не потерпит самоуправства. Но не- даром звали князя — Грозные Очи. Гордый и непреклонный нрав требовал отмщения за отца. Орда постоянно стремилась разжигать вражду между русскими князьями. И на сей раз, передав ярлык брату казненного Дмитрия Александру Михайловичу, хан в то же время приблизил к себе нового моковского князя Ивана Даниловича Калиту. Слово «калита» означало кожаную сумку, кошель, который пришивался или пристегивался к поясу. Скорее всего, князя прозвали так за богатство. Приложение 4
|