ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРОЦЕССОВ ВООБРАЖЕНИЯ
Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), Так, новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения носят аналитико-синтетический характер. Перечислим основные приемы и способы процесса воображения. 1) Агглютинация – " склеивание", комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. К примеру, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы). 2) Акцентирование или заострение – выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Карикатуристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом. 3) Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп. 4) Схематизация – сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира. 5) Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. А.М. Горький писал: " Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать–пятьдесят человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные типы". Воображение различается у людей по нескольким признакам: Ø яркости образов; Ø степени их реалистичности правдивости, Ø новизне, Ø оригинальности; Ø широте воображения, Ø произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное воображение); Ø типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.); Ø устойчивости.
|