МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. В XVI в. движение за реформу католической церкви приобрело общеевропейский характер и нашло поддержку у разных слоев населения
В XVI в. движение за реформу католической церкви приобрело общеевропейский характер и нашло поддержку у разных слоев населения. Католическая церковь во главе с папской курией стремительно теряла свое былое значение в духовной и политической жизни общества. Образование централизованных национальных государств в Западной Европе лишило церковь ее прежней наднациональной политической роли. В результате распространения идей Возрождения и гуманизм, способствовавших формированию светского сознания, и развития научных знаний церковь потеряла монополию на образование и идейное руководство обществом. В то же время во многих странах, в частности в Германии, она продолжала владеть огромными материальными богатствами, землями, городами и селами. Архиепископы и многие епископы были независимыми князьями. Раздробленность Германии исключала активное вмешательство в дела церковного управления императора Священной Римской империи. По уровню экономического развития Германия к началу XVI в. уступала только Нидерландам и Англии. С ростом городов сельское хозяйство стало приносить больше доходов. Земельные собственники увеличивали прежние крестьянские повинности и изобретали новые. Вместе с тем Реформация зародила в сознании части народа веру в возможность перемен. Толчком к массовому движению за Реформацию послужило выступление ученого монаха Мартина Лютера (1483-1546), направленное в основном против практики продажи индульгенций. Лютер вывесил на дверях церкви университета в городе Виттенберге, где он преподавал богословие, обращение к ученым и духовенству - 95 тезисов. Лютер объявил отпущение грехов за деньги кощунством и отверг внешние атрибуты религиозного культа католической церкви, провозгласив единственным путем к спасению искреннюю веру в искупительную жертву Христа. Тезис о том, что спасение даруется человеку непосредственно Богом, подрывал претензии католического духовенства на особую посредническую роль. Летом 1520 г. папа римский отлучил Лютера от церкви. В ответ тот публично сжег папскую буллу. Власти попытались арестовать Лютера, но один из немецких князей укрыл его в своем замке. Скрываясь от преследований, Лютер перевел Библию на немецкий язык, заложив основы современной германской литературы. Народные массы видели в Реформации не только религиозное обновление, но и преобразование всей системы общественных отношений согласно буквальному толкованию евангельских заповедей. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер. В ходе Крестьянской войны возникло несколько программ восставших. Одна из них «Статейное письмо» наиболее революционная по содержанию, вышла из окружения Т. Мюнцера. Данный источник содержит требования наиболее радикальной части восставших сформулированные в конце 1524 или в начале 1525 г. и ставшие знаменем всех революционных сил. Необходимо установить, в чем заключалась критика феодального строя в проповедях Мюнцера, и попробовать охарактеризовать программу Томаса Мюнцера и его сторонников, выражавших интересы народной реформации. Анализируя источник «Статейное письмо», следует вспомнить, что народная Реформация выдвигала антицерковные требования. Следовательно, им необходимо дать обязательную характеристику. Программа «12 статей» стала основным манифестом восставших крестьян. Составленная весной 1525 г. на основе жалоб крестьян из разных селений, она обобщает массу крестьянских требований, порождавших ненависть к феодалам. Это придает источнику всегерманский характер. Анализируя требования, следует выяснить, покушаются ли крестьяне на самые основы феодального строя? В какой мере происходит защита общинных прав? Какие требования свидетельствуют о влиянии Реформации на крестьянскую программу? В чем выражается компромиссный, недостаточно боевой характер данной программы? «Объяснение Двенадцати статей», содержит крестьянские требования, урезанные под воздействием горожан. Ответы городских властей на «Меммингенскую петицию» позволяют судить о позиции патрицианской верхушки немецкого города. «Гейльброннская программа» была составлена в мае 1525 г. во Франции в тех кругах бюргерства, которые решились примкнуть к крестьянскому восстанию. Анализ данной программы говорит о том, что бюргерские круги защищали весьма противоречивые требования. В тексте документа содержатся требования, объективно способствовавшие буржуазному развитию страны, в то же время в программе отразились пожелания, имевшие целью защиту мелкой собственности и мелкого производства. Изучая программу, следует подробно рассмотреть обе эти тенденции бюргерства. Изучение трех основных документов позволит сравнить главные источники по Крестьянской войне, что позволит выяснить значение этого события и оценить его исторические уроки.
|