Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

См.: Аристотель. Политика. I7, 1255 b1Я—47 // Спч M 1QX3 Т 4 Г. 387






что оно было условием всестороннего раз­вития других6. Но в таком случае им, как Сократу из " Пира" и его последователям, философам-киникам, не оставалось ничего другого, как обречь философию на геро­ическую нищету Эрота-философа, сына бо­гатства и бедности — Пороса и Пении, который

...груб, неопрятен, не обут и бездомен; он валяется на голой земле, под открытым небом, у дверей, на улицах...7

У греков независимость философа была, таким образом, привилегией рабовладель­ца или тунеядца, лишенного, как Диоген, элементарного человеческого достоинства. Борясь против софистов, которые получали приличные доходы, торгуя своей ученос­тью, Сократ фактически приговорил фило­софов, не принадлежащих к зажиточным слоям общества, к бедственному сущест­вованию бродяг, промышляющих чем по­пало. Философы не простили софистов, превративших знание в предмет купли-про­дажи и сделавших распространение фило­софии делом коммерции. Такая позиция философов объясняется, конечно, весьма благородной идеей о том, что философия является универсальным духовным благом, которое по праву принадлежит любому со­знанию и, следовательно, не может ни при­сваиваться частным лицом, ни служить частным интересам. Но если философ от­казывается торговать знанием, а тем са­мым и участвовать в разделении труда и товарном обмене, значит, он должен об­ладать достаточной экономической незави­симостью для того, чтобы посвятить свою жизнь незаинтересованной рефлексии. Ор­ганизация античного общества, не знавшая иного способа существования, кроме част­ного, оставляла, таким образом, для заня­тия философией лишь две возможности — обладание богатством или тунеядство. В эпоху средневековья, как и в новое время, церковь и государство становятся особыми социальными образованиями, собственные средства которых путем дарения, налогов или податей черпаются из общественного

6 См.: Маркс К. Капитал. Кн. I, гл. 15, IV, 2 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 539.

7 Платон. Пир. 203 d // Соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 2. С. 133.


 

 


богатства. Духовенство или чиновничество обеспечивают таким образом философу безбедное существование, но при том усло­вии, что он хочет и может выражать свою свободу суждения в рамках учреждений, ос­нованных на принципах иерархии и подчи­нения власти. Чтобы утвердить независи­мость философии от экономики, философ отказывается ею торговать; но тем самым он предполагает решенной проблему свое­го экономического существования, как если бы оно могло, в конечном счете, быть обес­печенным вне экономических механизмов общества, в котором живет философ.

Стало быть, философия должна заста­вить признать свои права вопреки давле­нию естественной необходимости и соци­ального утилитаризма. Занятие философи­ей предстает, таким образом, не как необходимость, а как то, что надлежит ре­ализовать с помощью нашей собственной деятельности. По отношению к нашей сво­боде философия выступает в качестве зада­чи, которую предстоит решить, но не пото­му, что есть такое принуждение или необ­ходимость, а потому, что философия может почитаться за благо. Однако и здесь присутствует своя форма необходимости. Ведь необходимым является не только то, что производится по определенным причи­нам, или то, что нужно для жизни, но и то, без чего благо невозможно:

Необходимым называется то... без чего благо не может ни быть, ни возникнуть, а зло нельзя устранить или от него ос­вободиться (например, выпить лекарство необходимо, чтобы выздороветь, и по­плыть в Эгину, чтобы получить деньги)1.

Можно, конечно, жить, не философствуя. Но жизнь, не знающая радости и свободы мышления, жизнь, когда человек не стре­мится стать хозяином своей судьбы, опира­ясь на собственную рефлексию, — такая жизнь не является хорошей жизнью. Если для жизни, как таковой, философия есть излишество, то для подлинно человеческой жизни она как нельзя более необходима. Таким образом, можно утверждать, что философия необходима, но только как средство для достижения цели, которая не

Аристотель. Метафизика. V 5, 1015 а 22—26//Соч. Т. 1. С. 151.


предписана человеку никакой естественной необходимостью. Необходимость филосо­фии оказывается, следовательно, не абсо­лютной, но обусловленной2: она выступает при определенном предположении, прояв­ляя себя только там, где индивиды и об­щества, освобождаясь духовно и матери­ально от подчиненности нужде, могут и хо­тят сделать каждую человеческую личность полностью владеющей собой благодаря свободе мышления.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 619. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия