РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ
Подобное разрешение конфликта между наукой и философией имеет смысл лишь постольку, поскольку признается значимость и ценность культуры, сфера которой простирается и за пределы сферы науки. Если же к культуре из-за неизбежного присутствия в ней элемента всеобщности и связанной с этим определенной неточности относятся со стойким недоверием, то тогда философии очень трудно уберечься от соблазна сциентизма. Однако наука всегда дает лишь частичный и приближенный образ реальности, и поэтому довольствоваться сциентизмом с присущей ему узостью не менее трудно. В таком случае для удовлетворения стремления души к бесконечности и целостности можно обратиться к религии. Если философия начинает сомневаться в своей способности превзойти научное знание, выходя за его пределы, то зачастую именно со стороны религии ждет она помощи и поддержки. Таким во многих отношениях было решение, к которому пришел Платон. Осуждая от имени зарождающейся науки культуру своего времени, он благодаря своему вдохновенному энтузиазму избежал прозаического научного мышления и предпочел научному анализу, оперирующему понятиями, язык символа и мифа, соединяющий в себе религиозное и поэтическое вдохновение. Вместо соблазнов сциентизма Платон допустил соблазны эстетизма и религиозности. Паскаль не ошибся, сказав, что " Платон — для приготовления к христианству" 1. В некоторых отношениях в противоположном смысле Ницше назвал христи- 1 Паскаль Б. Мысли. 612(219). М., 1995. С. 258. анство " платонизмом для народа" 2. Для Паскаля философия не могла быть не чем иным, как приобщением к тайнам религии, для Ницше религия — это экзотерическая, рассчитанная на простонародье версия истин, которые может постичь лишь аристократическая философия. Тем более интересно, что противоположные друг другу Ницше и Паскаль сходятся в одном: оба философа ощущают близость платоновского вдохновения к религиозному. С этой близостью связан ряд проблем. Она, безусловно, соответствует характеру Платона, превратившего Академию в религиозное братство, и чей поэтический темперамент спонтанно выражался на религиозном языке символа и мифа. Тем не менее творчество Платона вращается не вокруг мифа, а вокруг реальной истории — истории суда над Сократом и его смерти. Эта история существенна не только для платонизма, но и для философии вообще, ибо речь идет о самой истории ее зарождения. Однако история осуждения и смерти героя, основателя философии, по сути нерелигиозна, ибо Сократ стал жертвой процесса по обвинению в безбожии. Действительно, одно из главных обвинений против него гласило, что он " не признает богов, которых почитает город, но вводит иные, новые божества" 3. По своей форме это обвинение является, собственно, обвинением не в безбожии, а в новшествах в религиозной сфере4: таким образом, Сократ не объявлялся совершенно безрелигиоз- 2 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Введение // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 240. 3 Слова Ксенофонта и Фаворина. Платон в " Апологии Сократа" (24 be) опускает слово " вводит", но признает, что его цитата не точна. 4 См.: Платон. Евтифрон. 3 b // Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 1. С. 296.
ным человеком. Но " Апология Сократа" указывает, что если не прямо, то как бы в подтексте обвинения все-таки подразумевалось, что Сократ был атеистом. В частности, Мелет упрекает его в том, что он не верит в божественную природу солнца и луны, а видит в них лишь камень и ком земли. Благочестивый Платон старается защитить Сократа именно от этого обвинения. В " Апологии" он жалуется на то, что, приписывая Сократу натуралистические воззрения его учителя Анаксагора, Мелет стремится (прибегая к печально известному в наши дни приему " сваливать все в одну кучу") распространить осуждение за безбожие, которому был подвергнут Анаксагор, на всех, кто был так или иначе связан с последним'. В " Пире" Платон показывает нам, как Сократ, проведя день и ночь в медитации, обращается с молитвой к солнцу2. Впрочем, и в самом деле нет никаких оснований приписывать Сократу, так сказать, личное безбожие: по свидетельству Ксенофонта, все знали, что Сократ приносил полагающиеся жертвы богам. Так что Сократу, несомненно, было присуще религиозное умонастроение. Но в самой природе его религиозности присутствовало нечто беспокоившее его противников, преданных официальной религии. Обвинение во введении культа новых божеств, очевидно, имеет в виду " вещий голос... гения" 3, о котором Сократ говорил, что это " нечто божественное или чудесное" и что это " голос", который он слышал с детских лет и который, когда он к нему прислушивался, отвращал его от исполнения его намерений4. Пророчество и предвидение, конечно, не чужды греческой религии. Но, чтобы действовать легально и не вызывать подозрения у религиозной власти, пророки и предсказатели должны были принадлежать к какому-либо признанному сообществу. С точки зрения благочестивых обвинителей, вина Сократа заключалась именно в " частном" использовании своего дара предвидения. Эта вина была тем более тяжкой, что " демон" Сократа никогда 'См.: Платон. Апология Сократа. 26 d—е // Соч.: В 3 т. М., 1968. Т. 1. С. 94—95. 2См.: Платон. Пир. 220 d // Соч. Т. 2. С. 153. 3 Платон. Апология Сократа. 40 а // Соч. Т. 1. С. ПО. Ср.: Эвтидем. 272 е; Государство. VI 496 с; Федр. 242 Ь; Теэтет. 151 а. 4 Там же. 31 cd. С. 100. не побуждал его к действию, а ограничивался удержанием от действия: то был злой дух, поскольку он был духом критическим. По признанию Платона, Афины были самым свободным городом Греции5. Однако его политическая система была еще слишком рудиментарной и хрупкой, слишком недалеко отошедшей от своих патриархальных и религиозных истоков. И неудивительно, что ее время от времени потрясали внезапные вспышки фанатизма, которые привели к осуждению за безбожие не только Сократа, но и Анаксагора, Протагора, Аристотеля и многих других. Эти процессы, в которых политика и религия выступали в неразрывной связи, поскольку греческая религия была религией гражданской, представляли собой острую реакцию традиционного менталитета: свободу обучения и философской мысли этот последний воспринимал как посягательство на свои религиозные убеждения и, следовательно, как угрозу социальному порядку, небесную гарантию которого и составляли эти убеждения. Подобная реакция вполне понятна, когда философ, например Анаксагор, проявляет себя как натуралист или когда он, подобно Протагору в его трактате " О богах", выражает сомнение в существовании богов и в возможности их познать: Относительно богов я ничего не знаю — ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни того, каков их облик. Слишком многое мешает это узнать: отсутствие очевидности и краткость человеческой жизни6. Однако, когда личная набожность философа, как в случае с Сократом или Аристотелем, не вызывает сомнений, инстинктивная подозрительность религиозного сознания по отношению к философии требует более глубокого объяснения. Обвинители Сократа проливают свет на эту проблему, когда осуждают его за новации в области религии или даже за безбожие из-за того, что философ доверял своему " гению". С точки зрения религии философия виновна именно в этом. И действительно, любая религия строится на институциональной 'См.: Платон. Законы. 693 е // Соч. Т. 3. Ч. 2. С. 165. 6 Protagoras. Des dieux. Fgt. B 4 DK.
власти и на исключительном праве этой власти на обнаружение истины. Это верно даже в отношении столь причудливой религии, как греческая, где верующие не имели другой теологии, кроме созданной фантазией поэтов. Для институциональной религии философия подозрительна потому, что она, как и наука, основана на претензии открывать истину, пользуясь лишь ресурсами свободной мысли. При этом безразлично, является ли сам философ атеистом или нечестивцем: он подозрителен уже в силу того, что подкрепляет свою веру личными доводами и осмеливается подвергать суду собственной совести смысл набожности, пусть даже для того, чтобы ее обосновать. Здесь не помогает даже то, что философ оправдывает свою философию религиозными мотивами, как это делал Сократ, ссылаясь на свою божественную миссию1 или относя проявления своего " гения" на счет богов. Ибо для институциональной религии это верх безбожия, когда философское сознание, возводя свое вдохновение к божественному источнику, тем самым фактически создает культ своего собственного гения. История философии и история наук на философской стадии их формирования отягощена конфликтами, а что касается преследований, то греческая религия тут отнюдь не одинока. Христианство тоже осуждало свободу разума как атеизм, нечестие и " дьявольскую гордыню": достаточно вспомнить судьбы Абеляра, Джордано Бруно или Галилея. Сейчас эта проблема потеряла свою остроту, ибо развитие научного и практического духа превратило религию вроде бы в дело прошлого. Несомненно, наследники Галилея окончательно взяли реванш над инквизицией. Но для философии в этой победе не только одна радость. С точки зрения сциентизма философия так же устарела, как и религия. Технократический фанатизм представляет для философии еще более серьезную угрозу, нежели фанатизм религиозный. В этой связи проблема соотношения философии и религии только осложняется. В самом деле, если в противовес вере как откровению, ис- 'См.: Платон. Апология Сократа. 28 е // Соч. Т. 1. С. 97—98. ходящему от религиозного авторитета, философия утверждает свою собственную веру в свободу исследования и право на независимое мышление, которые лежат также и в основании науки, то в противовес узости и приземленности сциентистской мысли она поддерживает религиозное стремление человеческой мысли к бесконечности и целостности. Таким образом, философия не может впасть в технократический предрассудок, будто спор свободной мысли с религией — дело прошлого. Ведь в философском темпераменте есть " величие... благосклонное охранение и защита того, чего не понимают и на что клевещут, — будь это Бог, будь это дьявол" 2. Но прежде всего философия не может забыть о том, что на протяжении всей истории ее развития между философской проблематикой и проблематикой религии сохранялась связь, и чем она была теснее, тем полемичнее.
|