Практическое задание. Подготовьте биографический материал об основных вехах государственной деятельности канцлера Александра Михайловича Горчакова – выдающегося дипломата
Подготовьте биографический материал об основных вехах государственной деятельности канцлера Александра Михайловича Горчакова – выдающегося дипломата, патриота России. Задание может быть выполнено в виде презентации. Вариант 2. Общественные движения и общественно-политическая мысль России XIX в.
XIX век — особый в истории России. Впервые и перед верховной властью, и перед обществом, как насущная жизненная потребность, встал вопрос об ограничении самодержавия и отмене крепостного права. Шел процесс осознания необходимости и неизбежности коренных преобразований в стране. Одной из наиболее характерных черт царствования Александра I после Отечественной войны 1812 г. стало нарастающее общественное движение, которое впервые в истории России приобрело четкие организационные формы. Тысячи молодых офицеров вернулись из заграничного похода русских войск убежденными противниками самодержавия и крепостничества. Распространению таких взглядов способствовал также национально-патриотический подъем русского народа, вызванный войной с Наполеоном. Бездействие и нерешительность властей в реформировании общества подталкивали сторонников преобразований к созданию тайных обществ. В 1816 г. в Петербурге был образован «Союз спасения», преобразованный в 1818 г. в «Союз благоденствия». Своими целями участники организации считали уничтожение крепостного права и ограничение самодержавия. В 1821–1822 гг. создаются два новых общества – Северное в Петербурге и Южное на Украине (участников этих организаций позднее назовут декабристами). В программе «Русская Правда», составленной руководителем Южного общества П.И. Пестелем будущее России виделось парламентской республикой. В программе Северного общества, написанной Н.М.Муравьевым и названной «Конституция», отстаивались идеалы конституционной монархии, а избирательные права граждан ограничивались высоким имущественным цензом. Активные действия декабристов были ускорены династическим кризисом, в котором оказалась российская монархия после внезапной кончины Александра I (19 ноября 1825 г.) Однако восстание в Петербурге 14 декабря 1825 г. было разгромлено, а его участники арестованы. Николай I сурово покарал восставших. Пять человек — П.И.Пестель, К.Ф.Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г.Каховский — были повешены на кронверке Петропавловской крепости. 121 декабриста сослали на каторгу, на поселение в Сибирь, разжаловали в солдаты и перевели на Кавказ, в действующую армию. Основная причина подъема общественного движения в XIX в. — растущее понимание отставания России от передовых западноевропейских стран. Идеологи разных слоев общества искали пути социально-экономического и политического развития страны в соответствии с требованиями времени. В общественном сознании России XIX в. сформировались три ведущих идейных течения: консервативно-охранительное, либеральное и революционно-демократическое. Идейным выражением консервативно-охранительного течения была теория официальной народности, доказывающая незыблемость устоев российской государственности: самодержавия, православия, народности. Имея ярко выраженные антизападнические настроения, теория официальной народности была нацелена на предотвращение революционного взрыва в обществе, воспитание верноподданнических настроений, упрочение традиционных ценностей российской монархии. На рубеже 30—40-х гг. XIX в. среди либералов сложились два идейных течения — славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты К.С. и И.С. Аксаковы, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин. Идеологами западников — историки, юристы, писатели и публицисты Т.Н.Грановский, К.Д. Кавелин, С.М.Соловьев, В.П.Боткин. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право. Боясь революционных потрясений, они считали, что правительство должно провести необходимые реформы. Вместе с тем, были и существенные различия во взглядах западников и славянофилов. Славянофилы преувеличивали национальную самобытность России и отстаивали особый путь ее исторического развития. Западники же исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. В пореформенный период либералы выступали за введение демократических свобод и продолжение реформ, создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. В социально-экономической сфере либералы приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, предлагали ликвидировать сословные привилегии. Российский либерализм, проповедуя классические буржуазные ценности, имел особенности — дворянский характер из-за политической слабости буржуазии и близость к консерватизму. Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. В конце 40-х — начале 50-х годов XIX в. складывается революционно-демократическое направление русской общественной мысли. Его ведущие представители — А.И.Герцен, Н.П.Огарев, Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский. Идейной основой революционно-демократического движения стала теория крестьянского общинного социализма, основные положения которой сформулировали А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский. Идеал общественного развития они видели в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. Крестьянская община воспринималась как ячейка социалистического строя. Отсюда делался вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Теория общинного социализма служила идейным основанием деятельности революционных народников 70-х гг. XIX в. В отличие от консерваторов и либералов революционные народники стремились к насильственным методам преобразования России, к коренному переустройству общества путем крестьянской революции. Теоретические основы трех течений революционного народничества – бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического – были разработаны М.А.Бакуниным, П.Л.Лавровым и П.Н.Ткачевым. В 1874 г. молодые революционеры организовали массовое «хождение в народ», надеясь подвигнуть крестьян к восстанию. Однако попытка поднять крестьян на борьбу закончилась полным крахом: крестьянство оказалось глухо к революционным призывам, большинство участников «хождения в народ» были арестованы. В 1876 г. уцелевшие народники образовали новую организацию — «Земля и воля» (1876–1879 гг.) во главе с Г.В.Плехановым, А.Д.Михайловым, С.М.Кравчинским. Было предпринято второе «хождение в народ» — для длительной агитации крестьян. Среди членов «Земли и воли» начались дискуссии о методах борьбы. Часть народников считали террор наиболее эффективным средством достижения революционных целей. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу. В 1879 г. сторонники политического террора создала организацию «Народная воля» (1879—1881), которую возглавили А.И.Желябов, С.Л.Перовская, А.Д.Михайлов. 1 марта 1881 г. народовольцы убили царя Александра II. Однако террористический акт не оправдал революционных ожиданий, еще раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы и привел к усилению реакции и политического произвола в стране. Часть землевольцев (Г.В.Плеханов, В.Н.Засулич, Л.Г. Дейч) образовали организацию «Черный передел» (1879—1881). Члены «Черного передела» искали выход из создавшегося положения в критическом пересмотре своего идейного багажа посредством обращения к марксизму и социал-демократическим идеалам. В 1883 г. в Женеве лидеры «Черного передела» создали группу «Освобождение труда», которая поставила задачу пропаганды и распространения марксизма, сплочения сил социал-демократии для создания пролетарской партии в России. В конце XIX — начале ХХ вв. в России формируются первые марксистские кружки и группы, провозгласившие своей социальной опорой рабочий класс. В 1898 г. на I съезде вместо разрозненных кружков и групп было объявлено о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Распространение марксизма положило начало возникновению и деятельности первых рабочих организаций в России: Южнороссийский союз рабочих (руководитель Е.О. Заславский) и Северный союз русских рабочих (руководители В.П.Обнорский и С.Н.Халтурин). Вопросы к теме VI (2) 1.Движение декабристов: идеология, тайные общества, деятельность. 2.Теория официальной народности – пример «охранительной» идеологии. 3.Особенности русского либерализма. Западники и славянофилы. 4.Народническое движение и появление марксизма на российской почве.
|