Краткая интерпретация основных типов рисунков
В качестве наиболее существенных признаков себя люди обычно выделяют: 1) особенности личности, черты характера; 2) пристрастия и интересы («люблю спорт», «ненавижу жадность»); 3) психические состояния (печаль, страх, надежда и тд.); 4) описание ситуаций, в которых пациент оказался («меня все бросили», «обманули», «это несправедливо»). Заметим, что изображение по типу 1) и 3) есть результат обращения к самому себе, описания того, «какой я», а описания по типу 2) и 4) смещают центр тяжести во внешний мир, на внешние объекты, отношения к пациенту других людей. Человек, избравший способ самопредъявления по типу 2/4, мыслит себя как результат действия внешних сил, а свое психическое благополучие связывает с наличием или отсутствием конкретных внешних объектов. Часто чрезмерно суженный способ самопонимания сам по себе является источником психологических проблем. Самовосприятие людей по типу 1/3, наоборот, имеет точкой отсчета то или иное внутреннее состояние и распространяет его на внешний мир. Такие люди не считают, что изменение внешней обстановки или окружения может им чем-то помочь, поскольку не связывают свои состояния с внешними стимулами. Иногда подобная избирательная «слепота» сама по себе служит источником препятствий на пути к исцелению, поскольку такие люди отказываются от изменений внешней обстановки и среды. Более того, само начало активных действий они связывают с тем моментом, когда какое-либо состояние у них «пройдет». Это чрезвычайно затрудняет для них выход из кризисных ситуаций, так как они занимают пассивно-выжидательную позицию, считая улучшение своего состояния функцией не своих действий, а, скорее, времени («время — лучший лекарь»), не хотят видеть связь между своими состояниями и внешними событиями, воспринимая свои эмоциональные реакции, в лучшем случае, как независящие от них «особенности организма». Если все рисунки выражают одну и ту же идею, то это свидетельствует о сужении внутриличностного пространства и временной перспективы у пациента. Но чаще рисунки все же относятся к разным аспектам личностных проявлений. Встречаются случаи, когда все четыре рисунка также посвящены «одной теме», но такой, которая должна представить пациента в наилучшем свете. Это встречается у людей, которые, опасаясь столкнуться лицом к лицу со своими проблемами, тратят огромное количество энергии на наработку «фасада»: внешнего благосостояния, благополучия или оригинальности и исключительности. Чаще всего это связано с инфантильно- эгоцентрическим способом решения проблем своего развития. Совсем о другом говорит попытка объединить все четыре изображения одним целостным сюжетом. Обычно так рисуют люди, склонные к самопознанию и стремящиеся к осознанной личностной интеграции. Тогда мы видим какбы один рисунок, включающий сюжетную сцену «с участием» растения, животного, предмета и человека, выражающих различные аспекты собственного «Я».
|