Задание 5. Прочитайте высказывания о браке и семье. В чем состоит значение семьи в обществе? Какие проблемы семейных отношений выделяют авторы?
Г. Гегель: «Семья завершается в следующих трех сторонах: а) в образе своего непосредственного понятия как брак; б) во внешнем наличном бытии, в собственности и имуществе семьи и заботе об этом; в) в воспитании детей и распаде семьи». Ф. Адлер: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества». В. Гюго: «Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и неприменима. Семья – это кристалл общества». С. Н. Паркинсон: «Когда семейство викторианской эпохи рассаживалось вокруг обеденного стола, соблюдалось одно правило: старшие говорят, младшие слушают. Некоторые темы в разговоре не затрагивались, отдельные вопросы обсуждались по-французски, но младшим было чему поучиться. Более того, у них была возможность осознать собственное невежество и научиться выражать свои мысли более связно. В наши дни разглагольствуют дети, а слушают родители – пользы никакой и ни для кого, а вред вполне очевидный». С. Смит: «Брак напоминает ножницы – половинки могут двигаться в противоположных направлениях, но проучат всякого, кто попытается встать между ними». Р. Стивенсон: «Брак – это долгий разговор, прерываемый спорами». А. Теннисон: «Каков муж, такова и жена». Г. Гегель: «Брак есть правовая любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и субъективно»; «Первые необходимые отношения, в которые индивид вступает с другими, это семейные отношения. Эти отношения, правда, имеют и правовую сторону, но она подчинена стороне моральной, принципу любви и доверия»; «Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор. а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо». И. Кант: «В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность». К. Маркс: «Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба»; «Почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи и... даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей... Таким образом, принимается во внимание только индивидуальная воля, или, вернее, произвол супругов, но не принимается во внимание воля брака, нравственная субстанция этого отношения». Л. Фейербах: «Только муж и жена вместе образуют действительность человека; муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник множества, источник других людей». А. Шопенгауэр: «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». Задание 6. Вопросы семейных отношений волновали людей во все времена. Прочитайте отрывок из древнешумерского произведения. Какие положительные и отрицательные стороны семьи в нем выделены? С чем вы согласны, а с чем нет? Существует ли подобное отношение к семье в настоящее время? «Раб, повинуйся мне!» – «Да, господин мой, да!» «Создам-ка я семью, заведу детишек!» «Заведи, господин мой, заведи, создай семью, Кто завел детей – обеспечил себе заупокойные жертвы». «Нет, раб, не создам я семью, не заведу детишек!» «Не создавай, господин мой, не заводи. Семья – что сломанная дверь, петля ей имя, Из детей лишь треть здоровых, две трети – убогих!» «Так создавать мне семью?» Не создавай семьи! Создавший свою семью отчий дом расточает».
|