Таким образом, институт частной собственности является наиболее существенный предпосылкой свободы личности, способствует формированию гражданского самосознания
Таким образом, основой и главным признаком существования и функционирования гражданского общества является законодательное закрепление правового равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Показателем зрелости гражданского общества служит степень реализации прав человека и гражданина со стороны государства. Именно автономность личности и общества помогает создать сферу невластных отношений свободных людей, которые благодаря этому выступают единственно законным источником власти – как реально свободный в своем политическом выборе народ.
Современное гражданское общество – это сложная и многоуровневая система невластных связей и структур. В нем можно выделить три уровня межличностных взаимосвязей.
Первый уровень межличностных взаимосвязей составляют базовые, первичные, витальные (жизнеобеспечивающие) потребности – потребности людей в жилье, пище, одежде и т.п. Эти потребности людей реализуются через профсоюзные, потребительские и другие аналогичные объединения и ассоциации. Второй уровень межличностных взаимосвязей составляют потребности людей в продолжении рода, охране здоровья, воспитании детей, духовном совершенствовании, в вере, информации, творчестве, общении, сексе и др. (религиозные, семейно-брачные, этнические, интимные взаимодействия). Эти потребности людей реализуются через семью, церковь, образовательные, научные, культурные учреждения, творческие союзы, спортивные общества, объединения по интересам и др. Третий уровень межличностных взаимосвязей составляют потребности людей в политическом участии на основе свободного индивидуального выбора по принципу политических предпочтений и ценностных ориентаций. Для достижения третьего уровня потребностей у людей должны существовать сформированные и конкретные политические позиции. Эти потребности людей реализуются через группы интересов, политические партии, движения и др. Любое своевременное гражданское общество – это система огромного числа самодеятельных и разнонаправленных групп. Так, структура гражданского общества США представляет собой всеохватывающую сеть различных добровольных ассоциаций граждан, лоббистских групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих и кооперативных объединений, потребительских, спортивных и других обществ, религиозных, общественно-политических и иных организаций и союзов. Американские объединения граждан отражают все потребности и интересы членов общества. В одних случаях эти ассоциации противостоят друг другу, в других случаях их деятельность смыкается, носит характер сотрудничества. Однако все они независимы друг от друга и от государства. Еще в ХIХ в. французский исследователь американской политической системы А. деТоквиль писал, что одной из особенностей США является разветвленная система институтов гражданского общества, гарантирующая стабильность демократии в этой стране. В настоящее время более 70% населения США состоит в различных ассоциациях, свыше 50% граждан США активно участвует в деятельности двух и более объединений. Американский социолог Дж. Коулмен назвал активное участие американцев в социальных ассоциациях «социальным капиталом страны». Вместе с тем, американский политолог Р. Патнэм установила, что за последние три десятилетия членство американцев в добровольных объединениях сократилось до 25-50%, деятельность в них снизилась на 50%, время неформального общения – на 25%, «индекс доверия» к ассоциациям понизился на 33%. Однако исследования в других индустриальных странах Запада не выявили тенденций к сокращению в них «социального капитала».
До возникновения гражданского общества в большинстве стран Запада существовали режимы абсолютной монархии. Эти режимы жестко регламентировали жизнь обществ, давая верхушке феодального класса максимум прав и привилегий и лишая всех остальных членов общества элементарных социальных гарантий. Переход от феодального абсолютизма к гражданскому обществу в большинстве стран Запада осуществлялся через острый конфликт старого государства (в лице абсолютной монархии) и нового общества (выразителем интересов которого являлся сословный парламент). В ряде случаев этот конфликт вылился в буржуазные революции. Победа буржуазных революций положила начало коренному преобразованию общества. Оно началось с конституирования, введения буржуазных конституций, принципа разделения властей, с подчинения и государства, и гражданского общества единым правовым нормам. Однако в разных странах соотношение государства и гражданского общества оказалось различным, приобрело конкретно-исторические формы.
Англо-американская модель конституционализма. Главной ценностью в этой модели признается свобода личности и общества, их автономность по отношению к государству (традиция Локка). Государство не имеет право вмешиваться в жизнь гражданского общества, а гражданское общество самостоятельно определяет как свои приоритеты, так и задачи государства. «Декларация независимости США» (1776 г.) фиксирует это положение следующим образом: - все люди имеют равные прирожденные права на жизнь, свободу, независимость, собственность, на счастье и безопасность; - народ – источник власти, и ему принадлежит суверенитет (верховенство), а правительство – слуга народа; - все государственные власти должны действовать в интересах народа, а если они нарушают эти интересы, то народ вправе свергнуть неугодное ему правительство. В ХХ в. в целях обеспечения стабильности и прогресса общества и в США, и в Англии использовалось государственное вмешательство в экономику и государственное регулирование (Новый курс» Ф.Рузвельта в США, послевоенные экономико-восстановительные мероприятия в Англии). Однако в целом англосаксонский мир верен своей традиционный модели конституционализма. Евроконтинентальная модель конституционализма. В континентальной Европе традиционно существовали сильные государства. В результате здесь сохранился этатистский приоритет (приоритет государства над обществом) (традиция Гегеля). В итоге в Европе (особенно в Германии) сложилась концепция правового государства. Государство играет особую роль в жизни общества. Только сильное государство способно гарантировать свободу личности, конституционный набор прав человека и гражданина, социальную стабильность и правопорядок, безопасность и прогресс общества. Поэтому в странах континентальной Европы государственный порядок и национальное единство считается главными приоритетами, стоящими выше свободы личности. Абсолютизм, парламентаризм и конституционализм рассматриваются как три формы правления. Абсолютизм – это форма государства, при которой вся полнота власти принадлежит неограниченному (абсолютному) монарху. В этом смысле абсолютизм противостоит и парламентаризму и конституционализму. Парламентаризм – это форма демократического государства, при которой верховным законодательным органам является парламент, а правительство формируется парламентом и зависит от парламентского вотума доверия. Конституционализм – это форма правового государства, при которой сферы деятельности государства и гражданского общества разграничены конституцией, но правительство не зависит от воли парламента. Так, в конституционной (дуалистической) монархии министры назначаются монархом и несут ответственность перед ним. В более формализованном (юридическом) толковании под конституционализмом понимается наличие в обществе основного закона (конституции), который определяет народное представительство, разделение и объемы полномочий различных ветвей власти и гарантии прав граждан, исполнение законов признается обязательным и для управляющих, и для управляемых. Верховенство права над произвольными решениями управляющих обеспечивается: - разделением властей; - высоким положением законодательной власти; - зависимостью законодательной власти (через механизм выборов) от народа; - равным и доступным для всех граждан судом.
Конституция – это форма соглашения общества и государства о разграничении сфер их деятельности: гражданское общество – сфера индивидуальных свобод и частных интересов; государство – сфера публичной власти и общих интересов. Конституционализм может быть действительным и мнимым. Действительный (реальный) конституционализм имел место в тех странах, где гражданское общество было достаточно сильным и сумело на практике ограничить произвол абсолютистского государства, начав с расширения прав парламента и постепенно осуществив переход к демократии. Мнимый (фиктивный) конституционализм имел место в странах со слабо развитым гражданским обществом. В этих странах абсолютная монархия в союзе с бюрократией и верхушкой буржуазии, не требовавшей ограничения абсолютизма, сумела сохранить всю полноту власти даже после создания представительных органов. Так, российское самодержавие после создания Государственной Думы как законосовещательного органа (6 августа 1905 г.) и даже после придания Думе частичных законодательных функций (17 октября 1905 г.) полностью сохранило незыблемость монархического начала в стране. Немецкий социолог М. Вебер назвал государственный строй России 1906 года «псевдоконституционализмом», «конституционной ловушкой» и констатировал отсутствие в тогдашней России предпосылок для утверждения либеральной демократии.
|