Политический режим – это система средств и методика реализации политической власти, определяющая уровень обеспечения прав и свобод граждан данного государства
Общество как сложная система взаимодействия индивидов, групп, организаций нуждается в целесообразном упорядочении и разумном согласовании разнородных социальных интересов. Эту функцию выполняет государственная власть. Однако власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств – насилия, принуждения, убеждения, страха и др. От того, насколько власть заботится о своих гражданах, уважает и охраняет их права и интересы, на каком уровне оно взаимодействует с негосударственными общественными структурами, зависит сам характер властвования – тип политического режима.
Французский политолог Ж.-Л. Кермонн к числу элементов политического режима относил следующее:
1) принцип легитимности; 2) структуру институтов; 3) систему политических партий; 4) форму и роль государства; 5) избирательную систему.
Принцип легитимности как элемент политического режима, по определению американского политолога Х. Линца, означает способность власти создавать у населения убеждение в том, что действующие политические институты лучше иных, альтернативно возможных в данном обществе. Вертикальный уровеньлегитимности политического режима предполагает соответствие характера и действий власти ценностям широких слоёв общества, их представлениям о демократии и справедливости. В этом случае власть опирается на поддержку масс. Горизонтальный уровень легитимности политического режима свидетельствует о том, что власть выражает лишь интересы правящей элиты. Бó льшей легитимностью пользуется политический режим, основанный на согласии(консенсусе) различных групп (правящих и управляемых) относительно базовых ценностей, на которых осуществляется функционирование власти. В этом случае политический режим обладает одновременно горизонтальной и вертикальной легитимностью.
Политические институты преобразуют волю отдельных индивидов в политическую волю, политические решения и действия, влияющие на ход социальных изменений. Эти преобразования осуществляются через государство, политические партии, группы давления, неполитические структуры, обладающие значительным влиянием на общество (церковь, СМИ и др.). Эффективность политического режима зависит от способов взаимодействия государственной власти с другими политическими институтами и неполитическими структурами в обществе. Взаимонаправленность воздействия государства и иных участников политического процесса, его конституционно-правовая обоснованность и мирный, конструктивный характер определяют позитивную картину здорового и полноценного развития общества.
Государство играет центральную и основную роль в системе политических институтов. Принципы взаимодействия трех ветвей власти и конкретных полномочий её органов определяют действенность всего государственного механизма. Выбор той или иной организации государственной власти обусловливается системой культуры – господствующими в обществе представлениями, ценностями и идеалами. Способы формирования высшей государственной власти, принципы организации её институтов и их взаимоотношения с гражданами называются формой правления. По форме правления все государства делятся на монархии (институт высшей власти формируется на принципе престолонаследия) и республики (институты высшей власти формируются путем выборов – прямого или косвенного волеизъявления народа). Монархии бывают абсолютными (вся власть сосредоточена в руках монарха и не ограничена конституцией и представительными учреждениями) и конституционными (власть монарха ограничена конституцией и представительными учреждениями). Конституционные монархии делятся на парламентские монархии (монарх остается символом государства, но страной фактически правит парламент) и дуалистические монархии (власть разделена между монархом и парламентом). Республика может быть парламентской (власть принадлежит парламенту, правительство зависит от парламентского вотума доверия), президентской (парламент принимает законы, президент управляет, возглавляя систему исполнительной власти) и президентско-парламентской (смешанная форма правления) (правительство зависит и от президента, и от парламента, но президент вправе досрочно распустить парламент).
Избирательная система – это совокупность правил формирования органов власти. Она также является важным элементом легитимности политического режима. При мажоритарной избирательной системе, основанной на принципе большинства (major), от каждого избирательного округа избирается один депутат (кандидат, набравший большинство голосов). При системе пропорционального представительства места в парламенте распределяются в строго пропорциональном соответствии с количеством полученных на выборах голосов по партийным спискам. В пропорционально-мажоритарной(смешанной) системе половина парламентариев избирается по мажоритарной системе, а вторая половина – на основе пропорциональной системы, по партийным спискам.
Политические партии играют важнейшую роль в современных политических режимах. Партии, обладающие большинством депутатских мандатов и контролирующие парламентское большинство и правительство, определяют политический курс и способы его реализации. В парламентских республиках правительство формируется из представителей одной или нескольких партий. Парламентские выборы здесь превращаются в соперничество партий. Победившая партия (или коалиция партий) формирует правительство; без её одобрения член партии не может войти в состав кабинета министров. В президентских республиках институты законодательной и исполнительной власти формируются на основе прямых выборов. Парламентские выборы представляют собой состязание ярких личностей. Поэтому влияние партий на предвыборную борьбу невелико.
В современной науке выделяется три основных типа политических режимов – демократический, авторитарный и тоталитарный.
Демократический режим – самый прогрессивный, свободный, но и наиболее сложный тип положительного режима. Русский ученый П.И. Новгородцев считал: «Демократия всегда есть распутье… система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог… Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-нибудь другая форма возбуждает дух исканий». Сложность демократии отмечалась и самими демократическими лидерами. Так, У. Черчилль однажды заметил: «Демократия – самая плохая форма правления, если не считать все остальные, которые время от времени подвергаются проверке». Под «демократией» (греч. «народовластие») понимают: - общественную систему, основанную на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида; - форму государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть; - идеальную модель общественного устройства, основанного на ценностях свободы, равноправия, правах человека; - социальное движение, тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий.
Демократический политический режим обладает рядом характерных признаков: 1. Суверенитет народа. Народ – единственный источник власти. Народ участвует в осуществлении политической власти косвенно (через избранных им представителей властных органов) и прямо (через группы интересов, СМИ и др.). 2. Выборность органов власти и их регулярная сменяемость (на всех уровнях). Свободные выборы, свободное выдвижение кандидатур, всеобщее и равное избирательное право, тайное голосование. 3. Политическая власть принадлежит большинству. При этом большинство уважает права меньшинства на оппозицию, на критику правящего режима и на смену этого режима на очередных выборах. 4. Сложное конструкционное устройство: обязательное разделение ветвей власти, система сдержек и противовесов. 5. Реальная конкурентная многопартийная система – основной механизм формирования воли народа и влияния на правительство; конкурентная политика. 6. Легальная политическая оппозиция. 7. Широкий спектр легальных и гарантированных гражданских, политических, социальных прав и свобод, включая реальную свободу слова. 8. Стремление к созданию гражданского общества и правового государства.
В науке существует множество различных теорий демократий.
1. Либеральная теория демократии. В основе её лежит англосаксонская традиция. Демократия понимается как ответственное и компетентное правление. Принцип ответственности ставится выше принципа соучастия. Источником власти считается народ, но свою волю он выражает через представителей, которым на определенный срок делегирует свои полномочия по конституционному перечню. Государством управляют компетентные представители, опирающиеся на поддержку народа.
2. Теория прямой (идентитарной) демократии. Её основоположником является Ж.-Ж. Руссо. Представительный характер власти полностью отрицается. Реальное народовластие осуществляется путем выражения народом своей воли на собраниях. Выраженная таким непосредственным образом воля народа кладется в основу составления законов и формирования правительства. Общество управляет само собой и не делится на управляющих и управляемых.
3. Теория плюралистической демократии. Согласно этой теории, люди по своей природе эгоистичны. Поэтому единой воли у народа нет. Общество делится на противоборствующие группы, интересы которых уравновешивают друг друга, не позволяя кому-либо монополизировать всю полноту власти.
4. Элитарная теория демократии. Её автором является австрийский социолог Й.А. Шумпетер. По его мнению, личность в политике (при голосовании и др.) ведет себя нерационально. Концепция «всеобщего блага» в обществе практически отсутствует. Поэтому обществу необходимо «политическое разделение труда». Общество, исходя из принципов демократии, избирает господствующую элиту, которая осуществляет властные полномочия. В период господства элиты общество целиком подчинено ей.
5. Партиципả торная теория демократии, или «теория соучастия». Приверженцы этой теории категорически отрицают «разделение политического труда». Главным идеалом считается индивидуальное самоопределение автономной личности – всестороннее политическое участие каждого. На основе партиципаторной теории демократии развиваются многие современные социальные движения («зеленые» и др.), общественные инициативы, отрицающие государственное принуждение.
6) Теория социалистической демократии (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина). Согласно этой теории, демократия – это господство рабочего класса. Ортодоксальная (ленинская) интерпретация этой теории ставит идеологически фиксированную цель – построение коммунизма. Этой футуральной цели приносятся в жертву насущные интересы общественного настоящего. В результате все практические попытки сформировать общую волю, политическое единство путем устранения многообразия социальных интересов привели к жестоким репрессиям, тоталитаризму, массовым жертвам и, в конечном итоге, к краху режимов «социалистической демократии». Социал-реформистская интерпретация социалистической демократии (Э. Бернштейн, К. Каутский и др.) понимает демократию как известный компромисс, соглашение разнородных социальных сил. С изменением условий жизни личности изменяются и цели общества (отсюда проистекает формула Э. Бернштейна: «Конечная цель – ничто, движение – всё»).
Демократия как политический режим неоднозначна. Она уязвима на «переломах» общественного развития. Демократия не подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования разнородных интересов, толерантности, проработки различных общественных альтернатив. Однако демократия чрезвычайно эффективна в высокоорганизованных, культурных, плюралистических обществах.
Авторитарный политический режим (от греч. «самовластие», ближе – «автократия») – это власть одного лица или группы лиц, противоположная демократическому народовластию. Для авторитарного политического режима характерны следующие признаки: 1. Сосредоточение всей полноты власти в руках олигархии (военной, партийной, аристократической, религиозной) или одного лица (монарха, диктатора, «вождя», «духовного лидера»). 2. Ограниченный социальный и идеологический плюрализм (отсутствие тотальности контроля над экономикой, социальной сферой, оборудованием, культурой, СМИ; сохранение фиктивной многопартийности, фиктивных выборов и фиктивной оппозиции). 3. Беспощадной подавление реальной политической конкуренции своему господству, жесткое пресечение участия населения политике. 4. Подавление основных гражданских прав и свобод, преимущественное использование метода принуждения по сравнению с методом убеждения.
Авторитаризм либеральнее тоталитаризма; он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Авторитарный политический режим, в отличие от тоталитарного, не требует безусловной личной преданности граждан и выражений их восторга. С другой стороны, поскольку автократия осуществляет циркуляцию элит не конкурентно-выборным путем, а методом кооптации, легитимность этого режима снижена, его поддержка народом малообеспечена. Тем не менее, авторитаризм способен успешно решать важные политические задачи, осуществлять экономические и социальные реформы (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Индонезия, Аргентина, Чили, страны Арабского Востока). Немецкий политолог Д. Берг-Шлоссер выделил следующие разновидности авторитаризма: А) Традиционные абсолютные монархии (страны Персидского залива, Марокко и др.) Власть здесь находится в руках аристократической элиты-олигархии, господствует её идеология; политическая конкуренция и разделение властей отсутствуют. Б) Традиционные авторитарные олигархии (Латинская Америка). Господство в политике и экономике захвачено кучкой влиятельных семейств, связанных с церковью и генералитетом. Смена власти осуществляется путем военного переворота или фальсификации итогов выборов. В) Гегемонистский авторитаризм новой олигархии – режим господства компрадорской буржуазии (посредников) в экономически отсталых, развивающихся странах (Тунис, Камерун, Филлипины при Ф. Маркосе). Разновидностью этого режима можно считать военные режимы трех типов: 1) обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (режим Иди Амина в Уганде); 2) военные хунты, проводящие структурные реформы (режим С. Пиночета в Чили); 3) однопартийные военные режимы (Г. Нассера в Египте, Х. Перона в Аргентине).
Можно выделить особый тип авторитарных режимов – теократии, в которых власть сосредоточена в руках верхушки духовенства (Исламская Республика Иран). Теократии крайне консервативны и по своему типу приближаются к тоталитаризму.
Тоталитарный политический режим. «Тоталитаризм (от лат. total – «весь», «всеобщий», «всеобъемлющий») – это режим жесткой диктатуры и тотального (всеобъемлющего) контроля государства над всеми сферами жизни личности и общества. «Диктатура» (лат. «неограниченная власть») – это жесткое, не контролируемое обществом правление одного лица или группы лиц (элиты) во главе с лидером. Термин «тоталитарный» введен в политический лексикон фашистским диктатором Италии Б. Муссолини. Понятие «тотальное государство» было впервые употреблено его «соратником», идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле, писавшим: «Всё – в государстве, ничего – вне государства, ничего – против государства, – ни люди, ни партии, ни союзы, ни классы, ни духовные ценности. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе и не обладает ценностью вне государства. Фашизм тоталитарен, и фашистское государство как объединение и унификация всех ценностей дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает ему силы». Помимо тоталитарно-фашистских режимов, история ХХ в. выявила и другую разновидность тоталитаризма – тоталитарно-коммунистические режимы (сталинизм и его «калька» в сателлитных соцстранах Восточной Европы). Тоталитаризм возник только в ХХ в., когда передовые страны уверенно вступили в индустриальную стадию развития, возникла разветвленная система массовых коммуникаций, появились технические возможности для идеологического и политического контроля над личностью. В условиях разделения и специализации индустриального труда, разрушения традиционного уклада жизни, уничтожения социальных отношений личность испытывала всё бó льшую незащищенность перед лицом рынка и социальной конкуренции. Стало всё труднее согласовывать на добровольных началах интересы отдельных членов общества. В таких условиях роль универсального регулятора, организатора и координатора взаимодействия индивидов могло выполнить только государство, ролевые функции и полномочия которого, соответственно, возрастали. Исторический опыт показывает, что тоталитарные режимы, как правило, возникают вчрезвычайной кризисной социальной обстановке – при нарастающей общественной нестабильности и прямой угрозе распада общества, в условиях общенациональной катастрофы, при необходимости решения исключительно важных для страны стратегических задач. Так возник тоталитарно-коммунистический режим в СССР и большинство тоталитарно-фашистских режимов в Европе (Германия, Италия, Венгрия, Испания, Португалия, Румыния, Болгария и др.) (1920-1030-е годы). Второй путь становления тоталитарных режимов – их оккупационное навязывание сильнейшей державой. Так возникли тоталитарно-фашистские режимы накануне и в годы второй мировой войны (в оккупированных гитлеровцами Франции – «Виши» и Италии – «Сало», в Словакии, Хорватии, Сербии и др.), тоталитарно-коммунистические режимы Восточной Европы и Юго-Восточной Азии после окончания второй мировой войны («мировая система социализма»). Зарубежные исследователи тоталитаризма (Х. Арендт, З. Бжезинский, К. Фридрих, Ж. Желев) и ряд отечественных ученых выделяют следующие основные признаки тоталитарного режима: 1. Единственная (правящая) массовая партия (монопартийность). Монополизация и унификация ею всей полноты власти. Отсутствие разделения властей. Отождествление правящей партии с государством («партия-государство»). 2. Жесткая регламентация всех сторон общественной жизни и тотальный (всеобъемлющий) контроль государства над личностью и обществом. 3. Централизованная система партийно-государственного контроля над экономикой и экономического управления. 4. Партийно-государственная монополия на вооруженные силы и вооружение. 5. Монопольная (единая и обязательная для всех) идеология. Жесткий диктат над сферами образования, культуры, СМИ. 6. Жесткое подавление любых проявлений инакомыслия, полное отсутствие свободы слова, иных гражданских прав и свобод. 7. Репрессивная система правосудия. Мощный, разветвленный надзорно-карательный аппарат. Атмосфера тотального взаимного доносительства, шпионажа, провокации, криптомании (мании секретности) и ксенофобии боязнь зарубежья). 8. Каудилизм («вождизм»). Культ личности «вождя нации» («отца народа»), наделенного реальной или фиктивной харизмой.
Все перечисленные признаки в равной степени относятся к обоим типам тоталитаризма – как к «коричневому» (фашистскому), так и к «красному» (коммунистическому). Всевластие карательных органов, возглавляемых наиболее одиозными деятелями тоталитарных режимов (Гиммлер и Гейдрих в фашисткой Германии, Ежов и Берия – в сталинском СССР, Артукович – в Хорватии и др.), дополняется массовыми репрессиями против безвинных сограждан и обстановкой всеобщего взаимного недоверия и оговоров. «Вождизм» составляет особый признак тоталитаризма. Вождь (фюрер, дуче, каудильо) олицетворяет «богоданный» символ единства нации в условиях социальной нестабильности. Он является общепризнанным главой единственной правящей партии, «суперлидером» и обожествленным толпой всемогущим повелителем сверхцентрализованного государства с неограниченной властью над народом, наделяется мистическим ореолом «божественной непогрешимости» и «боговнушённой» исторической прозорливости. Так возникает «культ личности» вождя. Н.А. Бердяев считал этот феномен «ложно направленной религиозной потребностью личности»: человек жаждет Бога, а вместо него ему «предлагается» живой, но фальшивый и кровожадный кумир – «Молох всеобщего разрушения». «Вождизм» и «культ личности» вождя почти всегда символизируют низкий уровень общеполитической культуры и демократического сознания в обществе. Реже они являются признаком «национальной уязвленности» и «национального реваншизма» (в Германии и Италии – после первой мировой войны). Определенная часть современных политологов при сопоставлении двух типов тоталитаризма ставит коммунизм «ниже» фашизма. Так, известный болгарский политический философ (бывший президент Болгарии) Ж. Желев в своей книге «Фашизм» (1982; в СССР презентирована в 1991 г.) назвал фашизм «недостроенным коммунизмом». По Ж. Желеву, фашистский тоталитаризм представляет собой тотальную политическую диктатуру при сохранении частичной (рыночной) экономики, а коммунистический тоталитаризм – тотальную политическую диктатуру и тотальную (огосударствленную) экономику. Поэтому коммунистический тоталитаризм носит законченный, совершенный, более прочный, устойчивый и более жесткий характер, а фашистский тоталитаризм – «недостроенный коммунистический тоталитаризм» – менее жесток и менее устойчив. Фашистские тоталитарные режимы рухнули в 1944-1945 гг. (испанский и португальский режимы просуществовали до 1975 г.) Коммунистические тоталитарные режимы «дожили» до 1989-1991 гг. То же соотношение отмечается Ж. Желевым при сопоставлении размаха репрессий в гитлеровской Германии и сталинском СССР. «При сравнении Сталина и Гитлера, – пишет Ж. Желев, – Гитлер кажется лилипутом. Сталин мог бы носить своего «коллегу» в кармане». Нельзя отрицать и таких очевидных исторических фактов, как использование фашистами структурных принципов, номенклатурных «параллелей», идеологических штампов и лозунгов большевизма, а в ряде случаев – даже «кадров» большевистских перебежчиков (так, печально известный председатель фашистского «Народного суда» Роланд Фрайлер в молодости был «коммунистом-интернационалистом» в Советской России). Вместе с тем, определенная часть отечественных исследователей не только отметает сравнение сталинского режима с гитлеровским, но и вообще отрицает тоталитарный характер сталинской диктатуры, считая её скорее авторитарной по типу. Аналогичные разногласия вызывает и характер власти российских самодержцев до 1917 г. Наконец, следует признать, что тоталитарные режимы обоих типов обладают исключительно высоким мобилизационным потенциалом. Утверждаясь в эпоху национальных кризисов, они эффективно мобилизуют общественные ресурсы на решение общезначимых социальных проблем и вывод страны из образовавшегося тупика. Так, в фашистской Германии реализация четырехлетнего плана «автаркии» («самоусиления») (1935-1939 гг.) позволила преодолеть глубокий социально-экономический кризис и вывести страну из многолетнего прорыва. В СССР сталинский режим в годы предвоенных пятилеток (1928-1940 гг.) успешно решал традиционные для России проблемы «догоняющей экономики», обеспечил индустриализацию страны, её экономическую независимость, укрепление обороноспособности, механизацию сельского хозяйства, полную ликвидацию безграмотности, а в годы войны – сделал возможной победу советского народа над мощным, жестоким и хорошо подготовленным врагом. Реальные «преимущества» тоталитарных режимов не делают их более привлекательными, человечными и перспективными для современной мировой общественности. Однако они усложняют научный анализ этих режимов, самого феномена тоталитаризма, заставляют более вдумчиво и объективно относиться к изучению сложных экономических, социально-политических и духовно-идеологических детерминант истории человечества.
Глава VШ. Избирательная система.
Выборы – это способ формирования системы представительной власти путем голосования. Посредством выборов обеспечивается формирование различных политических институтов (парламента, местных законодательных органов). Кроме того, выборы являются важной формой участия граждан в различных политических процессах. Ст. 21 «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.) прямо указывает: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей». Таким образом, выборы играют исключительно важную роль в функционировании и развитии демократической политической системы. Одновременно они являются ее важнейшим, определяющим признаком.
Роль и место института выборов определяется теми ф ункциями, которые они выполняют в политической системе общества.
1. Представительство общественных интересов. Выборы представляют собой канал трансляции групповых интересов в обществе. В ходе выборов избиратели решают, какие политические силы способны адекватно отразить и воплотить в жизнь их коренные чаяния, запросы, ожидания. 2. Легитимация власти. Власть, избранная народом в ходе осуществления демократически организованных выборов, легитимна: ей больше доверяет и охотнее подчиняется большинство членов общества. 3. Социальный барометр политической жизни. Итоги выборов проясняют вопрос о степени влияния различных политических сил, выявляют действительное отношение граждан к правящей элите и оппозиции, к правительственному курсу. 4. Рекрутирование политической элиты. Выборы – важный механизм формирования и обновления политической элиты. Они позволяют гражданам лично и непосредственно определять, кто именно достоин осуществляться властные полномочия. 5. Институализация политического участия граждан. Голосование на выборах является важнейшей институциональной формой политического участия граждан. 6. Политическая социализация. В ходе избирательной кампании граждане формируют свои политические убеждения, приобщаются к конституционным, законодательно установленным (правообоснованным) формам политического участия и взаимодействия, осознают свою гражданскую ответственность.
Любая демократия немыслимая без выборов. Но не каждые выборы являются демократическими, предоставляют гражданам реальную возможность демократического выбора в политике. Фиктивные выборы могут служить и механизмом укрепления и легитимации антидемократических, антинародных – авторитарных, тоталитарных – политических режимов. Подлинность демократических выборов основана на обязательном соблюдении ряда принципов их организации и проведения. Принципы организации и проведения демократических выборов:
1. Обязательность и периодичность выборов. Деятельность выборных инстутов должна быть регламентирована по времени, и их воспроизводство регулярно осуществляется через процедуру выборов. 2. Открытость и гласность выборов. Избиратели должны владеть точной информацией о кандидатах и партиях, участвующих в выборах, о процессе выборов и их результатах. 3. Свобода выборов. Гражданин лично решает, участвовать ли ему в выборах и какова будет форма этого участия. 4. Альтернативность выборов. Выборы носят конкурентный характер. Граждане должны иметь возможность выбора не менее чем из двух кандидатов (списков кандидатов). 5. Справедливость выборов. Выборы организуются и контролируются независимыми органами, предполагают присутствие наблюдателей. Кандидатам и партиям должны обеспечиваться равные условия предвыборной борьбы. При определении результатов выборов должны соблюдаться строгая объективность, безусловная честность и непредвзятость.
Избирательная система – это целостная совокупность политических субъектов, институтов, норм, принципов, процедур, составляющих механизм организации и проведения выборов. 1. Субъекты выборов:
А) Избиратели. Вся совокупность избирателей страны (административно-территориальной единицы) составляет избирательный корпус.
Б) Политические партии. Политические партии участвуют в выборах при условиях: - минимального (не менее определенного законом) числа членов; - получения определенного числа голосов на предшествующих выборах; - самого факта периодического участия в выборах.
В) Кандидаты на выборную должность. Кандидаты на выборную должность могут действовать на основе: - императивного мандата (право избирателей давать депутатам предварительные наказы и отзывать тех, кто их не оправдал); - свободного мандата (депутат считается представителем всего народа, его отзыв избирателями не предусматривается).
2. Избирательное право. Избирательное право – это совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти; это право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти. Различают активное избирательное право (право гражданина избирать) и пассивное избирательное право (право гражданина избираться).
Демократизм выборов и легитимность их результатов обусловлены соблюдением принципов избирательного права. Принципы избирательного права:
А) Принцип всеобщности состоит в праве всех взрослых и психически здоровых граждан участвовать в выборах. Принцип всеобщности допускает наличие ограничительных избирательных цензов: - возрастной ценз (предполагает достижение известного возраста для участия в выборах; для избирателей возрастной ценз ниже, чем для избираемых); - ценз гражданства (избирательные права предоставляются только гражданам данного государства; приобретение права избираться может ограничиваться сроком гражданства; кандидат в президенты в некоторых странах должен быть гражданином по рождению); - ценз оседлости (приобретение избирательного праваобусловливается известным сроком проживания гражданина на данной территории); - ценз пола (признание избирательных прав только за мужчинами); - имущественный ценз (приобретение избирательного права обусловливается обладанием имущества определенного размера или уплатой налогов в определенном размере).
Б) Принцип равенства – одинаковая для всех избирателей возможность влиять на результаты выборов. Для этой цели: - каждый избиратель наделяется равным с другими избирателями числом голосов; - каждый депутат представляет примерно равное число жителей (избирателей) (единая норма представительства, с учетом которой формируются избирательные округа).
В) Принцип прямого избирательного права – право непосредственного голосования избирателей за кандидатов на выборные должности. (При косвенном избирательном праве избиратели голосуют за выборщиков, а выборщики – за кандидатов на выборную должность). Г) Принцип тайного голосования – исключение контроля за волеизъявлением избирателя (обеспечивается тем, что избиратель заполняет бюллетень в закрытой от посторонних взглядов кабине).
Избирательная кампания – это совокупность устойчивых способов взаимодействия политических субъектов, обеспечивающих функционирование избирательной системы.
Избирательная кампания – развернутый во времени процесс, состоящий из последовательно сменяющих друг друга этапов. Основные этапы избирательной кампании: А) Назначение выборов; Б) Выдвижение кандидатов; В) Предвыборная борьба; Г) Голосование; Д) Определение результатов выборов. А) Назначение выборов – это установление для голосования, закрепленного в конституции страны или определяемого специальным законодательным актом. Б) Выдвижение кандидатов – это формирование круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты (советники, губернаторы, судьи, президенты). Существуют различные способы выдвижения кандидатов: - выдвижение группой избирателей; - выдвижение политическими партиями; - самовыдвижение (обычно требует поддержки подписями некоторого числа избирателей). В некоторых странах выдвижение кандидата предполагает внесение избирательного залога (определенной денежной суммы, возвращаемой в том случае, если кандидат наберет установленный процент голосов). В других странах предусмотрена дилемма: либо сбор подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов), либо внесение избирательного залога. В) Предвыборная борьба – это совокупность действий, предпринимаемых кандидатами (политическими партиями) для достижения победы на выборах и других своих предвыборных целей (привлечение внимания, укрепление известности, повышение престижа). Предвыборная борьба предполагает создание штаба избирательной кампании, разработку её стратегии и тактики, аккумуляцию ресурсов. Стратегия избирательной кампании – э то ее содержательная часть, а татикае избирательной кампании – это ее техническая сторона. Для победы на выборах необходимо использование политического маркетинга (изучение общественных запросов, ожиданий); для этой цели привлекают политических технологов, в том числе, для создания оптимального имиджа кандидата, – имиджмейкеров. Финансирование избирательной компании кандидата (партии) проводится как за счет легальных источников (членские взносы, доходы от издательской деятельности партии, государственное финансирование, добровольные пожертвование), так и за счет нелегальных источников (коммерческая деятельность партий, финансовая помощь из-за рубежа, превышение допустимых пределов пожертвований от граждан и юриди
|