Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методика художественного чтения и рассказывания детям





Основными методами являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это до­словная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литератур­ных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свобод­ная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможнос­ти для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным про­изведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произ­ведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра про­изведения и возраста слушателей.

Выде­ляются две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы, заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений, произведений устного народного творче­ства вне занятий, в разных видах деятельности.

М.М.Конина выделяет несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных еди­ной тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жиз­ни животных) или единством образов (две сказки о ли­сичке) или единым жанром (два рассказа с моральным содержанием) или несколькими жан­рами (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к раз­ным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматрива­ние репродукций с картины известного художника;

б) чтение (лучше поэтического произведения) в соче­тании с музыкой.

В подборе материала дол­жна быть определенная логика — усиление эмоциональ­ной насыщенности к концу занятия. В то же время учиты­ваются особенности поведения детей, культура восприя­тия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядно­го материала:

а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается по­казом игрушек и действий с ними);

б) настольный театр (картонный, фанерный, на­пример по сказке «Репка»);

в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

а) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, зага­дывание загадок);

б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка к занятию включает следующие мо­менты:

—обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, теку­щей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;

— определение программного содержания — литератур­ной и воспитательной задач;

— подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушан­ное (прочувствовали его).

С этой целью проводится литературный анализ художественного текста: понятие основного замысела автора, характера действующих лиц, их взаимоотношений, мотивов поступков.

Далее идет работа над выразительностью передачи: ов­ладение средствами эмоциональной и образной вырази­тельности (основной тон, интонации); расстановка логи­ческих ударений, пауз; выработка правильного произно­шения, хорошей дикции.

В предварительную работу входит и подготовка детей. Прежде всего подготовка к восприятию литературного тек­ста, к осмыслению его содержания и формы. Еще К.Д.Ушинский считал необходимым «предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предпола­гается прочесть, и потом уже читать его, не ослабляя впе­чатление излишними толкованиями». С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представ­ления путем организации наблюдений, экскурсий, рассмат­ривания картин, иллюстраций.

Объяснение незнакомых слов —прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Объяснение значения слов, без понимания кото­рых становятся неясными основной смысл текста, харак­тер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения про­зы, подбор синонимов (избушка лубяная — деревянная, горница — комната); употребление слов или словосочета­ний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» — при рассматривании козы на картинке); воп­рос к детям о значении слова и др.

Не все слова требуют толкования. Читая сказки А.С.Пуш­кина, нет необходимости объяснять понятия «столбовая дворянка», «соболья душегрейка», «пряник печатный», так как они не мешают пониманию основного содержания. Ошибочно спрашивать у детей, что им непонятно в тек­сте, но на вопрос о значении слова необходимо давать ответы доступной ребенку форме.

Методика проведения занятия по художественному чте­нию и рассказыванию и его построение зависят от типа за­нятия, содержания литературного материала и возраста де­тей. В структуре типичного занятия можно выделить три ча­сти. В первой части происходит знакомство с произведени­ем, основная цель — обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения со­держания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организу­ется повторное чтение текста с целью закрепления эмоцио­нального впечатления и углубления воспринятого.

Чтению может предшествовать вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.

В нее могут включаться краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помо­щью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно на­звать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотво­рение), имя автора.

Выразительное чтение, заинтересованность самого вос­питателя, его эмоциональный контакт с детьми повыша­ют степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечат­лением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е.А.Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор по инициативе педагога бу­дет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитан­ного. Можно спросить, понравилась ли сказка: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала стари­ку!», или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!».

Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа.

Вопросы можно условно классифицировать так1:

— позволяющие узнать эмоциональное отношение к со­бытиям и героям («Кто вам больше понравился? Почему? Нравится герой или нет?»);

— направленные на выявление основного смысла про­изведения, его проблему. Например, после чтения сказки А.М.Горького «Воробьишко» можно задать такой вопрос: «Кто виноват в том, что мама осталась без хвоста?»;

— направленные на выяснение мотива поступков («По­чему Маша не разрешала медведю отдыхать?» — сказка «Маша и медведь»);

— обращающие внимание на языковые средства выра­зительности;

—направленные на воспроизведение содержания;

— подводящие к выводам («Почему писатель так назвал свой рассказ? Зачем писатель рассказал нам эту историю?»).

При чтении научно-популярных книг, например о тру­де, о природе, беседа сопровождает чтение и даже вклю­чается в процесс чтения. Содержание книг познаватель­ного характера указывает на необходимость беседы для успешного решения главной образовательной задачи (С. Баруздин «Кто построил этот дом?», С. Мар­шак «Откуда стол пришел», В. Маяковский «Конь-огонь» и др.).

В конце занятия возможны повторное чтение произве­дения (если оно короткое) и рассматривание иллюстра­ций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, возраста детей. Основной принцип — показ иллюстрации не должен нарушать цело­стного восприятия текста.

Е.А.Флерина допускала различные варианты использо­вания картинки для углубления и уточнения образа. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подпися­ми, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка, потом читается текст (В. Маяковский «Что ни страница — то слон, то льви­ца»).

Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделе­ния его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту, либо картинки рассматриваются органи­зованно после чтения. Если книга разделена на небольшие главки, иллюстра­ции рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка ис­пользуется в любой момент для наглядного пояснения тек­ста. Это не нарушит единства впечатления.

Повторное чтение углубляет понимание содержания и выразительных средств. Не­большие по объему произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют какого-то времени для осмысления. Далее возможно чтение отдельных, наи­более значимых частей. Повторное чтение всего мате­риала целесообразно провести через какой-то отрезок време­ни (2 — 3 недели). Чтение стихов, потешек, коротких рас­сказов повторяется чаще.

При повторении необходимо точно воспроизво­дить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в лите­ратурные утренники и развлечения.

Особое место в детском чтении занимает такой жанр, как повесть для маленьких. Чтение повести, как отмечала Р.И.Жуковская, дает ребенку возможность долго следить за жизнью и приключениями одного и того же героя.

Чтение такой книги становится для детей особенно ув­лекательным, если наиболее интересные главы читаются повторно. Важно правильно разделить произведение на ча­сти. Каждая часть должна быть законченной. Нельзя оста­навливаться на самом интересном месте. Чтение «длинных» книг приучает детей на протяжении длительного времени следить за действиями героев, оценивать их поступки, ус­танавливать свое отношение к ним, учит сохранять в памя­ти прочитанное и связывать части текста.

Большое значение имеет чтение книг с моральным содер­жанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение.

Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов возникает желание подражать нравственным поступкам героев.

Следует предостеречь педагогов от моральных бесед и нравоучений в связи с содержанием книги. Разговор следу­ет вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы. Само произведение силой художественного образа окажет большее воздействие, чем любое морализирование.

Значительное место в детском чтении занимает веселая книга. Она способствует воспитанию чувства юмора, а чув­ство юмора связано с переживанием положительных эмо­ций, с умением замечать смешное в жизни, понимать шут­ку окружающих и шутить самому, смеяться над собой. Дети смеются, слушая небылицы, считалки, дразнилки, потеш­ки, перевертыши, шуточные диалоги. Заключенное в них остроумие доступно детям 5 — 7 лет.

Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, содержа­нием сказок и рассказов, их композиционными и языко­выми особенностями. При этом используются словесные ме­тодические приемы в сочетании с наглядными:

— беседы после ознакомления с произведением, помо­гающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;

— зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение);

— беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах;

— знакомство с писателем: демонстрация портрета, рас­сказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;

— просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги);

— прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова.

Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в рисунке.

Рекомендуется использовать творческие задания на под­бор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на под­бор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на при­думывание сюжета сказки, на составление творческого рас­сказа по потешке, загадке, песенке. Выполнение творчес­ких заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства, использованные в книге.

Инсценирование - это средство вторичного ознакомления с художествен­ным произведением, возможно при условии хорошего знания детьми текста. Существует до­вольно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и тене­вой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями. Вопросы содержания и ме­тодики инсценирования рассматриваются в специальной литературе — авторы Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко, Г.В.Генов, Л.С.Фурмина и другие.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 9049. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия