Использование художественной литературы вне занятий
Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список произведений устного народного творчества и художественной литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, определяются творчеством педагога. При использовании литературных произведений вне занятий решаются следующие задачи: 1. Выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой; воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса. 2. Всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества. Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала. Воспитатель использует потешки, песенки, небольшие стихи в связи с жизненными обстоятельствами. Помимо занятий возможно планирование чтения с целью натолкнуть детей на игру. Часто дети сами просят педагога почитать. Они любят слушать сказки, приносят любимые книги из дома. М.М.Конина считала, что в течение дня не следует читать детям больше одного раза. Малышам 3 — 4 лет не следует читать больше 10 — 15 мин, детям в возрасте 5 — 6 лет — больше 25 мин, детям 6 — 7 лет — 30 — 35 мин. Закреплению прочитанного способствуют беседа о сказках и рассказах, о произведениях писателя, отгадывание героев художественных произведений, своеобразные викторины, рассматривание иллюстраций к прочитанным книгам и рассказам на темы знакомых сюжетов. Осуществление второй задачи связано с решением проблем, стоящих перед воспитателем, — воспитания вежливости, доброты, формирования навыков правильного поведения. Решение любой из этих задач может рассматриваться в двояком плане: воспитание у детей недостающих качеств и закрепление уже имеющихся (прием М.М.Кониной «сгущенности чтения» литературных произведений по определенной теме на короткий отрезок времени). Чтение сопровождается беседами. Дети будут слушать, запоминать, рассказывать о прочитанном, а иногда и поступать в соответствии с поступками литературных персонажей. В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети в интимной обстановке общаются с книгой, рассматривают иллюстрации, журналы, альбомы. К устройству уголка предъявляется ряд требований: — удобное расположение — спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума; — хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение; — эстетичность оформления — уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть бюст или портрет писателя, предметы народно-прикладного искусства. В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта, персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа, диафильмы. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. В младших группах уголок книги организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой и часто они используют ее как игрушку. В книжном уголке должны быть 3 — 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия, отдельные картинки, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями — книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А.Барто, «Конь-огонь» В.Маяковского, «Усатый-полосатый» С.Маршака и др. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками и т. д.). В средней группе утолок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4—5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, диафильмы, материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений. Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома. Детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т. д.). Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др. Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. Пятилетних детей можно привлекать к подклеиванию переплета, изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра. В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на витрине увеличивают до 8—10, но в распоряжении детей книг должно быть больше. Дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Перечень художественной литературы расширяют за счет разных авторов, разной тематики и жанров, детских журналов. Используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники. Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи. Интересной может быть беседа о писателях. В процессе ее выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг одного писателя или нескольких любимых писателей. Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником. О.И.Соловьева рекомендовала перед поступлением детей в школу устраивать выставку «Наши любимые книги и картины». В ее подготовке принимают участие дети и отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т. д.). Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает. Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками — иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки. Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, произведениям одного автора, хорошо знакомым книгам разных писателей). Вопросы 1. Назовите особенности восприятия литературных произведений детьми. 2. Раскройте принципы отбора литературных произведений для детей дошкольного возраста. 3. Каково значение фольклора в развитии речи детей? 4. В чем особенности восприятия детьми поэтических произведений? Задания для самостоятельной работы 1. Составьте схему работы педагогов по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Рекомендуемая литература Бородич A.M. Методика развития речи детей. - М., Просвещение, 1974. Виноградова Н.Ф., Ушакова О.С. Рассказывание по картине. В кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина, - М., 1979. Логинова В.Р., Орлянская И.А. Формирование видовых обобщений у детей старшего дошкольного возраста. Умственное воспитание детей в детском саду: Сб. науч. трудов. - Л., 1981. Максаков А.И. Говори правильно. - М, 1988. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1976. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. - М., 1972.
|