Типы подобъектов
Как уже было сказано, значительная часть объектов 3D Studio MAX может быть представлена в виде сеток, состоящих из однотипных элементов или подобъектов, к числу которых относятся вершины, ребра, грани и полигоны (рис. 1). Предназначенные для работы с ними средства скомпонованы по уровням: Vertex, Edge, Face, Polygon, Element и Border (рис. 2 и 3).
Рис. 1. Подобъекты
Рис. 2. Уровни Editable Mesh Рис. 3. Уровни Editable Poly Вершины — это точки, в которых сходится и соединяется друг с другом любое число ребер. Для работы с вершинами предназначен уровень Vertex (Вершина). Ребра — это линии границы грани. Ребра могут быть видимыми, если соседние грани не лежат в одной плоскости (тогда они отображаются сплошными линиями), или невидимыми; по запросу пользователя невидимые ребра могут отображаться пунктирной линией. За управление видимостью и положением ребер отвечает уровень Edge (Ребро). Грани Face — это участки плоскости треугольной формы, представляющие собой элементарные ячейки сетки. В одной плоскости объекта может находиться множество граней, которые внешне будут совершенно неразличимы. работы с вершинами предназначен уровень Face. Смежные грани, лежащие в одной плоскости, могут быть объединены в многоугольники-полигоны. В случае преобразования объекта к типу Editable Poly процесс формирования полигонов из граней осуществляется автоматически. В обычной сетке полигон — это просто подобъект, позволяющий выделить сразу все смежные грани, лежащие в одной плоскости. У полигональной сетки нет таких подобъектов, как грани, и вся она состоит только из полигонов, причем некоторые полигоны могут быть и треугольными. За работу с полигонами отвечает уровень Polygon (Многоугольник). Кроме того, сеточные объекты могут редактироваться на уровне Element (Элемент), который используется для работы с группами граней, объединенными в элемент каркаса, а объекты типа Editable Poly — и на уровне Border (Граница), что удобно, например, при вдавливании границ. Редактирование сетчатых объектов можно производить как на уровне объекта в целом, так и на уровне подобъектов: граней, ребер или вершин. Чтобы объект стал редактируемым на уровне подобъектов и превратился в редактируемую сетку, необходимо выделить его и выбрать из контекстного меню команду ПКМ => Convert to => Convert to Editable Poly (Конвертировать => Конвертировать в режим редактирования полисетки). В обоих случаях это приведет к появлению на панели Modify целой серии свитков:
1. Раздел Selection (Выделение) — отвечает за включение нужного подобъектного уровня и управление режимами выделения подобъектов. При работе с разными подобъектами доступны определенные команды этого раздела:
2. Раздел Soft Selection (Мягкое выделение) — позволяет распространить влияние преобразований перемещения, поворота или масштаба выделенных вершин или иных подобъектов на прилегающую область с плавным уменьшением «весов» вершин от центра к периферии выделенной области;
Включая режим P Lock Soft Selection (видимое мягкое выделение), появляются дополнительные возможности мягкого выделения подобъектов путем рисования: · Paint (рисование) – включаем режим выделения областей путем рисования, · Blur – добавление подобъектов к выделенной области, · Revert – удаление подобъектов из выделенной области. Настройки для «кисти»: · Selection Value (объем выделения) – чем больше к 1, тем больше красных точек в выделяемой области. · Brush Size (Размер кисти) – размер минимальной области выделения при выделении данным способом. · Brash Strength (Сила кисти) - чем больше к 1, тем больше красных точек в выделяемой области. Похож на параметр Selection Value. Красные точки трансформируются с большей силой (например при перемещении вершин вверх – красные перемещаются на большую высоту, темно-синие – на меньшую, точки промежуточных цветов перемещаются соответственно своему цвету).
3. Раздел Edit Geometry (Редактировать геометрию) — содержит основные инструменты изменения геометрии подобъектов. Некоторые инструменты одинаковы для всех уровней и для обоих типов сеток, а другие являются особыми для каждого уровня (и/или сетки). В перечень общих инструментов входят, в частности, следующие:
- Mesh Smooth (Сглаживание) - сглаживание выбранных подобъектов с автоматическим делением их на дополнительные полигоны. - Tessellate (Разбить) – Разбиение выбранных полигонов на более мелкие.
Для выравнивания всех вершин сетки (или вершин, относящихся к выделенным подобъектам при работе на уровнях подобъектов) используем кнопки: - View Align (Ориентировать по текущему виду) – нормали вершин выравниваются относительно плоскости активного окна проекции. - Grid Align (Ориентировать по сетке) — нормали выравниваются относительно конструкционной плоскости (плоскости объекта-сетки). При выравнивании нужно правильно выбрать ортогональный вид, плоскость которого совпадает с плоскостью объекта-сетки. - Make Planar (Привести к плоскости) — устанавливает плоскостную ориентацию для выбранных подобъектов по осям x, y, z.
- Relax (Расслабление) - расслабление (сглаживание) геометрии выделенной области полигонального объекта.
Команды скрытия/показа частей полигонального объекта: - Hide Selected – скрыть выделенные, - Unhide All – показать все, - Hide Unselected – скрыть невыделенные. Эти команды позволяют скрывать части полигонального объекта, чтобы случайно не подвинуть или как то изменить их при моделировании.
- Delete Isolated Vertices (Удалить изолированные вершины) — позволяет удалять вершины, лежащие вне ребер объекта, полезная вещь, т.к. отдельно лежащие вершины формируют ненужные загибы поверхности.
|