Студопедия — Понятие ссудного процента с точки зрения христианства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие ссудного процента с точки зрения христианства






Изначально христианам было запрещено взимать ссудный процент. Несмотря на наличие в Ветхом Завете стихов, порицающих взимание процента, в христианском Писании - Новом Завете, мы не найдем прямых свидетельств, указывающих на запретность данного действия. Однако, существуют некоторые толкования стихов 34-35 главы 6 Евангелия от Луки, в которых практика начисления процента осуждается, как и вымогание денег у общественности, не принося при этом какой- либо пользы (The Catholic Encyclopedia, Vol. 15, 1912): «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Библия, от Луки 6: 34-35).

Из-за отсутствия прямого запрета, появлялись различные концепции и интерпретации христианских первосвященников, представителей интеллигенции и ученых по поводу того, позволительно ли христианам начислять или взыскивать проценты. В данной главе мы рассмотрим концепции трех основных групп, а именно – христианских священнослужителей с I по XII века, ученых с 12 по 16 века и реформаторов с XVI по XIX века.

Каждая из этих групп имеет точку зрения о процентных ставках по кредитам, отличную от других, как и о методах описания и обсуждения. Первая группа запрещала взимание процента и сделала такую практику незаконной. Вторая группа хотела, напротив, легализовать ссудный процент, а третья - узаконила процентные ставки в христианстве. Вскоре, после того как Церковь в 1836 году законодательно разрешила практику взыскивания процентных ставок, дискуссии о правомерности таковых прекратились. Тем не менее, находились такие, кто по-прежнему оспаривал законность начисления процентов. Последним таким священнослужителем, желавшим, избавить процент легального статуса, стал отец Иеремия О'Каллаган (1780-1861), чья карьера началась в Росс-Карбери (Южная Ирландия) и закончился в Вермонте (США). Но отец О'Каллаган не достиг успеха в данном вопросе – его одиночная борьба не дала своих плодов, так как ни Церковь ни другие католические миссионеры не оказали ему поддержку.

 

Мнение ранних христианских священнослужителей

Раннее христианство. XII век

Отсутствие в Новом Завете положений в отношении ссудного процента, побудило использовать, в качестве руководства для раннего христианства, учения и теорию о незаконности выдачи деньги под проценты, которые были построены на Ветхом Завете. Отметим, что изучая ссудный процент, к Новому Завету обратились лишь около 1050 года. Большая часть разъяснений и заявлений по поводу ростовщичества и ссудного процента приходились на выступления ранних священнослужителей – в своих проповедях и наставлениях они объяснили недостатки методов, использующих ссудный процент. Они были убеждены, что одалживание денег в рост вредно и подло, поскольку такие действия противоречат учению христианства, которое ставит во главе доброжелательное отношение друг к другу. Крайняя жадность в сердцах ростовщиков породила повсеместное использование процентных ставок.

Василий Великий, архиепископ Кесарийский (329-379) – один из священников раннего христианства – рассматривал греховность ссудного процента как акт бесчеловечности. Доход заимодавцев добыт из бед нуждающихся, а накопленное ими золото и богатство – из слез и невзгод бедняков.

Он пытался убедить богатых и бедных отказаться от участия в ссудных операциях. Святой Григорий Нисский (335- 395) – младший брат Василия Великого – также осуждал практику взыскивания ссудного процента по той причине, что одолжение, которое заимодавец оказывает предоставляя заем, в действительности лишь мнимая добродетель, а займы и кредиты, выданные небогатым слоям населения и вовсе ведут последних к разорению. Тот, кто занимается подобной деятельностью, исходит из желания накопить и приумножить золото в своих интересах, не принося никакой пользы другим. Св. Григорий сравнил ростовщичество с добиванием уже израненного противника. Святитель Иоанн Златоуст (344-407) был убежден, что запреты на практику ссудных процентов, содержащиеся в Ветхом Завете и обращенные к евреям являются универсальными и распространяются на Новый Завет. Святой Амвросий назвал процент по потребительскому займу мошенничеством и изменой, и сравнил его с волнами, из-за ударов которых происходит кораблекрушение. Святой Августин утверждал, что когда бедных облагают процентом – это более жестокое преступление, чем если бы грабитель обворовывал богатых. Святой Ансельм Кентерберийский (1033-1109) – искусный итальянский торговец – стал одним из первых, кто в средние века прировнял практику начисления процентов по займам к разбою.

Взгляды и убеждения священнослужителей относительно ссудного процента, нашли свое отражение в ряде законодательных актов, известных как Канон, изложенные и внедренные в период раннего христианства. Канон 20, принятый в 306 году Собором в Эльвире (Испания), стал первым законом, который запрещал всем церковникам работу с ссудным процентом. Духовные лица, нарушившие закон, понижались в должности (The Catholic Encyclopedia, 1912). Однако из Канона не следовал четко оговоренный запрет для мирян. Аналогично Апостольский Канон 44, принятый Собором в Арли в 314 году, запрещал священнослужителям под страхом наказания практиковать ссудный процент. Первый Никейский собор в 325, выпустил Канон 17, в котором содержалась угроза увольнения священников, замешанных в деятельности с использованием ссудного процента. Впервые, публично распространенный запрет был озвучен Первым Карфагенским собором в Каноне 12 и Церковным собором Экс-ла-Шапель в Каноне 36, в 345 и 789 годах соответственно.

Церковное порицание сделок с судным процентом набирает силу на протяжении IX века. Все священники были обязаны следовать церковным законам, а те, кто ослушался наказывались. Согласно Канону, изданному Третьим Латеранским собором в 1179 году, христианские священники должны были отказываться хоронить ростовщиков в освященной земле. Второй Лионский собор в 1274 году предписывал обществу, компаниям, организациям и физическим лицам отклонять просьбы иностранцев, практикующих ссудный процент, об аренде дома вышеперечисленных собственников. Пик протеста пришелся на 1311 год, когда Венский Собор объявил о том, что гражданское право не оказывает никакого влияния на тех, кто по-прежнему практикует ссудные проценты, не считая их греховными; такие граждане получили статус «отклонившихся от христианской веры». Следующее тезисное описание формулирует убеждения священников раннего христианства:

1. Ссудным процентом считалось то, что просится взамен в размере, превышающем ту сумму, что была предоставлена или одолжена ранее.

2. Взыскивание ссудного процента является грехом и запрещено Ветхим и Новым Заветами.

3. Надежда или намерение получить доход с одолженного или отданного в займы считается греховным.

4. Ссудный процент следуют возвратить его первоначальному владельцу.

5. В высоких ценах товаров, по которым предоставляется заем на их покупку, скрыта процентная ставка.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 879. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия