Взгляды реформаторов
XVI век - 1836 год Эпоха реформистов началась в середине XVI века. Данная группа внесла изменения и сформировала новый взгляд на теорию и практику процента, который, конечно, отличался от мнения группы ученых. Одним из ярких сторонников этой группы был протестантский лидер по имени Жан Кальвин (1509-1564). Его взгляды разделяли два других известных реформаторов: французский юрист Шарль Дюмулен (1500-1566) и католический юрист Клавдий Салмазий (Клод де Сомез) (1588-1653). В рядах реформаторов также участвуют Мартин Лютер (1483-1546), Филипп Меланхтон (1497-1560) из Германии и Цвингли Ульрих (1484-1531) из Швейцарии. Жан Кальвин в своем анализе процента использовал то, что он называл «золотым правилом нравственности», т.е. этическое правило, которое может быть сформулировано как «поступайте по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к вам». По его словам, ссудный процент считался грехом, только если его использование наносило кому-то вред. Кальвин отвергал точку зрение Аристотеля, который считал деньги стерильными, бесплодными. Кальвин видел функцию денег в умножении богатства. Человек, взявший взаймы, должен был использовать деньги в целях увеличения своей продукции и доходов так, чтобы они не лежали мертвым капиталом. Несмотря на то, что Кальвин не был согласен с запретом на взимание процентов, универсальный дозволенный процент он также не одобрял, предпочитая упразднить его полностью. Он полагал, что умеренный ссудный процент может и необходим для бизнеса, но практика взыскивания процента не должна становиться постоянным ремеслом. Любой, прибегающий к извлечению прибыли посредством взимания процентов по займу, должен быть изгнан из церкви. Проценты не должны начисляться бедным и не должны превышать максимально разрешенную ставку. Заимодавцы должны держаться за слово Божие, а не клиентов. Получение и начисление ссудного процента не считалось нормой, и заимодавцу не следовало получать прибыли больше, чем заемщику. Словом, Кальвин полагал, что процент, не ставший обременением, не причинивший вред должнику – не считается грехом, и является правомерным, если он начислен по займам, выданным богатым, которые явно преследуют цель увеличить свой капитал. Шарль Дюмулен, известный французский юрист, был первым католическим писателем, стремившийся к легитимности умеренного процента. По его словам, Ветхий и Новый Заветы запрещают ссудный процент и осуждают его с точки зрения греха, направленного против милосердия. Он был убежден, что данный запрет действовал только по отношению к беднякам, тогда как нигде – ни в божественном праве, ни в естественном не говорилось, что ссужать деньги под процент запрещено. В случае с займом бизнесу, Дюмулен ратовал против того, чтобы заимодавец получал долю с прибыли заемщика только на том основании, что он предоставил заем. Вместо этого, Дюмулен отметил, что процент, взимаемый с клиента – есть плата за функцию денег, которые имеют свою ценность. Клавдий Салмазий – последователь Кальвина, был самым отчаянным борцом за легализацию процента. И хотя Кальвин сомневался по поводу правомерности любых процентов, а Дюмулен считал необходимым освободить бедных от выплаты процентов, то Салмазий, со своей стороны, защищал всех ростовщиков, даже тех, кто наживался на бедняках. Салмазий искренне полагал, что деньги могут быть проданы точно так же, как любые другие товары. Если в бизнесе законна продажа и покупка товаров за деньги, нет никаких причин, по которым нельзя делать деньги из денег. Учитывая, что каждый человек промышляет тем, что зарабатывает себе на жизнь у кого-то, это правило применимо и в вопросах ссудного процента. Салмазий утверждал, что ростовщики в действительности оказывают всем полезные услуги, исполняя потребности общества. И если ростовщику была выдана лицензия правительства, это означало, что их деятельность одобрена и, следовательно, их статус приравнивался к государственным чиновникам, таким как сборщики налогов, и, значит, обвиняя в грехе ростовщиков, это обвинение автоматически адресовалось правительству. Салмазий относился с пренебрежением к божественным запретам ссудного процента. Он предпочитал, чтобы светские законы регулировали вопросы процента и прибыли. Резюмируя можно отметить, что реформаторы высказывались за полную легитимацию процентов, с условием, что это не причинит вреда и не наложит непосильное бремя. По их мнению, ссудный процент был способен помочь бизнесменам в стимулировании экономики. Таким образом, мораль и нечестивость уже не стояли на повестки эпохи.
|