Концепции процента и ростовщичества с точки зрения немусульман
Среди немусульман можно найти различные мнения в отношении взимания процентов и ростовщичества. Но в рамках данной главы будут рассмотрены несколько конкретные групп. Первая группа – это группа, сформированная в дохристианскую цивилизацию, то есть включает в себя евреев, греков и римлян. Вторая группа включает в себя христиан. Что касается причины, по которой предпочтение было отдано именно этим двум группам, то, Ислам признает всех пророков иудеев - Авраама, Исаака, Моисея и пророка для христиан – Иисуса. Имена этих пророков часто упоминаются в Коране, например, в суре «Скот» аятах 84 и 85: «Мы даровали ему Исхака (Исаака) и Йакуба (Иакова). Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха (Ноя), а из его потомства – Давуда (Давида), Сулеймана (Соломона), Айуба (Иова), Йу- суфа (Иосифа), Мусу (Моисея) и Харуна (Аарона). Таким образом Мы воздаем творящим добро. А также Закарию (Захарию), Йахйу (Иоанна), Ису (Иисуса) и Ильяса (Илию). Все они были из числа праведников» (Коран, 6: 84-85). А также в суре «Корова» аяте 87 Всевышний говорит: «Мы даровали Мусе (Моисею) Писание и отправили вслед за ним череду посланников. Мы даровали Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии), ясные знамения и укрепили его Святым Духом (Джибрилем). Неужели каждый раз, когда посланник приносил вам то, что было вам не по душе, вы проявляли высокомерие, нарекали лжецами одних и убивали других» (Коран, 2: 87). Ислам признает обе группы и называет их представителей «людьми Писания», которым были посланы Тора и Евангелие. В Коране есть ряд обращений к «людям Писания», например Всевышний Аллах в суре «Корова» аятах 145 и 146 говорит: «Какое бы знамение ты ни показал тем, кому было даровано Писание, они все равно не станут обращаться к твоей кибле, а ты не станешь обращаться к их кибле. Никто не станет обращаться к кибле других. А если ты станешь потакать их желаниям после того, как к тебе явилось знание, то тогда ты окажешься в числе беззаконников. Те, кому Мы даровали Писание, знают его (Мухаммада или Каабу), как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину» (Коран, 2: 145-146). Большое количество рабочего материала и трудов, в которых великие священнослужители изучали вопросы процента и ростовщичества, также позволяют нам рассматривать дохристианскую и христианскую группы в качестве теории концепции ростовщичества. Кроме того, вклад греков и римлян в развитие цивилизации является предпосылкой изучения их точки зрения по данной проблематике, которая повлияла на суждение мусульман и немусульман о проценте и ростовщичестве. В дальнейшем, в этой главе термин «процент» будет использоваться вместо термина «ростовщичество», так как до 1836 года ростовщичество имело то же значение, что процент, то есть сумма, превышающая основную сумму займа. Ростовщичество как чрезмерный процент стало рассматриваться уже после легализации Христианской Церковью ростовщичества с ограниченной ставкой, эта ставка стала именоваться «процентом». Отсутствие точек зрения иных не рассматриваемых групп в данной главе, не говорит о том, что таковых не существует. Например, в индуизме ссылки на ростовщичество можно найти в древних индийских религиозных манускриптах как Веды и Сутра. В ведических текстах, ростовщик или «кусидин» (kusidin), выдающий под процент кредиты, упоминается несколько раз. Более подробное описание выплат процентов можно найти в книге Сутра. Васиштха, известный индусский законодатель того времени, составил специальный закон, который запретил высшим кастам - брахманы и кшатрии - выдавать займы на основе процентов. В одной из важнейших литературных памятников буддизма - Джатаки - о ростовщичестве говорится довольно в унизительной манере. Ко второму веку ростовщичество стало относительным понятием, что было резюмировано Законами Ману, где любая процентная ставка, которая превышает законно установленную ставку и не может быть возращена, означает кредит, основанный на ростовщичестве. Ростовщичество среди индийского общества, в конце концов, перестало быть темой для обсуждения, и, несмотря на то, что практика ростовщичества все еще не поощряется, фактически никто не осуществляет функций контроля и запрета.
|